Правовое обеспечение деятельности администраций муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:07, реферат

Описание

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I Основы местного самоуправления……………………………………………..4
1.1) Определение и общие принципы местного самоуправления …………..5
1.2)Проблемы становления и развития местного самоуправления в России…..………………………………………………………………………….8
II Правовые основы местного самоуправления…………………………………9
2.1) Понятие и состав правовой базы местного самоуправления……………9
2.2) Федеральное законодательство…………………………………………..10
2.3) Конституционные основы местного самоуправления……………….....12
2.4) Система муниципальных правовых актов………………………………12
2.5) Устав муниципального образования…………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Дурин Е.С. Правовое обеспечение деятельности администраций муниципальных образований.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.

В первой группе главным является закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления.

К другим федеральным законам этой группы относятся законы "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (1996 год), "Об основах муниципальной службы в РФ" (1998 год), "О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления" (1998 год).

Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов - от воинской службы до здравоохранения. В период реформы местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований значительно активизировалась. Особое значение имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в результате принятия которого было устранено значительное количество противоречий между законодательством о местном самоуправлении и отраслевым законодательством.

2.3)Конституционные основы местного самоуправления

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления

2.4)Система муниципальных правовых актов

 

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичные из них:

1)положение о местных референдумах и местных выборах;

2)положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;

3)положение о порядке управления собственностью муниципального образования;

4)правила землепользования и застройки;

5)Правила торговли;

6)положение о муниципальном заказе;

7)положение о муниципальной службе и т.д.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, проведении проверки и т.п.).

 

2.5)Устав муниципального образования

Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем, согласно Федеральному закону 2003 года, отражаются следующие положения:

1)наименование муниципального образования;

2)перечень вопросов местного значения;

3)формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4)структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5)наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц;

6)виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7)срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

8)виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9)порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения;

10)порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

«Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.»[3.1]

Муниципальное образование разрабатывает устав самостоятельно. Согласно Федеральному закону 2003 года, устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа должны в обязательном порядке проводиться публичные слушания по проекту устава и внесению изменений в него. Возможно также предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в органах юстиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Данная семестровая работа раскрывает правовые основы муниципальных образований, заложенные в Конституции РФ

Сейчас в нашей стране идет процесс формирования муниципальных образований: создана необходимая правовая база и условия для осуществления прав на местное самоуправление.

В уставах муниципальных образований, в актах представительных и исполнительных органов местного самоуправления решаются  вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. В связи с тем, что местное  самоуправление  как  выражение власти народа составляет  одну  из  основ  конституционного  строя Российской Федерации, акты органов местного самоуправления играют важную роль в правой системе субъектов федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1)Система муниципального управления. Под ред. Зотова В.Б. СПб.: Питер, 2005. - 493 с. 

2) Конституция Российской Федерации

3) [электронный ресурс] Твои права, избирательница

URL: http://www.democracy.ru/library/publications/voter/woman/woman_rights/

    4) Муниципальное право: учебник для вузов / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин; под ред. к.ю.н. Н.А. Игнатюк М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - 319 стр.

    5)  [электронный ресурс] Васильев В.И. О предмете муниципального права

URL: http://lawcanal.ru/downloads/dopolnenie/downloads/magazine/magazine_russian_pravo/2006/5/14.rar

2

 



Информация о работе Правовое обеспечение деятельности администраций муниципальных образований