Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:40, реферат
Вместе с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
Общественные организации являются активным игроком на поле взаимодействия бизнеса и власти в частности в России. При этом особый интерес для бизнеса как инструмент лоббизма представляют деловые ассоциации. Специалист по лоббизму должен не просто формировать диалог власти и бизнеса, а должен осуществлять общую систему взаимодействия в структуре: компания - бизнес-ассоциация - власть.
Для успеха некоторых лоббистских кампаний необходимо наличие институционально закрепленный условий для постоянного ведения диалога. Влияние одиночной фирмы на процесс институционального конструирования, если только это не гигант-монополист, - ничтожно. Решением этого противоречия является ассоциирование бизнеса, т.е. создание деловых ассоциаций, которые могут стать площадкой для переговоров власти и бизнеса. Бизнес в этом случае получает право на выражение консолидированной позиции, а власть приобретает уполномоченного участника переговорного процесса.
Основы
создания предпринимательских
Достоинства использования в лоббистской деятельности деловых ассоциаций многогранны. Вне ассоциаций деловые проблемы решаются на индивидуальном уровне общения лоббистов компаний с чиновниками. Но этот алгоритм имеет ряд недостатков:
Деловые ассоциации создают такой механизм решения коммерческих проблем, при котором доступ к принятию властного решения не зависит от ресурсных способностей отдельной компании.
Другое преимущество ассоциаций - это возможность действовать на основе представления консолидированных интересов ее участников, т.е. придавать своему голосу большую значимость за счет достаточного веса ее членов.
Этот подход к решению деловых проблем связан с самим характером проблем. По мере преодоления переходного периода у бизнеса все более возрастает потребность в устойчивых и формальных правилах поведения, в предсказуемости и стабильности работы государственной власти. По сути, за ассоциациями закрепляется роль посредника в переговорах власти и бизнеса, что разворачивается для каждой из сторон в конкретный набор задач.
Вступившие в ассоциации фирмы ставят перед собой различные задачи. А именно: донести до властных органов истинное положение дел в данном секторе рынка, повлиять на принимаемые властью решения через создание авторитетного органа, играющего роль эксперта в процессе законотворчества. Появляется возможность довести до сознания власти контуры реально достижимой легальности, определить узкие места и дыры в законодательстве, формирующие соблазн теневого экономического поведения.
Ассоциация также дает возможность консолидироваться внутри профессионального сообщества, выработать общую позицию в диалоге с властью. Сам факт ассоциирования фиксирует новую ступень развития бизнеса, когда потребность в легализации становится не требованием власти, а условием развития компании. И, что немаловажно, в случае неудачи или невыгодного имиджа ассоциации удар принимает ассоциация как таковая, а члены компании остаются «в тени».
Но
при всех этих плюсах ассоциации как
инструменты лоббистской
К тому же известны случаи, когда ассоциации специально создаются крупными отраслевыми лидерами для отражения своих интересов, т.е. ассоциация является лишь инструментом для достижения целей, а не реальным институтом гражданского общества.
Использование
ассоциаций ведет также к необходимости
для компаний-участников находить компромиссное
решение, т.е. поступаться частью своих
первоначальных планов.
Лоббистские структуры
Но не только работа через ассоциации является неотъемлемым элементом квалифицированной лоббистской деятельности. Не менее перспективно использование лоббистских структур.
В настоящее время в России ситуация такова, что компании готовы тратить деньги на лоббирование своих интересов, и есть профессионалы в этой области, готовые работать в данной сфере. Неизбежно, такая ситуация приводит к формированию рынка лоббистских услуг, к появлению фирм, которые осуществляют лоббизм по заказу компаний. Этот рынок развивается очень динамично.
К
использованию лоббистских
Несмотря
на свои преимущества, такие формы
работы имеют и ряд серьезных
недостатков. Деятельность лоббистских
фирм часто непрозрачна. Они могут
прибегать к коррупционным
Заключение
Согласно
проекту Закона Госдумы "О регулировании
лоббистской деятельности в федеральных
органах государственной
Каждый лоббист обязан зарегистрироваться в специальном отделе Министерства юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.
Формами и методами лоббистской деятельности в Российской Федерации признаются:
-представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти;
-участие в обсуждении комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше;
-устные
и письменные контакты с
-экспертиза
проектов законов и иных
Государственной Думой рассмотрен проект Закона, предусматривающий:
-
легализовать лоббистскую
- создать законодательные предпосылки для очищения этой деятельности от противоправных, коррупционных действий;
-
оградить федеральные органы
государственной власти от
-предоставить
общественности возможность
-
способствовать процессу
-
предоставить возможность
Официальное
признание института лоббизма в
России способствовало бы в определенной
степени оптимизации социально-
Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.
Юридически четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:
-
обеспечению гласности и
-
цивилизованному ограничению
-расширению
круга активных участников
-контролю
взаимодействия частных
Переход в России от "дикого", стихийного, криминального лоббизма к цивилизованным отношениям, нормальной лоббистской деятельности, несомненно, благоприятствовал бы стабилизации общества.
Список литературы
1.Бинецкий А.Э., Лоббизм в современном мире, Теис. Москва. 2004.
2.Зяблюк Н. Лоббизм на весах демократии: зло или благо? // Российское обозрение. 1992. № 45.
3.Марченко М.Н. //Политические теории и политическая практика развитых стран. М.,1992
4 Шевырин В.М. Государственный Совет в России //Россия и современный мир. 1996. № 1 (10). С. 162—163.
5. Васильев Т.В. лоббизм как форма политической деятельности : природа, функции, современные виды // Вестник Серия 12. Политические науки.2003 № 4