Понятие и формы реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:24, реферат

Описание

Цель работы – охарактеризовать реализацию норм права как фундаментальную категорию науки государства и права.
Задачи данной курсовой работы:
дать общую характеристику реализации норм права,
дать теоретико-правовую характеристику отдельных форм реализации норм права,
охарактеризовать правоприменение как особую форму реализации норм права,
раскрыть актуальность проблемы пробелов в праве и рассмотреть способы их восполнения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……..3
Понятие и формы реализации права ………………………………….6
2 Применение права, как особая форма реализации …………………...11
Заключение ………………………………………………….……………26
Список литературы ……………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

реализация права.docx

— 39.97 Кб (Скачать документ)

Путем применения права государство  в своей деятельности осуществляет две  основные функции: а) организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На  этом основании в литературе выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных  органов по реализации предписаний  норм права путем создания, изменения  или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

Применение  права — это второй по значению после правотворчества, а при  известных социальных условиях и не менее важный фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе, в процессе воздействия права на общественные отношения (хотя не будем упускать из поля зрения тот негативный эффект, который может наступить в случаях произвольной индивидуальной регуляции).

Применение  права – одна из форм государственной  деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя».

Применение  права от других форм реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо  бездействие, право на правоприменительную  деятельность сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит  производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других. Отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием, механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права  должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем  более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют «вознаграждения». Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.   
 Субъекты применения права

Применять нормы права - это значит применять  власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный. Так, по мнению М. С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента власти.

Граждане  не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение  права.

Одна из важнейших особенностей применения права, отражающая его властно-государственный  характер, состоит в том, что применять  юридические нормы могут только специальные (компетентные) органы.

Применение  права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.

Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.

Задачами  субъектов правоприменения являются оказание содействия, принуждение к реализации правовых норм, возложение ответственности в случае нарушения правовых норм и т.д.

Правоприменительная деятельность связана с особыми  приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и  навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся:

  1. государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.);
  2. должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.);
  3. некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Последним, с целью активизации участие  масс в управлении общественными  делами в юридической сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных авторитарных качеств.

Одним из субъектов правоприменительной  деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом  одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясь принципом публичности в, установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения.

Цель  применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего  общества. Поэтому правоприменительная  деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.

Стадии  применения права

Структура правоприменительной практики рассматривается в литературе в  нескольких аспектах: во-первых, как  процесс и слагаемые юридической  деятельности, во-вторых, в качестве системы правовых отношений, образующих содержание деятельности по применению права, в-третьих, как конкретные элементы правоприменительной практики анализируется  в литературе В.К. Бабаевым, Н.Н. Вопленко и В.И. Леушиным. Так же нет единого мнения и по поводу количества стадий правоприменения. Как правило, выделяют четыре стадии.

1. Установление фактической основы  дела (или «установление истины»). Исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права  и являющиеся юридически значимыми.  При этом установление фактических  обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств, фактов (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев, заключений сведущих  лиц).

2. Установление юридической основы  дела (или юридической квалификации). На этой стадии решается вопрос, какая норма права распространяется  на данный случай, подпадает ли  этот факт под ее действие (в  момент рассмотрения дела, в пространстве, по кругу лиц). При этом нельзя  применять норму права, которой  не было, когда рассматриваемые  отношения возникли, а так же  не может быть применена норма  права, не вступившая в законную  силу. Наконец, осуществляя проверку  выбранной нормы, необходимо установить ее подлинный текст, пользуясь официальным источником.

3. Принятие решения (оформление  юридического документа). Эта стадия  является основной, в ходе нее  осуществляется применение права,  в то время как предшествующие  стадии лишь только подготавливают  предварительные условия и материалы  для окончательного решения по делу.

4. Исполнение правоприменительного  акта. На этом этапе проверяется  правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий  правоприменителя, и устанавливаются порядок исполнения правоприменительного акта и лица, ответственные за исполнение решения. Здесь государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность в целях защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реализация  норм права играет большую роль в  развитии государства и права, и  общества в целом. 

Выделяют 4 формы реализации права – соблюдение, исполнение, использование и применение.

Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных  законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права  в конкретном случае и вынесения  индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Субъектами применения права являются государственные органы, должностные  лица, некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Выделяют  четыре главные стадии правоприменения: установление фактической основы дела; стадия юридической квалификации; принятие решения по делу; исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной  деятельности выступают акты применения права, которые классифицируются по большому числу критериев.

Реализация  является необходимым и основным критерием действия существующего  права.  
  
  
 

 

 

 

 
 

Список  литературы:

  1. Нормативно-правовые акты:
  1. Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - № 237 от 25.12.1993.
  1. Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  1. Литература:

1.     Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995.

2.     Анишина В.И. Решения российских судов в системе праворегулирования: некоторые проблемы теории и практики // Государство и право. - 2007 - № 7.

3.     Вопленко Н.Н., Рожнов В.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и функции: Монография, Волгоград;

4.     Анюков С. Г. Проблем правотворчества // Российская газета. - 2008- № 34 (4591). - 16 февраля.

5.     Бошно С.В. Прецедент, закон и доктрина (опыт социолого-юридического исследования) // Государство и право. - 2007 - № 4.

6.     Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. - Н. Новгород, 1992. 

 

 


Информация о работе Понятие и формы реализации права