Понятие права, его система и правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:09, реферат

Описание

Право - это фундаментальный общеобязательный, охраняемый законом общесоциальный регулятор, выражающий высшую политическую справедливость, предназначенный для упорядочивания наиболее важных общественных отношений путем законодательного установления или санкционирования системы норм, определяющих юридические права, обязанности, гарантии субъектов права с целью обеспечения прогрессивного развития общества.

Работа состоит из  1 файл

Teoreticheskie_osnovy_gosudarstva_i_prava.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос 5. Понятие  права, его система и правовые нормы.

Право - это фундаментальный  общеобязательный, охраняемый законом  общесоциальный регулятор, выражающий высшую политическую справедливость, предназначенный для упорядочивания наиболее важных общественных отношений путем законодательного установления или санкционирования системы норм, определяющих юридические права, обязанности, гарантии субъектов права с целью обеспечения прогрессивного развития общества.

Таким образом цель у  государства и права одинакова - обеспечить прогрессивное развитие общества (государство - путем управления, право - путем регулирования наиболее важных общественных отношений).

Основные признаки права:

  • общеобязательность;
  • выражение в установленных формах;
  • государственная обеспеченность;
  • государственная нормативность;
  • справедливость.

Право характеризуется  системностью (система права), то есть такой взаимосвязью юридических  норм, которая придает праву необходимую  целостность, единство, внутреннюю согласованность.

Первичным звеном системы права является правовая (юридическая) норма - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную группу общественных отношений, выступающие в качестве образца возможного или должного поведения и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Чтобы уяснить детали и тонкости юридической нормы  при анализе законодательных  актов следует распознать и выявить  в их тексте структуру правовой нормы.

Обычно оно состоит  из 3-х частей:

  1. гипотеза (предположение) - это указание на те условия, жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие, т.е. применяется соответствующее правило поведения или наказание за неисполнение (обычно начинается со слов "если" или "когда");
  2. диспозиция (распоряжение) - само правило поведения, т.е. права и обязанности участников;
  3. санкция (взыскание) - меры государственного принуждения (взыскание или поощрение) к нарушителю данного правила поведения (т.е. диспозиции).

 Далее правовые  нормы группируются в более  крупные элементы (части) правовой системы - отрасли, подотрасли, институты права, которые образуют систему права.

Отрасль права - это совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических  норм, регулирующих обширный круг общественных отношений.

В составе отраслей выделяют такие понятия, как правовой институт (входящая в определенную отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих некоторую разновидность или сторону однородных общественных отношений) и подотрасль (в более крупных отраслях) (крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права, регулирующая близкие отношения определенного вида и тяготеющая к выделению в самостоятельную отрасль).

Система права РБ включает в себя: конституционное, административное, финансовое, гражданское, жилищное, семейное, трудовое, экологическое, земельное, аграрное, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное. Но это динамическое образование, которое периодически меняется.

Вопрос 6. Источники права

Но для того чтобы  нормы права, составляющие содержание отраслей права, действовали, их надо закрепить  придать им общеобязательное значение, т.е. выразить внешне в той или  иной форме.

Такими внешними формами  права являются прежде всего нормативные правовые акты (в Республике Беларусь). Правовые нормы объективно выражаются в формулировках статьях нормативных правовых актов, которые в своей совокупности составляют систему законодательства, т.е. совокупность нормативных правовых актов, издаваемых и группируемых в соответствии со сложившейся системой права и потребностями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Таким образом система  права и система законодательства соотносятся как содержимое и  форма одного и того же явления – права (например, гражданское право – гражданский кодекс).

В тоже время нормативные правовые акты не являются единственным выражением внешней формы права.

К основным формам (источникам) права  также относятся: правовой обычай, юридический  прецедент, нормативный договор

Правовой обычай – это правило  поведения, которое складывается постепенно и становится устойчивым и соблюдаемым. Государством санкционируются те обычаи, которые ему необходимы и тогда  такой обычай называется правовым. (Такие обычаи в настоящее время действуют в мусульманских государствах).

Юридический прецедент  – это решение судебного или  административного органа по конкретному  делу, которое является обязательным при последующем решении всех аналогичных дел (англосаксонские  страны).

Нормативный договор  – это акт, который устанавливает, закрепляет правила по соглашению сторон (международные договоры). Правила  являются общеобязательными для  сторон, заключивших договор, но не должны противоречить закону. Применяется  в странах, где действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

Нормативный правовой акт  – это акт, который издается полномочным  на то органом государства, содержащий правовые нормы, т.е. правила поведения, и этим нормам придается определенная форма (законы, постановления, инструкции).

На определенных этапах исторического развития общества в  качестве источников выступали юридические  доктрины, т.е. научно-обоснованные мнения известных ученых-правоведов по вопросам содержания и применения права.

В настоящее время  применяются в комментировании (толковании) законодательных актов; во многих странах также в случае спорных вопросов; а в странах мусульманского мира, когда на спорные вопросы не может ответить священное писание (например, Коран), которое для этих стран также является источником права.

