Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:30, контрольная работа
По своей природе право, безусловно, явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединённых экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и, тому подобными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения является право.
I часть: Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации
Введение.........................................................................................................................3
1.1 Правосознание............................................................................................................4
1.1.1 Структура правосознания.........................................................................................4
1.1.2 Характерные черты правосознания...........................................................................5
1.1.3 Виды правосознания................................................................................................6
1.2 Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием.............................7
1.3 Значение правосознания.............................................................................................8
1.4 Правовые институты и организации...........................................................................10
Заключение......................................................................................................................12
II часть: Вопросы. Раздел 1.
Назовите основные исторические этапы становления правоведения…..…….13
Чем отличается объект и предмет науки………………………………..………13
Чем отличаются законы научные и юридические……………………..……….13
Чем отличается теория права от теории государства………………..…………14
Почему необходимо изучать правоведение………………………...…………...14
Что такое правовое государство, его основные признаки………...……………14
Какие субъекты гражданских правовых отношений Вы знаете...……………..15
Какие субъекты уголовно-правовых отношений Вы знаете…...………………15
Что такое кодекс и какие кодексы Вы знаете…………………....………………15
Список использованной литературы………………………………...……………….17
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
"Рыбинский государственный авиационный
технический университет имени П.А.Соловьева"
Тутаевский
филиал
Кафедра
социально-гуманитарного образования
Контрольная работа
по предмету
"Правоведение"
Вариант
?1
Выполнила Боровских А.В.
Студентка гр.ЗЭУ-11 проф.1 курса
Преподаватель Белоусов В.М.
Оценка ___________________
Подпись преподавателя _________
Дата
_____________________
Тутаев,
2012
Содержание
I часть: Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации
Введение......................
1.1
Правосознание.................
1.1.1
Структура правосознания.................
1.1.2
Характерные черты правосознания.................
1.1.3
Виды правосознания.................
1.2
Взаимосвязь правосознания
с правовой культурой
и воспитанием...................
1.3
Значение правосознания.................
1.4
Правовые институты
и организации...................
Заключение....................
II часть: Вопросы. Раздел 1.
Список использованной
литературы………………………………...……………
Введение
По своей природе право, безусловно, явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединённых экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и, тому подобными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения является право.
Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе. Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль принадлежит обществу, которое решающим образом влияет на развитие права. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем право вбирает в себя всё социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него.
С
помощью права в обществе обеспечивается
необходимый правопорядок, разрешаются
социальные конфликты и противоречия.
Право служит своеобразным обручем, удерживающим
общество от саморазрушения.
Человек, в результате эволюции выделившись из животного мира, приобрел очень важное качество - способность мыслить, т.е. отражать в своем сознании окружающий мир, соотносить свое поведение с поведением других людей. Воздействуя на человека, окружающий мир отражается в виде представлений, мыслей, идей, которые, в свою очередь, закрепляются в продуктах человеческой культуры: в языке, нормах морали, обрядах, традициях.
Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в общественную жизнь, приобщается к ее культурному наследию. Поэтому нельзя рассматривать сознание в отрыве от явлений общественной жизни. "Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди". Понятие "сознание" включает в себя личное (индивидуальное) и общественное сознание.
Общественное сознание - это целостное духовное явление, которое обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическое, нравственное, религиозное).
Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Выработанные обществом нормы сознания, становятся личными убеждениями человека, основой его поведения.
В зависимости от характера человеческих отношений общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного и правового сознания.
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
Структура правосознания состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, которые отражают правовые явления общественной жизни.
Ценность правовой идеологии заключается прежде всего в том, что она содержит положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права. Этим она оказывает активное влияние на правотворчество и правоприменительную деятельность государства. Например, идея правового государства, прежде чем обрести современную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих стран мира, прошла в своем развитии целый ряд изменений. Впервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону.
Правовая психология - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.
Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других - опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без которых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.
Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права.
У порядочных людей собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, т.е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в отличие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое побуждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.
Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения.
1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.
Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.
3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий.
К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.
4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.
Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.
5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.
Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского права средневековым западноевропейским обществом.
Правосознание, в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется на:
1. Обыденное
2. Профессиональное
3. Научное
Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом. Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т.д.
Обыденное правосознание очень ограничено. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем.
Прямой противоположностью обыденного является профессиональное и научное правосознание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.
1. Общественное
2. Групповое
3. Индивидуальное
Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества.
На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание. Прежде чем общественное сознание проникнет в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.
Эти разновидности правосознания по разному влияют на совершенство законодательства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие правовые требования они выдвигают.
Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обыденным или научным.
Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодательства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.
Однако правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С.С. Алексеев: "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.).