Понятие и типы партийных систем.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:40, реферат

Описание

Вместе с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

Работа состоит из  1 файл

lobbizm.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

     Общественные  организации являются активным игроком  на поле взаимодействия бизнеса и  власти в частности в России. При  этом особый интерес для бизнеса  как инструмент лоббизма представляют деловые ассоциации. Специалист по лоббизму должен не просто формировать диалог власти и бизнеса, а должен осуществлять общую систему взаимодействия в структуре: компания - бизнес-ассоциация - власть.

     Для успеха некоторых лоббистских кампаний необходимо наличие институционально закрепленный условий для постоянного ведения диалога. Влияние одиночной фирмы на процесс институционального конструирования, если только это не гигант-монополист, - ничтожно. Решением этого противоречия является ассоциирование бизнеса, т.е. создание деловых ассоциаций, которые могут стать площадкой для переговоров власти и бизнеса. Бизнес в этом случае получает право на выражение консолидированной позиции, а власть приобретает уполномоченного участника переговорного процесса.

     Основы  создания предпринимательских объединений  могут быть различными:

  • отраслевая основа (например, Лига содействия оборонным предприятиям);
  • территориальная основа (Сибирская международная ассоциация крупных, средних и малых предприятий);
  • по размеру предприятий (Российская ассоциация развития малого предпринимательства);
  • по гендерному признаку (Ассоциация женщин -предпринимателей России);
  • по политическим позициям (Российский союз промышленников и предпринимателей).

     Достоинства использования в лоббистской деятельности деловых ассоциаций многогранны. Вне ассоциаций деловые проблемы решаются на индивидуальном уровне общения лоббистов компаний с чиновниками. Но этот алгоритм имеет ряд недостатков:

  • не всегда и не каждая компания в одиночку способна выйти на высокие этажи властной иерархии;
  • ротация чиновников прерывает каналы неформальных связей во властных учреждениях;
  • полномасштабная лоббистская деятельность является серьезным потребителем ресурсов в компании.

     Деловые ассоциации создают такой механизм решения коммерческих проблем, при котором доступ к принятию властного решения не зависит от ресурсных способностей отдельной компании.

     Другое  преимущество ассоциаций - это возможность  действовать на основе представления  консолидированных интересов ее участников, т.е. придавать своему голосу большую значимость за счет достаточного веса ее членов.

     Этот  подход к решению деловых проблем  связан с самим характером проблем. По мере преодоления переходного  периода у бизнеса все более  возрастает потребность в устойчивых и формальных правилах поведения, в предсказуемости и стабильности работы государственной власти. По сути, за ассоциациями закрепляется роль посредника в переговорах власти и бизнеса, что разворачивается для каждой из сторон в конкретный набор задач.

     Вступившие  в ассоциации фирмы ставят перед  собой различные задачи. А именно: донести до властных органов истинное положение дел в данном секторе  рынка, повлиять на принимаемые властью  решения через создание авторитетного  органа, играющего роль эксперта в процессе законотворчества. Появляется возможность довести до сознания власти контуры реально достижимой легальности, определить узкие места и дыры в законодательстве, формирующие соблазн теневого экономического поведения.

     Ассоциация  также дает возможность консолидироваться внутри профессионального сообщества, выработать общую позицию в диалоге с властью. Сам факт ассоциирования фиксирует новую ступень развития бизнеса, когда потребность в легализации становится не требованием власти, а условием развития компании. И, что немаловажно, в случае неудачи или невыгодного имиджа ассоциации удар принимает ассоциация как таковая, а члены компании остаются «в тени».

     Но  при всех этих плюсах ассоциации как  инструменты лоббистской деятельности не свободны от недостатков. Минусы для компаний, использующих ассоциации как посредника для целей лоббизма, сводятся к тому, что в повестке работы ассоциации часто доминируют интересы крупных членов, тогда как именно групповое членство является решающим аргументом в диалоге с властью. В этом случае мелкие компании существуют для статистики и для придания ассоциации веса.

     К тому же известны случаи, когда ассоциации специально создаются крупными отраслевыми  лидерами для отражения своих  интересов, т.е. ассоциация является лишь инструментом для достижения целей, а не реальным институтом гражданского общества.

     Использование ассоциаций ведет также к необходимости  для компаний-участников находить компромиссное  решение, т.е. поступаться частью своих  первоначальных планов. 

