Понятие власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:51, реферат

Описание

Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. История развития политической мысли о власти……………………...4
2. Многообразие определений власти……………………………………..8
3. Виды власти………………………………………………………………12
4. Концепции власти………………………………………………………...15
5. Легитимность власти: политический опыт России…………………….18
Заключение…………………………………………………………………..22
Использованная литература………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Понятие власти.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

     В обществе всегда есть социальные группы, не согласные с действующей властью, поэтому легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера. Легитимность политической власти в СССР определялась рядом факторов, которые сплачивали советский народ и оправдывали действия власти. По мнению Ж. -Л. Кермонна, легитимность советского типа носила "онтологический" характер, т.е. предполагала соответствие принципов власти "объективному порядку вещей", как он мыслился большинством граждан.  Таким образом, легитимность выводилась из-под контроля общества и становилась трансцендентальной (не доступной познанию), что способствовало тому, что власть становилась тотальной и абсолютной.

      «С  момента появления особых органов  – Советов ... сложился взгляд на их полновластие. Только Советам принадлежала полнота власти, а другие органы являлись органами управления, правосудия, исполнительно-распорядительными органами государственной власти... В узкой трактовке государственная власть неразделима, хотя на практике Советы были полновластными органами лишь в течение небольшого периода после революции. Не имея материальной базы, финансов, местные Советы зависели от ведомств, от расположенных на их территории предприятий». 4

     С наступлением перестройки  легитимность партийно-государственной власти в СССР усилилась, благодаря ожиданиям советского народа перемен "сверху". Поэтому решимость нового генсека М. Горбачева приступить к обновлению страны встретила поддержку со стороны населения.

     Однако  после того, как результаты преобразований оказались не соответствующими ожиданиям советских людей, начался кризис легитимации курса перестройки. Апофеозом этого процесса стали августовские события 1991 г., которые изменили страну: ушла в прошлое перестройка как "революция сверху" в рамках социалистического выбора; перестала существовать КПСС как правящая государственная структура власти; распался Советский Союз; в России был объявлен переход к рыночной экономике, демократическому обществу и правовому государству на путях проведения либеральных реформ.

     Кризис  легитимности политической власти в  России с цивилизационной точки  зрения был вызван кризисом этатизма и патернализма, как основных принципов  нормативно-ценностного порядка, сливающегося в российской цивилизации с государственностью. В социальном плане кризис легитимности политической власти в России обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности.

     В большей мере легитимность политической власти в современной России приобретена  благодаря легальному способу формирования властных институтов. Таковыми стали президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг., парламентские выборы 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 гг., в ходе которых в известной мере произошло дистанциирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности, ибо в сохранении должности Президента многим россиянам видится гарантия успешной реформации России. Государственная власть, нашедшая поддержку у населения страны, имеет шанс быть эффективной в своей политической, экономической и социальной деятельности, поскольку она пользуется поддержкой, авторитетом и не встречает противодействия в своем функционировании.

      Легитимность  политической власти в современной  России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с  личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ростом экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти. В статье 80 Конституции записано: «Президент Российской Федерации является главой государства». В принципе, особое положение Президента в системе государственных органов обусловлено множеством объективных факторов. Президент призван быть «ответственным перед народом за суверенитет государства, главой которого он является, за надежность и устойчивость государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга». 5 Президент должен управлять самой властью, он организатор работы власти, должен влиять на органы власти, но не командовать ими. Сильный Президент не должен быть лишь «представителем нации», Такие шаги, подкрепленные реальными результатами, являются необходимым условием для признания со стороны граждан России права власти руководить государством.

     Для того, чтобы у граждан не возникало  чувства опасности за демократическое  будущее, с одной стороны, представляется необходимым создание такой системы  власти и управления, которая не подавляла бы многообразие существующих в обществе интересов и потребностей, а способствовала их реализации, возлагала на чиновников реальную ответственность за осуществление их функциональных обязанностей, расширяла сферу гласности в деятельности государственных органов власти. С другой стороны, характерными чертами каждого человека должны стать стремление к согласию и общественной солидарности, а также потребность контроля за властью.

      Воплощение  в жизнь теории Монтескье почти  всеми признается необходимым для  становления в России правового  государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, «разделение властей - отнюдь не панацея от всех бед ... плохого государственного управления. Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и многое другое».6 Пока же мы можем констатировать лишь то, что закрепленная в конституции форма правления имеет серьезнейшие изъяны и явно не соответствует теории разделения властей. «Здесь открыта не просто дорога самовластию, но -злоупотреблениям самовластием».7

Заключение

 

Власть  и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе

материальных  и духовных интересов и сил  в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в  любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта  инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения.

     В реализации же действительного властного  акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются  переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом. Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральною место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Политическая  власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, придает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е. власть - первооснова политики.

Использованная  литература

 
  1. Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. - М.: Изд-во Моск.   гуманит. ун-та, 2004.
  2. Козырев Г.И. К59 Основы социологии и политологии: учебник. - М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007.
  3. Сирота Н.М. Политология. С-Пб.: "Питер", 2006 г.
  4. Соловьёв Л.И. Политология. М: "Аспект Пресс", 2002 г.
  5. Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1992 г.
  6. Хайек Ф.А. Дорога к рабству.//Новый мир. – 1991 г.
  7. Азаркин Н. М. Монтескье: Юридическая литература. – М., 1988 г.
  8. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты.//Советское государство и право. – 1990 г.
  9. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. – М.: «Юрист», 1994 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Выполнила: Щербина Злата Руслановна

                                                     Факультет: Менеджмент организации, 2 курс.

«Понятие  власти»

 

     Понятие "власть" относится  к  числу  широко  употребляемых:  "власть

родителей", "власть семьи",  "власть  привычки",  "власть  чувств",  "власть

предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть  денег",  "власть

религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии",  "партийная власть" и т. д.  При  всей  разнородности  и  неоднозначности  этих  понятий можно,  однако,  отметить  одну  объединяющую  их  характеристику:  все  они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют  над  волей и действиями других.

       Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий  групп, общностей,  организаций.  Но  власть   оказывается   наиболее   таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В  самом  деле,  что такое «власть» —  абстракция,  символ  или  реальное  действие?  Ведь  можно говорить о власти человека,  организации,  общества,  но  одновременно  и  о власти идей, слов, законов. Что заставляет  человека,  общество  подчиняться кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей  таинственности  и  неопределенности  власть   никого   не   оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес  и «втаптывали в грязь».

       Политическая власть  –  способность   социальной  единицы  (социальной

группы, класса, большинства общества)  и  представляющих  её  организаций  и индивидов проводить свою волю по  отношению к  другим  социальным  единицам; осуществлять общие интересы данной социальной  единицы  насильственными  или ненасильственными средствами.


Информация о работе Понятие власти