Правительство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества. Цель данной курсовой работы - изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры и задач Правительства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………………………………4
1.1 Разделение властей и Правительство РФ.…………………………………4
1.2 Система федеральных органов исполнительной власти……………….…6
Глава 2. Структура Правительства РФ…………………………………….….8
2.1 Состав Правительства Российской Федерации…………………………...8
2.2 Порядок формирования Правительства РФ……………………….……..11
2.3 Срок полномочий и отставка Правительства РФ…………………….….12
Глава 3. Компетенция Правительства РФ……………………………….…..14
3.1 Полномочия Правительства РФ.………………………………………….14
3.2 Функции Правительства РФ………………………………………………..17
3.3 Реформа в федеральных исполнительных органах……………….……19
Заключение…………………………………………………………………..…22
Список использованной литературы…………………………………………24
Приложение 1 …………………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 52.72 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………………………………4

1.1 Разделение властей  и Правительство РФ.…………………………………4

1.2 Система федеральных  органов исполнительной власти……………….…6

Глава 2. Структура Правительства РФ…………………………………….….8

2.1 Состав Правительства  Российской Федерации…………………………...8

2.2 Порядок формирования  Правительства РФ……………………….……..11

2.3 Срок полномочий и  отставка Правительства РФ…………………….….12

Глава 3. Компетенция Правительства РФ……………………………….…..14

3.1 Полномочия Правительства РФ.………………………………………….14

3.2 Функции Правительства  РФ………………………………………………..17

3.3 Реформа в федеральных  исполнительных органах……………….……19

Заключение…………………………………………………………………..…22

Список использованной литературы…………………………………………24

Приложение 1 …………………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правительство Российской Федерации  — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества. Цель данной курсовой работы - изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры и задач Правительства Российской Федерации.

Правительство возглавляет  систему органов исполнительной власти и является коллегиальным  органом. Согласно 110-й статье Конституции Российской федерации 1993 года оно состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Также в курсовой работе требуется охарактеризовать порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Это необходимо, так как Председатель Правительства является ключевой фигурой в данном исполнительном органе: он организует деятельность Правительства, распределяет обязанности между его членами, утверждает принятые Правительством решения.

Не менее важным является рассмотрение состава Правительства  Российской Федерации. Его формирование регламентируются Конституцией и законом  «О Правительстве Российской Федерации». Следует также рассмотреть  деятельность Правительства Российской Федерации.

На заключительном этапе  курсовой работы я также остановлюсь на изучении задач Правительства Российской Федерации в период 2004-2008 гг., рассмотрю компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. В связи с актуальностью данной темы на современном этапе ей посвящено много монументальных трудов и статей.

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

 

1.1. Разделение властей и Правительство РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство  осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с  Президентом, Федеральным Собранием  и судами Российской Федерации, а  также осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Согласно принципу разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство  в деятельность каждой власти со стороны  двух других.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Государственную власть осуществляют Президент РФ - он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти, в системе федеральных  органов поставлен на первое место  и не отнесён непосредственно  ни к одной из основных ветвей власти, Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации, её законодательный  и представительный орган, состоит  из двух палат - Совета Федерации и  Государственной Думы, Правительство  Российской Федерации - возглавляет  систему органов исполнительной власти РФ, суды РФ - Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные  суды - осуществляют судебную власть, в  частности, правосудие.

Помимо указанного в Конституции  Правительства РФ действуют и  другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные  службы и другие, а также их территориальные органы.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут  быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами  Правительства.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом о Правительстве  Российской Федерации ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» члены Правительства обязаны  по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство  взаимодействует с Президентом  РФ, который согласно действующей  Конституции не входит ни в одну из трех властей. Интересно, что профессор  И.Ш. Килясханов в своей системе  исполнительной власти на первое место  ставит правительственную власть, а  президентскую - на второе.

Однако в Конституции  закреплен ряд конституционных  полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент  по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает  с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает  и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит  некоторыми министерствами. Такими как  министерство обороны, министерство иностранных  дел. 1

Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей  юридической силе выше постановлений  Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно  сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или  Правительство в целом, а Президент  РФ.

