Понятие политической элиты в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:58, реферат

Описание

Термин «элита» происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» – «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».

Работа состоит из  1 файл

Введение. Политология.docx

— 31.63 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Термин  «элита» происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» – «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».

     Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают  их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания  ставить вопрос о политической элите  как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств. Поэтому  так актуальна тема элиты в  современном российском обществе.

     Элиты присущи всем обществам и государствам, их существование обусловлено действием  следующими факторами:

     1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

     2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

     3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

     4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

     5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

     6. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

     Политическая  элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

     Элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита – это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это, прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена. 
 
 

     Характеристика  и функции правящей российской элиты

     Элита не равномерна. Внутри правящей элиты  существует небольшая сплоченная группа, стоящая на самом верху властной пирамиды. Т.Заславская называет ее «верхним (субэлитным) слоем», О.Крыштановская - «топ-элитой», Л.Шевцова - «суперэлитой». Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований.

     К важнейшим характеристикам элиты исследователи относят сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций, наличие эзотерических норм поведения и кодового языка, скрытых от сторонних наблюдателей и прозрачных для посвященных, отсутствие четкой грани, разделяющей служебную деятельность и частную жизнь.

     Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности.

     Под мобильностью элиты понимают вхождение в элиту, перемещение кадров внутри политической системы и выход из элиты. Таким образом, мобильность можно разделить на вверх идущую, горизонтальную и вниз идущую. Элитная мобильность в России имеет существенные отличия от мобильности других социальных групп, что, по мнению О.Крыштановской, связано с рядом факторов:

     1.         Более высокая по сравнению с другими группами конкуренция между кандидатами на должность, которая возникает на всех этажах политической иерархии.

     2.         Неопределенность требований к кандидатам, которые должны удовлетворять условиям, нигде не оглашающимся.

     3.         Элитная мобильность подвержена значительно большей регламентации и планированию, чем другая профессиональная мобильность, так как существует институционализированный кадровый резерв для пополнения вакантных должностей.

     4.         Мобильность элиты регламентируется не столько трудовым законодательством, сколько внутригрупповыми нормами.

     5.         В отличие от всех других профессий вхождение в элиту есть наделение индивида первичным политическим капиталом, который он может развить или оставить без изменения.

     Некоторые исследователи отмечают изменения  типа организации властной элиты. Так, О.В.Гаман-Голутвина выделяет два типа: бюрократический и феодальный (олигархический). Бюрократический основан на разграничении функций экономического и политического управления, олигархический базируется на их слиянии. Исторически основу российского государства  составляла всеобщность обязанностей перед государством, что предполагало служебный принцип рекрутирования элит, который обеспечивал приоритет политической элиты над экономической. В результате проведенных реформ служебный принцип стал вытесняться олигархическим. В результате была воспроизведена модель образования элит, характерная для феодального, а не современного Запада. Одной из наиболее характерных черт современной правящей элиты России является теневое сращивание государственной власти с бизнесом. Этот процесс охватил все звенья государственной власти. Место и связи в политической системе стали главным фактором приумножения собственности, а собственность превратилась в мощный источник политического влияния.

     На  содержание политических функций большое  влияние оказывает политический режим. Т.И.Заславская к главным функциям элиты в трансформационном процессе относит выработку, легитимизацию и реализацию общей стратегии реформирования общества. А.В.Малько выделяет следующие наиболее существенные функции политической элиты:

     стратегическую - определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны;

     организаторскую - осуществление на практике выработанного  курса, воплощение политический решений  в жизнь;

     интегративную - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

     К этим функциям следует еще добавить коммуникативную – эффективное  представление, выражение и отражение  в политических программах интересов  и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.

     Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться  такими качествами, как современный  менталитет, государственный тип  мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Формирование  политической элиты

     Главная особенность в процессе формирования современной политической элиты  России заключается в том, что  она приобрела черты во многом аналогичные с политическими  элитами демократических государств. Это обусловлено процессом становления  демократического государства и  многопартийной политической системы  в России. Вместе с тем основной удельный вес в политической элите  современной России продолжает принадлежать административно-политической элите - высшему персоналу государственно-административных органов.

