Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:24, реферат

Описание

Хотя политологическая тематика всегда привлекала великих мыслителей прошлого, лишь в нашем веке возникла научная дисциплина, специализирующаяся на ее изучении. Политология изучается в университетах многих стран, где присваиваются соответствующие академические степени, проводятся теоретические и прикладные исследования.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….2стр.
2.Предмет политология………………………………………………………6стр.
3. Специфика политической науки……………………………………….....8стр.
4. Актуальность политического знания……………………………………10стр.
5. Задачи и приоритеты политологии……………………………………...15стр.
Заключение…………………………………………………………………..17стр.
Список использованной литературы ………………………………………18стр.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 38.30 Кб (Скачать документ)

- анализ причин  возникновения кризисных ситуаций  и путей их урегулирования;

- аргументированное  объяснение происходящих политических  процессов, причин их возникновения,  роли в развитии общества;

- выработка практических  рекомендаций по созданию стабильного  развития политической системы  общества.

Переходя из области теоретических рассуждений  в реальную жизнь, следует заметить одну очень важную тенденцию, наметившуюся в последние десятилетия. Имеются в виду протекающие повсеместно процессы глобализации и интеграции. Классическими примерами того являются Европейский союз, многочисленные экономические союзы. Сближение государств идет как в экономике, так и политике. Возникают и увеличиваются влиятельные межправительственные, международные общественные организации, входят в практику многосторонние международные соглашения.

Следует отметить, что отдельно взятое государство  не может полноценно существовать и  самореализовываться на благо своих граждан вне этих закономерных процессов. Вливаясь в них, оно неминуемо отдает часть своего суверенитета мировому сообществу, обязуясь подчиняться коллективным решениям. Вследствие этого возрастает значение внешнеполитического направления. Наблюдается усиление описанных тенденций, на основе чего, можно прогнозировать создание в будущем всемирной державы.

Постоянно меняющаяся экономическая и политическая ситуация в мире, требует от руководителей  любого государства создания института  политологии. Потому что, на мой взгляд, в современном мире, для достижения стабильности в общественных сферах жизни немаловажную роль играет профессионализм  политолога.

Я считаю, что  профессионализм политолога и его  реальная деятельность оценивается  несколькими компонентами. Такими, как анализ ситуации, принятие решений  и управление событиями. Для политолога важны некоторые навыки, свойственные профессии социолога, как, например, опрос общественного мнения с  учетом специфики политического  анализа. При принятии политических решений современному политологу понадобится  профессиональное применение математических методов и умение пользоваться результатами анализа.

Профессиональный  политолог должен уметь выявлять позиции основных участников политических событий с учетом их ролей, определять сложившуюся расстановку общественно-политических сил и возможные тенденции  ее изменения. Профессиональному политологу важны также знания в области  организационной работы, позволяющие  обеспечить необходимую дисциплину и контроль, осуществлять кадровую политику.

Согласованные рекомендации экономистов, юристов  и политологов, могут предотвратить  нежелательные социальные проблемы. Если большинство политологов будет  соответствовать выше перечисленным  критериям то, наверняка, большинство современных мировых и внутригосударственных политических и экономических проблем будет решено. 
 
 

4.Актуальность политического знания

Последнее десятилетие, которое продемонстрировало становление  отечественной политической науки, характеризуется постепенным утверждением демократической государственности. Политический демократизм, в свою очередь, стимулирует развитие теоретического политического знания, способствует повышению культуры политического  дискурса, культуры гражданственности, поднимает роль политического образования. Происходящее переосмысление значения политических факторов в жизни общества делает в настоящее время проблему политического знания одной из актуальных философских тем. 
Политическое знание как вид социального знания тождественно с ним своим объектом, в роли которого выступает общество. Вместе с тем политическое знание имеет свой особый предмет. Говоря предельно абстрактно, предметом политического знания является политическое. Политическое - это особая система человеческих связей, духовно и предметно-нацеленных, в которых реализуется общественная природа человека: его связанность с другими людьми, его способность к совместному существованию, его интерес к устроению общей жизни в виде построения социальных форм общежития и поддержания его социальных норм. Политическое обладает исключительной важностью для человека, поскольку только оно является единственным реальным гарантом сохранения человеком себя как социального существа. Поэтому будет правильным считать, что именно к политической сфере, а не к религии, морали и даже не к экономической деятельности обращается человек, когда желает определить себя как субъекта деятельности, уточнить свой реальный статус в обществе, добиться официального признания себя и своих заслуг.