Такое соотношение между  властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство  никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы  и несет полную ответственность  за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов  исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом, не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует  с Федеральным Собранием и  судебной властью. Также предусмотрено, что Правительство РФ для осуществления  своих полномочий может создавать  свои территориальные органы и устанавливать  порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти.

 

1.2 Система федеральных  органов исполнительной власти.

Конституция РФ устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему. Такая система предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных  субъектов управления, подведомственных соответствующему центру.

Федеральные министерства и  иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются и подконтрольны  Правительству. Они ответственны перед  федеральным Правительством за выполнение порученных задач. Федеральные министры при осуществлении своих полномочий подотчетны Правительству.

Смысл и предназначение такого контроля заключаются в том, что  Правительство в процессе деятельности должно иметь возможность оперативно принимать меры к тому, чтобы министерства, государственные комитеты и другие подчиненные ему федеральные  органы исполнительной власти в полном объеме использовали предоставленные  им полномочия для выполнения возложенных  на них задач и осуществления  ими своих функций.

Следует отметить, что если ранее федеральное Правительство  имело право отменять акты министерств, государственных комитетов и  иных подведомственных ему органов, то в соответствии со ст. 12 действующего Закона Правительство Российской Федерации  в порядке реализации контрольных  полномочий вправе отменять акты федеральных  органов исполнительной власти и  приостанавливать их действие.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Назначения на должность  и освобождение от должности руководителей  федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров  и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА  РФ.

 

2.1 Состав Правительства  РФ.

Правовой статус Правительства  Российской Федерации определен  гл. 6 Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства  входят: Председатель, заместители  Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров  предлагаются Президенту РФ Председателем  Правительства.

Структура Правительства  Российской Федерации на протяжении времени со дня принятия новой Конституции постоянно претерпевала изменения. Первые изменения в правительстве были санкционированы Указом Президента России от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства Российской Федерации». Из Правительства были выведены главы исполнительной власти субъектов Федерации, что позволило исключить их одновременной пребывание в структурах и исполнительной, и законодательной власти. Был и другой аспект этих изменений - исключалась прямая зависимость региональных органов исполнительной власти от федерального центра.

В период 2004-2008 гг. структура и состав Правительства Российской Федерации неоднократно менялись. Изначально  до 2004 года в Правительство Российской Федерации входили 30 человек, не считая председателя. Заместителей председателя было шесть, из них только двое возглавляли министерства: финансов и сельского хозяйства.

В результате административных преобразований, проведенных весной 2004 г., состав правительства сократился. Предусматривался только один вице-премьер. В числе 15 федеральных министров  один был без портфеля - это руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации. В мае 2004 г. в связи  с изменениями в структуре  федеральных органов исполнительной власти и созданием вместо одного Министерства транспорта и связи  двух - Министерства транспорта и Министерства информационных технологий и связи - в состав правительства был включен  еще один федеральный министр. Образование  в сентябре 2004 г. Министерства регионального  развития, в свою очередь, пополнило  его новым членом. Очередные изменения  последовали в ноябре 2005 г.: была учреждена должность первого  вице-премьера, до ранга вице-премьера повысили министра обороны. Таким образом, принимая во внимание прежнего вице-премьера, у главы правительства стало  три заместителя.

В 2008 году структура правительства  снова была реорганизована, образовались новые министерства, увеличено число  заместителей Председателя Правительства  Российской Федерации. У Председателя Правительства стало семь заместителей, в том числе два первых заместителей Председателя Правительства РФ, Заместитель  Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ и Заместитель  Председателя Правительства РФ - Министр  финансов РФ.

Председатель Правительства  Российской Федерации Владимир Путин  уточнил, «что при корректировке  и оптимизации структуры федеральных  органов исполнительной власти мы исходили из необходимости усилить работоспособность  и эффективность сложившегося механизма  государственного управления и его  кадрового потенциала».

Информация о работе Правительство РФ