Популизм как политическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:53, реферат

Описание

Целью популистской деятельности политических лидеров является достижение каких-либо политических целей или, как правило, заполучение власти.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 47.15 Кб (Скачать документ)

· от количества времени, в  течение которого игрок может  использовать ресурсы, позволяющие  ему контролировать происходящие политические события и предопределять действия других игроков в соответствии с  установленными правилами. При приближении  выборов популистские устремления  политиков возрастают;

· от возможностей взаимодействия с различными органами власти (центр  и регион), с исполнительной и  законодательной ветвями власти, с партийными структурами.

Переход политиков из одной  структуры в другую является обычным  делом. Главное для популиста - завоевание поддержки народа, которая способна обеспечить высокое положение в  какой-либо управленческой структуре. В зависимости от этого положения  можно критиковать исполнительную власть за неумение эффективно расходовать народные деньги, или обвинять законодательную власть в несовершенстве законов и бедственном положении людей, акцентировать внимание народа на "региональных баронах", растранжиривающих федеральные средства или убеждать граждан в неспособности центральной власти навести порядок в регионах.

Возможности политического  субъекта зависят от занимаемого  положения в обществе. Находясь в  различных властных структурах, можно  использовать их ресурсы, позволяющие  контролировать происходящие политические события и предопределять действия других политических субъектов.

Таким образом, важнейшим  фактором формирования популизма выступает  баланс влияния людей на процесс  контроля и принятия решений, определяемый формальной структурой организации.

 

Политические  и социальные факторы формирования популизма исполнительных и законодательных  органов власти

 

Популистская деятельность характерна не только для отдельных  политиков, партий и движений, но также  для органов исполнительной и  законодательной власти в целом.

Особенно часто к популизму  прибегают в условиях политической нестабильности, когда обе ветви  власти в качестве самоутверждения  стремятся привлечь на свою сторону  большинство населения. Такая обстановка чревата политическими конфликтами  и может привести к социальным взрывам. Она характеризуется тем, что избиратели ждут от своих избранников  реальных шагов, направленных на повышение  качества жизни: увеличение зарплаты, улучшение условий труда, расширение возможностей для образования и  медицинского обслуживания, обеспечение  общественной безопасности, защиту вкладов  населения и т.д.

Когда возможности государства  неизмеримо ниже потребностей населения, возникает конфликтная ситуация. Суть ее заключается в том, что  в обществе, характеризующемся популистскими  устремлениями политических субъектов, избиратели требуют от своих представителей во властных структурах (президента, губернатора, депутата) исполнения предвыборных обещаний, которые, как правило, были ими даны без учета реальных социально-экономических  возможностей страны или региона. В  сложившихся условиях между исполнительной и законодательной властью начинается перевод стрелок народного возмущения на того, кто виноват в игнорировании  этих обещаний.

В результате такой политики на фоне агонизирующей экономики  и неспособности властных структур нормализовать обстановку в стране отдельные субъекты политической власти, и даже отдельные ее ветви, стремятся  нажить политический капитал, обвиняя  в несостоятельности своих оппонентов.

Поэтому деятельность народных избранников в органах как  исполнительной, так и законодательной  власти все более подчиняется  целям и интересам, которые являются непонятными и даже чуждыми для  избирателей. В результате падает доверие  к институту представительной власти, что в конечном итоге приводит к разочарованию в демократических  ценностях среди граждан.

Политическими факторами  формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти являются следующие:

1)   властное разделение конституционных полномочий;

2)   характер взаимодействия между органами власти;

3)   особенности функционирования органов власти;

4)   существующая связь с избирателями;

5)   подготовка к референдуму или выборам.

Властное разделение конституционных  полномочий между исполнительной и  представительной органами власти определяет вектор их популистской деятельности. В странах, где парламент формирует  правительство, оснований для популизма  и противостояния с исполнительной властью меньше, чем в странах, в которых исполнительная власть формируется президентом.

Большое значение на формирование популистских устремлений имеет  связь с гражданами.

Американский политолог  Роберт Даль, ссылаясь на Дж. Мэдисона, отмечал, что "число членов исполнительных и судебных органов невелико, их знает только небольшая часть  избирателей; ... исполнительная власть является объектом зависти и непопулярна. Напротив, члены законодательных  органов живут среди народа и  связаны с ним узами кровными и узами дружбы".

Важнейшими социальными  факторами формирования популизма  исполнительных и законодательных  органов власти являются требования различных социальных групп реализации социальной политики, с одной стороны, и поддержка гражданами существующей политической системы, ее институтов, с другой стороны.

Поддержка - это поведение  и действия или готовность к ним  людей, направленные на защиту политической системы, отдельных ее институтов. Поддержка  выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, труд на общественных началах, усердная воинская служба и  т.д.); соблюдение законов и других нормативных актов государственной  власти; активном участии в политической жизни с целью сохранения и  утверждения политических ценностей; почтительном отношении к государственной  власти, государственной символике.

Рост требований ведет  к ослаблению политической системы. При большом количестве требований возникает состояние напряженности  политической системы, которое трансформируется в недоверие к той или иной ветви власти или к обеим ветвям сразу.

Принять решения, удовлетворяющие  требования граждан, довольно сложно в  силу их разнообразия и противоречивости. Особенно в периоды социальных кризисов, когда количество требований резко  возрастает. Сохранение баланса требований и поддержки является необходимым  условием стабильного существования  политической системы. Методы достижения такого баланса зависят от положения, занимаемого субъектами власти в  политической системе.

Популизм исполнительной власти может проявляться не только в популистских решениях, но и в  критике законодательной власти за "плохие" законы и низкую продуктивность работы. Важно помнить: неправомерно считать популизмом любую критику, а только ту, которая не обоснована.

 

Популизм и  демагогия  

Одно из определений популизма  гласит: "Популизм - это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике - деятель, заигрывающий с массами". В соответствии с другим: "популизм - вид социальной и политической демагогии".

В Древней Греции демагогами называли политических деятелей, обладавших выдающимися ораторскими способностями, что делало их популярными в обществе, т. е. демагог - это народный вождь. А  демагогия означала "руководство  народом".

С течением времени демагогия  стала обретать иной смысл. В.И.Даль уже так определяет демагога - крайний демократ, добивающийся власти во имя народа; тайный возмутитель; поборник безначалия, желающий ниспровергнуть порядок управления, а демагогию, как господство власти народа, черни в управлении.

Современная этимология этих слов означает следующее: демагог - своекорыстный  искатель народной популярности, а  демагогия - заискивание у народа.

То есть в современный  период понятие "демагогия" приобрело  ярко выраженный негативный оттенок. В  политическом смысле демагогия выступает  в качестве оценки выступлений, речей  заявлений политиков, не содержащих конструктивных идей и предложений, либо запутывающих ту или иную проблему и отвлекающих внимание от насущных вопросов. Демагогия способствует внедрению  в общественное сознание ложных представлений  о действительном положении дел  в обществе, убеждающих массы в  позитивном движении без реального  на то основания.

Демагогами теперь называют таких политических деятелей, которые  создают себе популярность, добиваются собственных целей лживыми и  безответственными обещаниями, извращением  фактов, обманом, лестью, манипулированием сознанием людей, спекулируя на чувствах и стремлениях масс, вводя их в  заблуждение.

Демагогия является мощным оружием в руках тех, кто имеет  власть и кто к ней стремится. Ее берут на вооружение различные силы, заинтересованные в поддержке масс. Среди политических демагогов встречаются люди, которые свято верят в свою правоту. Но суть от этого не меняется: искреннее заблуждение одного способно ввести в заблуждение многих.

Популизм использует демагогические приемы, а это означает, что для  него характерны обращение к предрассудкам  толпы, лесть толпе и эксплуатацию ее инстинктов, лживые, невыполнимые обещания, которые дает политик для получения  власти или достижения личных целей.

