Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:08, контрольная работа
Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья. Естественным производным из этого является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Глава 1. Правовая основа охраны труда
1.1 Надзор и контроль в сфере охраны труда
1.2 Система предупреждения несчастных случаев на производстве
Глава 2. Охрана труда некоторых категорий работников
2.1 Охрана труда женщин
2.2 Охрана труда несовершеннолетних
2.3 Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
Список литературы
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования « Уральский
предмет : Правоведение
на тему:
Право на труд в РФ
Выполнил: студент 3 курса
ускор. об. гр. ЭУП
Содержание
Глава 1. Правовая основа охраны труда
1.1 Надзор и контроль в сфере охраны труда
1.2 Система
предупреждения несчастных
Глава 2. Охрана труда некоторых категорий работников
2.1 Охрана труда женщин
2.2 Охрана труда несовершеннолетних
2.3 Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
Список
литературы
Глава 1. Правовая основа охраны труда
Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья. Естественным производным из этого является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Охрана
труда - система обеспечения
Нормы по охране труда – это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренное статьей 37 Конституции РФ.
Развитие технологий, увеличение производственной активности в связи с введением более совершенных станков и оборудования, использование информационных технологий ускоряют технических прогресс, что обусловливает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности работников производственной сферы. Вопрос о создании оптимальной модели государственного управления в области охраны труда в общенациональном масштабе стал насущной проблемой государственной политики России.
Система государственного управления охраной труда не может быть эффективной без соответствующей системы надзора и контроля за охраной труда.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение
законодательства о труде и об
охране труда должностным лицом,
ранее подвергнутым административному
наказанию за аналогичное административное
правонарушение, влечет дисквалификацию
на срок от одного года до трех лет.
1.1
Надзор и контроль в сфере
охраны труда
В систему надзора и контроля входят: - Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе. - Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок. - Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности. - Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения. Законодательной основой для деятельности органов надзора и контроля является статья 216 Трудового кодекса РФ и статья 20 Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
В соответствии с положением
«О федеральной инспекции
• государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
•
определение главных
•
анализ состояния и причин производственного
травматизма и
Должностные
лица органов государственной
•
беспрепятственно в любое время
суток при наличии
• запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
•
предъявлять работодателям и
их представителям обязательные для
исполнения предписания об устранении
нарушений трудового
• приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
• направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
•
отстранять от работы лиц, не прошедших
в установленном порядке
•
запрещать использование и
• выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
• выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
•
привлекать к административной ответственности
в порядке, установленном
• выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении
соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Решения
должностных лиц органов
К системе государственного контроля и надзора за охраной труда тесно примыкает общественный контроль, осуществляемый профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Их деятельность предусмотрена статьей 22 федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и статьей 20 федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (ред. От 8 декабря 2003 года) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»3. В случае воспрепятствования работе общественных инспекций по охране труда такие должностные лица привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
1.2 Система предупреждения несчастных
случаев на производстве
Трудовое законодательство предусматривает не только систему предупреждения несчастных случаев в организациях, но и устанавливает процедуры по их расследованию. В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя – физического лица.
К указанным лицам относятся:
• работники, выполняющие работу по трудовому договору;
• студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;
• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;
•
другие лица, участвующие в производственной
деятельности организации или
Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, – повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли: