Правовое государство: понятие и основные признаки. Особенности гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы - неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества).

Содержание

Введение.
Глава 1. Правовое государство.
§ 1. Развитие концепции правового государства.
§ 2. Основные черты правового государства.
§ 3. Формирование правового государства в России.
Глава 2. Гражданское общество и правовое государство.
§ 1. Характеристика и понятие гражданского общества.
§ 2. Основные тенденции и перспективы развития
права и государства в современном гражданском обществе.
Глава 3. Государство правовое и социальное.
§ 1. Формирование идеи социальной государственности.
§ 2. Признаки социального государства.
§ 3. Является ли Россия социальным государством.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство.doc

— 325.57 Кб (Скачать документ)
tify">    Некоторые авторы к признакам права также добавляют верховенство закона в системе права, прямое действие конституции, возвышение суда.

    Разумеется, возможность реализации этих принципов -- признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.

    Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

    Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.

    Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.

    Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ -- источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти8.

    В целом правовое государство -- это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия. 

    § 3.  Формирование правового государства в России.

    Путь к правовому государству в России начался не сегодня и оказался необычайно противоречивым и трудным.

    Возникнув в России, как и на Западе, в период борьбы с произволом абсолютизма, идея правового государства встретила ожесточенное сопротивление и властей, и влиятельных общественных сил.

    Хотя подготовка конституционных проектов в России началась еще в XVIII в., но на практике в царской России конституция так и не появилась. Некоторые авторы считают, правда, первой конституцией России в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г., так как с принятием этих актов провозглашалось дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов, в результате чего идеи правового государства получили новый импульс. Однако конституционное государство - лишь первый шаг к государству правовому, и оно далеко еще не гарантирует реализацию всех принципов правового государства.

    После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны были приняты первые советские конституции, однако и они не приблизили создание правового государства в нашей стране. С конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в карательный инструмент государства, а теория правового государства была объявлена буржуазной выдумкой.

    В 60-е гг., однако, с провозглашением общенародного государства стали создаваться правовые предпосылки для борьбы за установление правового государства. В Основном законе провозглашался весьма широкий круг прав и свобод граждан. Во многих партийно-государственных документах содержалось требование строгого соблюдения принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.

    Вместе с тем ряд гарантий прав и свобод в Советском Союзе или отсутствовал, или носил декларативный характер. В частности, в СССР никогда официально не признавался примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства, не признавалась теория разделения властей, не работал, хотя и был закреплен в ст. 5 Конституции СССР, институт непосредственного народного волеизъявления (референдум), отсутствовали и многие другие необходимые признаки, присущие правовому государству.

    В современных условиях в России идет работа по формированию правового государства. Этому способствует ряд факторов: принятие новой Конституции, приватизация собственности, становление многопартийности, реформирование судебной системы и т.д. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства. Таким образом, идея правового государства без колебаний воспринята не только обществом и юридической наукой, но и российскими официальными структурами.

    Новое устройство государственной власти, закрепленное Конституцией, соответствует многим стандартам правового государства. На основе Конституции формируется демократическая система власти.

    В декабре 1993 г. в России появился независимый парламент - Федеральное Собрание - один из важнейших признаков правового государства.

    Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному признаку можно подразделить на три группы: в первую входит Конституционный Суд Российской Федерации, являющийся высшим судебным органом конституционного контроля Российской Федерации.

    Вторую группу составляет система общих судов во главе с Верховным Судом России, осуществляющим надзор за судебной деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов.

    Третья группа -- это система специальных судов, в частности арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом, являющимся высшим экономическим судебным органом России и осуществляющим надзор за судебной деятельностью арбитражных судов.

    Однако роль судебной системы пока еще далека от той, которую судебная власть должна играть в правовом государстве. В соответствии с теорией разделения властей судебная власть в правовом государстве принадлежит только тем органам, которые по конституции призваны сдерживать и уравновешивать две другие власти -- законодательную и исполнительную. В России этими полномочиями обладает только Конституционный Суд РФ. Другие суды России часто бессильны в борьбе с произволом законодательной и особенно исполнительной власти.

    Конституция создала благоприятную основу для взаимодействия всех ветвей власти, прежде всего Президента и парламента. Однако Конституция определяет лишь юридические условия совместной работы Президента и Федерального Собрания. Необходим также благожелательный психологический климат взаимоотношений. Это и есть политическая культура. Однако именно ее не хватает сейчас в России.

    Другая фундаментальная причина разрыва между демократическими принципами и государственной практикой состоит в том, что, отказавшись от командного принципа осуществления власти, государство так и не смогло в полной мере овладеть правовым принципом. Это вызвало такие угрожающие явления, как:

    * неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах, что снижает эффективность власти;

    * расцвет бюрократизма, который заглушает рост новых экономических отношений, искажает социальную политику государства, угнетающе действует на социальное самочувствие людей;

    *   коррупция, проникшая в государственный и муниципальный аппараты;

    *  опасно низкий уровень исполнительской дисциплины;

    * несогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов.

    Нужно открыто признать: демократические принципы организации власти все больше и больше дискредитируются. Формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, мало что дающей большинству людей и отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество обрело свободу, но пока не ощутило демократию как систему сильной и в то же время целиком ответственной перед народом государственной власти.

    Поэтому на новом этапе требуется создать и отладить практические механизмы демократии. Решить эту проблему можно путем радикального повышения эффективности государственной власти, обеспечив точное и неуклонное соблюдение Конституции и законов, применяя, если надо, такой обязательный атрибут власти, как государственное принуждение, опирающееся исключительно на право.

    В чем причины трудного пути России к правовому государству? Во-первых, в слабой структурированности российского общества. Гражданское общество в России только формируется, его структура аморфна, сказывается отсутствие среднего класса, не сокращается, а растет люмпенизированный слой населения, острые формы приобрела поляризация доходов социальных групп и слоев населения. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, а в результате у многих граждан в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация, прочная связь с активными политическими силами и доверие к ним.

    Во-вторых, в господстве в российской государственной системе конфронтационной политической культуры, в нестабильности из-за этого российской политической системы и в нереализованности в полной мере принципа разделения властей.

    В-третьих, в нерешенности многих чисто правовых вопросов. Противоречивость законодательства, спешка при издании нормативных правовых актов и даже принятие неправовых законов -- все это затрудняет понимание и усвоение права широкими слоями населения, формирование устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирование правового самосознания.

    Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

    В целом, однако, процесс формирования правового государства в России, как говорится, пошел. На каждом из этапов развития гражданского общества он отражает соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность. Наша страна выстрадала идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. Для России правовое государство -- это единственная альтернатива государственному тоталитаризму, альтернатива диктатуре.

    В Конституции современной России поставлена задача построения правового государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности. Понятно, что гражданам России и российскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.

Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

    О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.

    Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.

§ 1.  Характеристика и понятие гражданского общества.

    Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Информация о работе Правовое государство: понятие и основные признаки. Особенности гражданского общества