     Лоббистские структуры

     Но  не только работа через ассоциации является неотъемлемым элементом квалифицированной  лоббистской деятельности. Не менее  перспективно использование лоббистских структур.

     В настоящее время в России ситуация такова, что компании готовы тратить  деньги на лоббирование своих интересов, и есть профессионалы в этой области, готовые работать в данной сфере. Неизбежно, такая ситуация приводит к формированию рынка лоббистских услуг, к появлению фирм, которые осуществляют лоббизм по заказу компаний. Этот рынок развивается очень динамично.

     К использованию лоббистских структур прибегает множество компаний. Услуги таких фирм используются как для  осуществления крупных лоббистских  проектов, так и для менее значимых задач. Аккумулируя знания механизмов работы власти, специалистов в сфере лоббизма, такие фирмы позволяют добиться желаемых результатов без значительных издержек, связанных с содержанием собственного GR-департамента в компании. Фактически речь идет о некоем субподряде в сфере лоббизма. К тому же, такого рода фирмы позволяют компаниям оставаться в тени и не афишировать свои интересы.

     Несмотря  на свои преимущества, такие формы  работы имеют и ряд серьезных  недостатков. Деятельность лоббистских  фирм часто непрозрачна. Они могут  прибегать к коррупционным схемам работы, что неприемлемо для компаний, в которых было принято принципиальное решение не использовать подобные методы работы. К тому же, возникает риск утечки конфиденциальной информации в третьи руки, что может также негативно сказаться на бизнес-проектах компании.

     Заключение 

     Согласно  проекту Закона Госдумы "О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти". лоббист - независимое юридическое  или физическое лицо, осуществляющее свою деятельность от имени и в  интересах иных организаций. В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента. выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

     Каждый  лоббист обязан зарегистрироваться в специальном отделе Министерства юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.

     Формами и методами лоббистской деятельности в Российской Федерации признаются:

     -представление  в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти;

     -участие  в обсуждении комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше;

     -устные  и письменные контакты с депутатом,  должностным лицом федеральных  органов государственной власти  по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность;

     -экспертиза  проектов законов и иных нормативных  актов федеральных органов государственной  власти с предоставлением последним  результатов экспертизы в том  случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

     Государственной Думой рассмотрен проект Закона, предусматривающий:

     - легализовать лоббистскую деятельность  как законное, демократическое средство  взаимодействия общества и власти;

     - создать законодательные предпосылки для очищения этой деятельности от противоправных, коррупционных действий;

     - оградить федеральные органы  государственной власти от грубого  и незаконного давления, содействовать  повышению профессионализма и  ответственности при выработке  и осуществлении государственных решений;

     -предоставить  общественности возможность знать,  кто, что и как лоббирует  в федеральных органах государственной  власти, и контролировать этот  процесс;

     - способствовать процессу осознания  и организации интересов различных социальных групп и слоев;

     - предоставить возможность оказывать  влияние на власть все более  широкому кругу граждан России.

     Официальное признание института лоббизма в  России способствовало бы в определенной степени оптимизации социально-экономического развития страны, стабильности общества.

     Главное достоинство лоббизма заключено  в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.

     Юридически  четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:

     - обеспечению гласности и предсказуемости  политических процессов;

     - цивилизованному ограничению сфер  деятельности аппарата государственной  власти (сделает его более открытым  для контроля со стороны общества, уменьшит возможность волевых решений);

     -расширению  круга активных участников политического  процесса, что может благоприятно  сказаться на развитии гражданского  общества в целом;

     -контролю  взаимодействия частных интересов  и органов власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции'.

     Переход в России от "дикого", стихийного, криминального лоббизма к цивилизованным отношениям, нормальной лоббистской  деятельности, несомненно, благоприятствовал  бы стабилизации общества.

 

      Список литературы 

     1.Бинецкий  А.Э., Лоббизм в  современном мире, Теис. Москва. 2004.

     2.Зяблюк  Н. Лоббизм на весах демократии: зло или благо? // Российское обозрение. 1992. № 45.

     3.Марченко  М.Н. //Политические  теории и политическая  практика развитых  стран. М.,1992

     4 Шевырин В.М. Государственный  Совет в России //Россия  и современный  мир. 1996. № 1 (10). С. 162—163.

     5. Васильев Т.В. лоббизм  как форма политической  деятельности : природа,  функции, современные  виды // Вестник Серия  12. Политические науки.2003 № 4

Информация о работе Понятие и типы партийных систем.