Понятие и элементы избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.
Изучив большое количество учебной литературы, в данной работе я решила придерживаться научных, учебных трудов следующих авторов: Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е, Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...........…...…...3
1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ..…….......…....6
1.1 Понятие избирательной системы …………………………….………...........6
1.2 Элементы избирательной системы………... ………………………..........…8
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ………………………...…................11
2.1Общая характеристика мажоритарной системы ………………...........…...11
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы ……….…………...............13
2.3 Смешанные системы .……………………………………………................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….........…..19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….........…..21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Избирательная система.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Мажоритарная система  относительного большинства - это самая  простая система. «По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины»7. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется,  например,  на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично  в Германии и частично, как известно, в России.  Очень часто она применяется при местных выборах.                Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные. Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

Другой способ  -  так  называемое  альтернативное   голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном  округе  голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их  фамилий их  предпочтительность  для  него.  Против   фамилии   самого   желательного кандидата   он   ставит   цифру   1,   против    фамилии    следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый  не пройдет)  -  цифру  2  и  так  далее.   При  подсчете   голосов   бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если  же  не  избран  ни  один  из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого  меньше всего первых  предпочтений,  а его бюллетени передаются  другим  кандидатам   в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни  у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней,  исключается кандидат с наименьшим  числом  первых  и  вторых  предпочтений,  и  процесс продолжается до тех пор, пока  у какого-либо  из  кандидатов  не  соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том,  что можно обойтись  однократным голосованием.  Применяется он,  например,  при выборах нижней  палаты   Парламента   в   Австралии.   Теоретики,   правда, сомневаются,  насколько  обоснованно  приравнивание  второго  и  тем   более третьего предпочтения к первому.

 

2.2 Правовой  анализ пропорциональной системы

 

Система  пропорционального  представительства политических партий  и  движений, сокращенно называется  пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия  получала  в  парламенте или ином представительном органе число мандатов,  пропорциональное числу голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на   выборах.   Требование   пропорционального представительства подчас  поднимается на  конституционный уровень.

Чтобы  избежать  нежелательной  политической  дробности   парламентских палат, которая порождается  пропорциональной системой выборов, в  ряде  стран введен так называемый заградительный пункт «или оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей»8. Одной из первых, заградительный  пункт  в  виде  5-процентной  оговорки   установила Федеративная   Республика  Германия,  где  закон  допустил  к   распределению мандатов  в Бундестаге  только  партийные списки, собравшие не менее  5 процентов действительных голосов. В дальнейшем заградительный пункт  стал  применяться  довольно  широко, включая  постсоциалистические  страны,  и  обычно  колеблется  от  3  до   5 процентов. «При выборах депутатов в Государственную Думу установлен 5-проценный барьер»9.

В странах со сложившейся партийной системой  ущерб  от  заградительного пункта незначителен.  Напротив,  там,  где четкой  партийной системы еще нет, в  результате  действия  заградительного  пункта  пропадает значительная часть  голосов  избирателей.  Из этого следует, что  нужны крупные политические объединения.

Распределение  мандатов  при  пропорциональной  системе  происходит  по нескольким схемам.

Одна из них  заключается в определении избирательной  квоты  (раньше  она именовалась  избирательным метром),  то  есть  того  числа  голосов,  которое необходимо для избрания  одного  депутата.  Затем  на  квоту  делится  число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов  партий,  и частное от этого деления дает  число  мандатов,  полагающихся  этой  партии.  Определяется квота разными способами.

Одна из избирательных  квот определяется «путем  деления  количества голосов  на   число  выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ»10. Она определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов. Например, предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию 5 депутатов, баллотируются списки 3 партий. Соотношение поданных за них голосов следующее:

партия А- 85 голосов, партия В- 69 голосов, партия С- 136 голосов.

Всего подано 290 голосов. По квоте распределение мандатов будет следующее: сначала определим квоту – 290:5=58. затем делим результаты партий на квоту и получаем: партия А- 85:58=1 мандат и 47 голосов в остатке, партия В- 69:58= 1 мандат и 18 голосов в остатке, партия С- 136:58=2 мандата и 34 голосов в остатке. Мы распределили 4 мандата из 5. Оставшийся мандат можно распределит разными методами.

Один  из них применяемый   при   выборах   в Государственную   Думу РФ метод наибольшего остатка, при    котором нераспределенные   мандаты   переходят  к партиям,  имеющим  наибольшие неиспользованные остатки голосов. В нашем  примере оставшийся мандат перешел бы к партии А. Итог был бы следующим:

партия А  – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия С – 2 мандата.