     Анализируя  состав трех крупных волн - когорт в  смене правящей политической элиты: брежневской, горбачевской, ельцинской - исследователи института социологии Российской академии наук под руководством О. Крыштановской отметили, что последняя лишь на 10 % состоит из людей, пришедших к власти при Б.Н.Ельцине. 37 % ельцинской элиты стали относиться к политической элите еще при Брежневе, 39 % - при Горбачеве. Около 70 % глав администраций в регионах занимали руководящие посты в прежних поколениях политической элиты.

     В составе новой политической элиты  России произошли значительные изменения  в образовательном, возрастном и  профессиональном планах.

     Так, Правительство и элита в регионах стали моложе почти на десять лет. В то же время парламент постарел на шесть лет, это объясняется  лишь искусственным его омоложением  в брежневский период. Прекращение  квотирования по возрасту освободило высшую законодательную власть страны, как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих  и колхозников.

     Б. Ельцин приблизил к себе молодых  ученых, блестяще образованных городских  политиков, экономистов, юристов. Доля сельских жителей в его окружении падает почти в 5 раз (с 58% до 12,5% против брежневской элиты). Даже среди региональных руководителей (самой близкой к селу группы) доля "сельчан" теперь меньше в 2 раза. В целом доля сельских выходцев в элитных слоях упала за последние 10 лет в 2,5 раза.

     Элита всегда была одной из самых образованных групп общества. Даже в брежневские  времена, когда элита происходила  из низких слоев общества, доля тех, кто имел высшее образование, была близка к 100%. Резкий скачок образовательного ценза элиты произошел в современной  России. Так, в состав ближайшего окружения  Б.Ельцина входят известные ученые, общественные деятели. Президентская  команда Б.Н.Ельцина на 2 / 3 состояла из докторов наук. Высок также процент  имеющих ученую степень в Правительстве  и среди лидеров партий. Можно  сделать вывод, что власть в России стала более интеллектуальной.

     Изменения затронули не только уровень образования  элиты, но и характер образования. Брежневская  элита была технократической. Подавляющее  большинство руководителей партии и государства 80-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяйственное образование. Причем 2 / 3 брежневской  когорты заканчивали провинциальные политехнические вузы. При М.Горбачеве  процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных  работников, получивших высшее партийное образование. И, наконец, резкое снижение удельного веса лиц, получивших техническое образование, мы видим при Б.Ельцине (почти в 1,5 раза). Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в России, где по-прежнему 70% вузов имеют технический профиль. Наконец, важнейшим моментом является вопрос о преемственности между старой, номенклатурной элитой и новой политической элитой России. При Л. Брежневе практически невозможно было войти в элиту, минуя номенклатурную лестницу или перескакивая через ступени иерархии.

     В постперестроечный период неноменклатурный путь наверх открылся практически для всех субэлитных групп. Половина всех лидеров партий, более половины новых бизнесменов, значительная часть депутатов, четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где в конце 1990-х гг. лишь около 20% оказались свободными от номенклатурного прошлого.

     Этот  этап сближает современную российскую элиту с институционализированными формами воспроизводства и продвижения, характерными для западных элит. Вместе с тем сохранилась преемственность с номенклатурной ротацией кадров. Типичной становится ротационная кадровая схема: "политическая элита - административная элита - бизнес-элита". Она как бы воспроизводит в обратной последовательности прежнюю номенклатурную схему: "хозяйственный руководитель - административный работник - политический руководитель". Указанная особенность, с одной стороны, маргинализирует элиты, а с другой - за счет циркуляции и инфильтрации, повышает степень их корпоративности. В этом отношении новая российская политико-административная элита ближе к номенклатурной, нежели к западному типу политико-административной элиты. Такую систему можно назвать номенклатурно-демократической, поскольку власть фактически не избирается, а распределяется, но в рамках не одного политического центра, а нескольких. Затем идет борьба за перераспределение между несколькими центрами.

Информация о работе Понятие политической элиты в современной России