Вопрос 7. Правовые системы современности (факультативный вопрос)

Правовая карта мира включает в себя множество правовых систем.

Классифицируются:

  • романо-германская;
  • англосаксонская;
  • социалистическая;
  • религиозно-традиционная.

Романо-германская (Франция, Германия, Италия, Испания и др.) Эта система сложилась как система континентального права. Она является возрождением римского права. На первой стадии этой правовой системы выдвигались правила поведения (нормы), отвечающие морали и справедливости.  Сейчас основным источником права является закон. Во всех странах этой системы действуют конституции, которые определяют компетенции различных государственных органов. В этой системе различают три разновидности закона: кодекс, текущее законодательство (специальные законы), сводные тексты правовых норм (своды законов). Наряду с законами действуют и другие нормативные правовые акты (декреты министров, распоряжения и т.д.). Широко применяется обычай, но он не является самостоятельным источником права.

Англосаксонская (США, Англия, Австралия) - главным источником права  является судебный прецедент, т.е. решение  суда. Основной принцип: право там, где  есть его защита.

Судебный прецедент  сложился в процессе деятельности королевских  судов (13-14вв.). Судебный прецедент означает, что решение вышестоящих судов обязательно для нижестоящих.

В англосаксонской системе  нет деления на частное и публичное  право.

Степень обязательности зависит:

  • от иерархии судов;
  • от суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

Например, решение Палаты лордов обязательно для всех судов.

Апелляционный суд должен соблюдать прецеденты Палаты лордов и кроме этого может сам  создавать собственные прецеденты.

Для Высшего суда обязательны  решения Палаты лордов и Апелляционного суда, а также он сам может создавать прецеденты.

Низшие (окружные) должны соблюдать решения Палаты лордов, Апелляционного и Высшего суда. Сами создавать прецеденты они не могут.

В Англии ежегодно издается около 80 законов, и в тоже время существует около 300.000 прецедентов.

Хотя действует такой принцип, что закон может отменить прецедент, но в действительности это не совсем так. В данном случае нельзя утверждать, что нормативный правовой акт  стоит выше прецедента.

В США ежегодно издается около 300.000 томов судебной практики. Правовая система США сложна и запутана. Право здесь перестало рассматриваться как средство разрешения споров.

Социалистическая правовая система напоминает романо-германскую. Основная структурная единица права - это норма права (совпадает с терминологией). Но есть и свои особенности - долгое время у нас основным источником права было так называемое "революционное творчество" (декреты). Конституция провозглашала, что они выражают интересы всего народа. Суду была отведена скромная роль - толкователя права. На суд оказывалось влияние. В СССР суд не контролировал законодательную власть, а тем более исполнительную. Не было учреждения, которое контролировало исполнение конституции. Советское социалистическое право оказывало влияние на другие социалистические государства (Африка, Азия, Куба и др.).

Религиозно-традиционная система.

Правовые системы многих стран Азии, Африки не обладают единством, которое свойственно всем вышеперечисленным  охарактеризованным правовым системам. Есть два принципа:

  • право считается большой ценностью, но понимается иначе, чем на Западе. Здесь имеет место переплетение права и религии;
  • полностью отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регулироваться другим образом, но не правом.

Первый принцип поддерживают мусульманские страны, индусы, индейцы.  Мусульманское право основывается на мусульманской религии - ислам и имеет четыре источника: Коран, Сунна, Иджма, Кияк.

Второго принципа придерживаются Япония, Африка, Мадагаскар и др.

Вопрос 8. Нормативные правовые акты Республики Беларусь

Основным источником права РБ является нормативный правовой акт.

Все нормативные акты с точки зрения их юридической  силы подразделяются на законодательные  акты и акты законодательства (согласно конституции и закона «О нормативных правовых актах РБ» от 10.01.2000).

К первым относятся:

- Конституция РБ;

- законы;

- Декреты и указы  Президента РБ.

Ко вторым:

- постановления палат  Парламента;

- постановления Правительства;

- нормативные акты  Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора РБ;

- постановления республиканских  органов государственного управления  и Национального банка, принимаемые  коллегиально;

- регламенты (о процедуре  деятельности органов, их принимающих);

- инструкции, правила, уставы, приказы;

- решение органов местного  управления и самоуправления,

Конституция – основной закон РБ, имеющий высшую юридическую  силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования  важнейших общественных отношений. Конституция РБ была принята 15.03.1994. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с конституцией. Если они ей противоречат, то должны быть либо приведены в соответствие с конституцией либо отменены.

Закон – нормативный  правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Принимаются высшим представительным органом государственной власти (парламентом) или референдумом ( народным голосованием). Законы имеют равную юридическую силу. Но среди них выделяют кодифицированные законы (кодексы), обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений, которые имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Декрет Президента –  нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) – для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ – нормативный  правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его  полномочий и устанавливающий (изменяющий) отменяющий определенные правовые нормы.

В случае расхождения  декрета или указа с законом  закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом о делегировании Президенту РБ законодательных полномочий (ч.3 ст.137 Конституции РБ), т.е. в основном, декрет или указ будут главнее.

Информация о работе Понятие права, его система и правовые нормы