Другой метод - наибольшей  средней -  заключается в том,  что число полученных партией голосов делится на  число полученных  ею  мандатов  плюс один, а нераспределенные мандаты передаются партиям с наибольшими средними.

Еще одно определение  квоты предложил  в  прошлом  веке  британский барристер Друп: квота= [х: (у + 1)] + 1.

В рассмотренных  примерах  брался  один   избирательный  округ.  Однако бывает так,  что  распределение  оставшихся  мандатов  происходит  на  более широкой  территории - объединенных избирательных округов (Австрия)  или  даже всей страны (Италия).

В таких  избирательных  округах суммируются  нераспределенные  мандаты  и  неиспользованные  остатки голосов из соответствующих  земель, и распределение  завершается  применением метода д'0ндта. При этом партии, не получившие мандатов при первом распределении, из второго распределения исключаются.

Чтобы избежать второго распределения, в некоторых  странах применяется метод делителей. Он заключается в том, что число  голосов, полученных  каждой партией, делится на ряд возрастающих чисел, после  чего  полученные  частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому  месту соответствует числу мандатов, приходящихся на  данный  избирательный  округ, представляет собой избирательную квоту. Число равных  ей,  или  превышающих ее частных, которые имеет партия, указывает на то  число  мандатов,  которое она получает.    В других странах делится число голосов, полученных каждой  партией,  на несколько иной ряд делителей: это либо только нечетные числа, либо  вдобавок к этому  первое  число  бывает  дробным  (например,  1,4)  и  так  далее.

В принципе и  при пропорциональной системе допустимо  выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется  избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.

Эта система  характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном  округе  имеет  столько  голосов, сколько   следует   избрать кандидатов  или меньше  (разумеется,  число голосов у всех   избирателей одинаковое). Он распределяет свои голоса между кандидатами как угодно:  может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например,  какому-то одному из кандидатов отдать все  свои  голоса,  аккумулировать  их  у  него. Отсюда и название системы (от лат.  cumulatio  –  скопление).  Как  полагают британские исследователи избирательных  систем «так же как и ограниченное  голосование,  кумулятивное  голосование способствует обеспечению  представительства  меньшинства  и  избранию  самых популярных кандидатов,  но  его  действие  весьма  неопределенно». Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего  электората  и  правильное ориентирование его в отношении использования голосов.

2.3 Смешанные  системы

 

Смешанная избирательная  система возникает тогда, когда  при выборах одной и той  же представительной палаты применяются  различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов Государственной Думы.

Половина состава Государственной Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства. Вторая половина депутатов Государственной Думы избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

По результатам  голосования депутатские мандаты  распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:

1) подсчитывается  сумма голосов, поданных по  общефедеральному избирательному  округу за общефедеральные списки  кандидатов тех избирательных  объединений, которые оказались  допущены к распределению мандатов. Данная сумма делиться на 225 – число депутатских мандатов, которые распределяют по этому округу. Полученный результат – это первое избирательное частное;

2) число действительных  голосов, полученное каждым общефедеральным  списком кандидатов, которые участвовали в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий общефедеральный список кандидатов;

3) в случае, когда  после произведенных действий в соответствии со вторым правилом, остаются не распределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Не распределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть, т.е. остаток числа, полученного в результате деления. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, который зарегистрировался раньше.

Если общефедеральный  список при регистрации был разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри списка – этими группами и кандидатами, не включенными ни в одну из групп. На первом этапе такого распределения устанавливается число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходят в первую очередь.

Оставшиеся  не распределенными внутри списка мандаты распределяются в точности по изложенным выше правилам. С той разницей, что в правиле № 1 делиться общее число голосов, полученных списком, на число оставшихся не распределенными внутри этого списка мандатов. По правилу № 2 на избирательное частное делиться число голосов, поданных за каждую региональную группу в соответствующем субъекте РФ или группе субъектов РФ. Дальнейшее действия аналогичны. Если при этом в одной или нескольких региональных группах не оказалась должного числа кандидатов, то оставшиеся не распределенные мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе я попыталась раскрыть понятие избирательной  системы, выяснить какие виды избирательных  систем существуют, как соотносятся понятия «избирательной системы» и «избирательного права».

Избирательное право  и избирательный процесс непосредственно  связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно  регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.

 Конституция- это  основной закон, который закрепляет  основы общественного строя и  государственного устройства, взаимоотношения  между государством и личностью,  организацию и деятельность системы государственных органов. Конституции не должны противоречить никакие нормативно-правовые акты. И как раз таки, в Конституции РФ и закреплены наши основные права. В том числе и политические права. Мы имеем право, избирать, и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

На мой взгляд, избирательная  система не может существовать без  избирательного права. Эти два понятия  тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Информация о работе Понятие и элементы избирательной системы