Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 10:16, реферат
Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
По способу возникновения, определяемому соотношением политических сил (прогрессивных и традиционалистских, реакционных), конституционализм может иметь договорной характер, т. е. быть результатом взаимного согласия общества и государства, или октроированный, т. е. «спускаться» сверху государством. Во втором случае монарх дает обществу конституцию, сознательно ограничивая собственные полномочия, отказываясь от них в пользу правительства и парламента.
Договорный конституционализм преобладал в странах классической, хаотической модернизации, где процессы формирования гражданского общества и правового государства шли параллельно и постепенно. Эти процессы имели экономические, социальные и культурные предпосылки и естественным образом сформировали социальную структуру гражданского общества в лице среднего класса (мелких торговцев, предпринимателей, ремесленников, фермеров, лиц свободных профессий и т. д.), обеспечили экономическое господство буржуазии. Затем экономическое господство буржуазии через революцию было дополнено политическим - переходом в ее руки власти. В процессе модернизации государство и гражданское общество тесно взаимодействуют.
Октроированный
конституционализм характерен для
стран запаздывающей
Выбор конкретных политических форм перехода от абсолютизма к демократии, во время которого изменялось соотношение государства и гражданского общества, кроме исторических, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного представительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать интересы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Однако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней переходила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.
Исходя
из этого, распределение полномочий
между тремя политическими
Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.
Большинство
стран Западной Европы пыталось перенести
английский вариант в свои общества. Однако
наличие двух противоборствующих политических
потоков - республиканско-
Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных ассоциаций и росту их членов, прежде всего, способствуют следующие структурные факторы: повышение образовательного уровня населения; развитие общественных коммуникаций; периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения; реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.
В
то же время извечными трудностями
становления и развития гражданского
общества являются не только активность
государства, стремление правящих элит
к усилению своих позиций в
социуме и даже превышению собственных
полномочий. Серьезную опасность для
формирования и существования гражданского
общества представляет и деятельность
различного рода корпоративно-бюрократических
структур внутри государства, неизменно
принижающих статус самодеятельной активности
граждан и стремящихся усилить государственную
опеку над нею. Самостоятельными и крайне
важными причинами ослабления позиций
гражданского общества служат и непроясненность
для населения ценностей социальной самодеятельности,
отсутствие приверженности общественного
мнения ценностям идеологии прав человека.
Поэтому гражданское общество не возникает
там, где люди не борются за свои права
и свободы, где отсутствуют традиции критического
анализа общественностью деятельности
властей и, наконец, где политические свободы
воспринимаются людьми как своеволие
и отсутствие ответственности за свои
поступки.
1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. Теория государства и права. Учебник. -- М.: Издательская группа ИНФРА .М -- НОРМА, 1997.
2. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
3. Мухаев
Р.Т. Политология: учебник для
студентов юридических и
4. Панарин А.С. Политология. Учебник. Издание второе переработанное и дополненное. – М., 2001
5. Соловьев А.И.
Три облика государства – три
стратегии гражданского