Своевременность изучения членами общества политического  знания как самостоятельного феномена, на мой взгляд, определяется и явлениями, которые связаны с кризисом позитивистской политической науки Запада и стремлениями отечественных политологов и  философов избежать повторения этого  этапа развития политического знания.

Также теоретически актуальными становится в настоящее  время и осознание того, что  многие проблемы политического мира обусловливаются состоянием и уровнем  развития политического знания, которое  является не посторонним компонентом  политики, а всегда включено в ткань  политической реальности, определяя  политическое действие человека и его  политическое мироощущение. Поскольку политика все больше становиться силой, способной осуществить согласование разнообразных и противоречивых устремлений людей, внести единство в плюрализм целей и задач, объединить в единое целое различные подсистемы социального организма, постольку особое значение в созидании интеллектуальных основ политического консенсуса приобретает политическое знание. Именно развитие политического знания, утверждение культуры политических дискуссий и дебатов, неустанный поиск нравственных оснований политики, а не политические битвы и схватки, революционные потрясения и государственные перевороты, как мне кажется, становятся знаком современного человеческого существования.

Человек как  существо политическое начинает вновь  обретать свою истинную природу, состоящую  не в деструктивной силе разъединения и самоутверждения, а в сопричастности и соучастии каждого в судьбе каждого. Поэтому сегодня нам  нужно обратить свой взор на политическое знание и политический разум, на его  созидательную и мироустроительную способность, его творческий потенциал, его устремленность в будущее и перспективную нацеленность.

Особое значение изучение политического знания приобретает  в современных российских условиях. Ведь ни для кого из нас не является секретом тот факт, что уже сегодня  современная история России может  быть расценена как один из самых  драматических периодов ее развития, сравнимых с наиболее крутыми  переходными эпохами. Содержание ее и смысл будут предметом пристального внимания и острых дискуссий многих поколений исследователей. Время  высветит еще новые, ныне потаенные, оттенки, тенденции, сущностные характеристики современных нам событий, расширит возможности более глубокого  и всестороннего понимания исторической эпохи, в которой мы, ее современники, являемся действующими, а посему заинтересованными  в том или ином повороте событий, лицами. Поэтому с задачами совершенствования  политического знания в настоящее  время связаны демократические  ожидания граждан России, их надежды  на творческое развитие политического  разума, на возможности политического  диалога между политиками в целях  избежания новых глубинных потрясений.

Политическое  знание, которое в отличие от других форм социальной действительности, сконцентрировано не столько на познании сложившихся  форм социального бытия, сколько  на поиске образа будущего, на разработке стратегии возможного общественного  движения; политическое знание, на которое  возлагаются надежды ученых и  политиков в деле стабилизации политического  развития и снятии политических и  социальных конфликтов, должно быть осмысленно философией и стать объектом исследования его гносеологического статуса.

Я считаю, что  в этой связи очень важными  и чрезвычайно актуальными становятся исследования проблемы самобытности политического  знания, его содержательных и функциональных возможностей и границ. Они доказывают автономность политического знания и показывают, что являясь элементом  политического и в то же время  фактором, творчески преображающим  политику, конструирующим политическую реальность, политическое знание уникально  и своеобразно не сводимо ни к  одному из имеющихся в человеческом арсенале гносеологических продуктов.

Политическое  знание как продукт политического  познания и инструмент политики вызывало интерес философии с ранних этапов ее становления, однако его изучение, как правило, оставалось на периферии  философских трудов, осуществляясь  в контексте общефилософского осмысления политических явлений.

Марксизм Х1Х  века сознательно выдвинул политические вопросы на передний план социально-философского исследования, подчиняя социальную философию  задачам изучения сущности политики и ее роли в процессе естественно-исторического развития общества, придавая большое значение осмыслению политической идеологии, политического сознания.