Политики, в том числе  либеральные, обращаются не только к  разуму, но и к чувствам, а также  к инстинктам избирателей. И чем  убедительнее в речах политика сочетаются эти обращения, тем он искуснее, тем  больший политический вес имеет. Такова природа политической борьбы.

Некоторые российские политологи (С.А.Марков) считают, что "убеждая избирателей принять его точку зрения, политик не может обойтись без определенной степени демагогии".

Это спорное заявление, так  как, если здесь под демагогией понимается ее первоначальный смысл, то оно не вызывает сомнений. Но если политик  будет "немного" обманывать, извращать  факты, то вряд ли с этим можно согласиться.

Смысл политической риторики в условиях демократии заключается  в обращении к политической аудитории  за поддержкой. Демагогия - это лукавое, лживое слово, обращенное к людям.

То, что демократия не является идеальным способом управления государством, отмечали многие исследователи. Так, Б.Н.Чичерин констатировал, что при демократии меньшинство подчиняется большинству, а это "составляет извращение истинного отношения государственных элементов. В государстве ... высшее должно владычествовать над низшим, а не наоборот".

Так и демагогия - возможность  обращаться к массам, лгать им, раздавать  обещания, увлекать за собой - это завоевания демократии, которые можно отнести  к числу сомнительных достоинств. Для зарождающейся демократии демагогия  действительно представляет опасность. Но в развитом демократическом обществе влияние демагогии снижается за счет развития институтов, защищающих личность и меньшинства, что одновременно делает более устойчивой саму демократию.

Лживое слово в политике опасно. Однако все попытки искоренить ложь вообще или демагогию как  прием политической борьбы оканчиваются ограничением свободы слова, которая  может привести к диктатуре.

В отличие от демагогии  популизм однозначно негативно классифицировать нельзя. Подстраиваться под мнение избирателей, льстить толпе или  упрощать проблемы можно, не прибегая ко лжи, извращению фактов, обману.

Быть демагогом и быть популистом - не одно и то же. Популизм подразумевает менее негативный способ обретения популярности в  массах, чем демагогия. Многие политические деятели пользуются популистскими методами, т.к. в современной политической борьбе надо понравиться народу, для чего необходимо уметь изъясняться на простом, понятном народным массам языке, говорить доступно о сложных вещах, ясно излагать мысли, поднимать насущные проблемы, критиковать власть за ее промахи. Все эти составляющие уже изначально содержат элементы популизма.

В то же время агрессивный  популизм сродни демагогии. Например, в конце XIX века Б.Н.Чичерин, имея в виду США, писал: "В таких странах успех имеют потерявшие нравственное достоинство политиканы, демагоги, умеющие льстить толпе, потакать ее страстям и низменным влечениям. ... Демагоги в своих корыстных целях науськивают толпу на все, что над нею возвышается, возбуждают бедных против богатых ".

С течением времени популизм становится необходимым атрибутом  каждого политика. Причем его агрессивность  падает с повышением политической культуры граждан, развитием гражданского общества, с наличием в обществе толерантности  и плюрализма мнений. Демагогия же сохраняет за собой статус резко  негативного приема, как в политической, так и в социальной сфере.

Следует согласиться с  теми исследователями (А.В.Малько), которые считают, что популизм - лишь составная часть демагогии. То есть всякий популизм есть демагогия, но не всякая демагогия является популизмом. Демагогия первична, популизм вторичен, так как он вырос из демагогии, взял на вооружение ее арсенал средств политической борьбы и перешел на другой, более высокий уровень.

Если популизм не игнорируют даже самые известные, уважаемые  политики, то одного обвинения в  демагогии порой достаточно для  снижения рейтинга политического лидера, так как демагогия стала бранной  кличкой для политиков.

Демагогия имеет более  широкую область применения: она  встречается в различных сферах деятельности человека. Популизм же связан с политикой, с борьбой за власть и выступает своеобразной формой проявления демагогии, а именно, как  считает А.В.Малько - создает популярность с помощью социальной демагогии, привлечения масс на свою сторону демагогическими приемами и методами, предвыборными трюками.

Информация о работе Популизм как политическое явление