В послеоктябрьской России не были сформированы ни традиции политической философии, ни политической науки как автономной научной  дисциплины. Долгие годы отмечалось высокомерное пренебрежение к субъективному  анализу политических реалий и проведению конкретных политологических исследований, т.к. на первом плане находился идеологический компонент политического знания. Исследования политики в советский  период проводилось в основном в  пределах исторического материализма как социальной философии марксизма  и научного коммунизма (начиная с 60-х годов) как его политической теории. Постепенно политика стала  объектом комплексного исследования различных  социальных наук. К ее изучению подключилась юриспруденция, история, социология, соц. психология. Однако власти, контролировавшие идеологическую ситуацию в стране, продолжали относиться с большим  подозрением к возможности признания  за комплексными политическими исследованиями статуса самостоятельной науки. Но исследовательское любопытство  заставило советских ученых сбросить "покрывало неведения" с политической науки. Это впервые предприняли  Ф.М.Бурлацкий, А.В.Дмитриев, А.А.Галкин, Г.Х.Шахназаров и др.

В советские  годы появились значимые философские  работы о политике, ее сущности, ее субъективной стороне, методологии исследования политических явлений, поэтому нельзя сказать, что изучение проблем политики было только схоластическим и проводилось  в жестких пределах, определяемых партийно-идеологическими установками. Политические исследования в 70-е - 80-е годы были плодотворными и накопили серьезный фактический материал в изучении политической действительности, политического сознания.

Теоретиками политики было привлечено внимание к вопросу  о сущности политики, политической власти и природе политических отношений (Н.И.Азаров, А.П.Бутенко, А.А.Галкин, Д.А.Керимов, В.Е.Чиркин и др.). В этот период политика рассматривалась через призму отношений власти и ее деятельности, и центральными категориями политического анализа были "политическая система", "политические отношения", "политическая организация". Категория "политическое" еще не была в центре внимания российских исследователей.

К концу 80-х годов  произошло полное раскрепощение  формирующейся политической науки, вышедшей из-под партийно-идеологического  диктата, возник своеобразный политологический бум в области и теоретического осмысления политики, и в сфере  начавшихся конкретных политологических исследований.

Напряженность исследовательского поиска в сфере  политики не спадает и в конце 90-х годов. Активизируется отечественная политическая философия (работы Б.Н.Бессонова, К.С.Гаджиева, В.П.Макаренко, А.С.Панарина и др.) Современная российская политическая философия в 90-е годы ставит важнейшие философские вопросы теории политического: анализируется соотношение политической власти и знания, осваивается категория политического, раскрывается проблема смысла в политике, исследуется роль политического знака, анализируется политическая речь и политический язык. Опять и опять встают вечные вопросы политической философии: мораль и политика, политическая справедливость. Обобщение накопленного отечественной философией опыта исследования политического знания позволяет мне сделать следующие выводы.

1. Политическое  знание обладает экстенсивными  и интенсивными содержательными  границами, где под первыми  понимаются его содержательные  отличия от других видов социального  знания (не политического знания), а под вторыми - предел объективности  и адекватности отражения политического,  показывающий состоятельность политического  знания, его достоверность;

2. Политическое  знание многослойно и многомерно, существует в форме теоретического  и прикладного знания. В первой  форме оно включает в свой  состав политическую философию,  политологию (теоретическую и  прикладную) и политическую идеологию.  Во второй форме - выражается  средствами политической риторики, фиксируется в политических решениях.

3. Современное  политическое знание играет важную  роль в установлении политической  справедливости. Политическая справедливость  является "истиной" политического  и удерживает политику в рамках  морального должного.

4. Политическое  знание как отражение политического  и усвоение его смысла обладает  деятельной природой, рождается  в процессе политической коммуникации  и является публичным по форме  своей представленности в обществе, волевым по своей практической нацеленности.

В современном  мире не кажутся уже продуктивными апелляции к иррациональному в политике, к скупым и неуправляемым политическим инстинктам, эмоциям, чувствам, стереотипам. Рационализация политической жизни рационализирует политическое мышление, повышая уровень политического знания. Местом, где начинает рождаться политическое знание нового типа, становится рациональная дискуссия. Об этом давно мечтали политические философы, строя свои проекты политического переустройства социального мира.

Информация о работе Политология как наука