Предмет и структура политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:06, реферат

Описание

Политология – это наука о государственно- организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Содержание

1.Предмет и структура политической науки
2.Соотношение права и политики
3. Политическая идеология
4. Конфессиональный фактор в политической жизни
5. Политический процесс современной России.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 37.85 Кб (Скачать документ)

2.Соотношение права и политики

        В любом обществе всегда встает вопрос, что первостепенно: право или политика. Право должно писаться под политику, проводимую государством, или все же политика должна быть основа на законе? Дело в том, что право тесно связано с государством и большинство правоведов считают, что эти явления не могут существовать друг без друга, ибо одно порождает другое. Государство — это, скорее политическое явление, нежели правовое, так как партия, придя к власти, становится правящей. Она формирует государственный аппарат и начинает реализовывать свою программу, представляющую вариант развития общества в целом. Таким образом, право,  государство, политика тесно связаны  между собой. Главное в их связи — общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения общественного управления, реализации государственного властвования.

         Между правом и политикой связь выражается в самых разнообразных формах — взаимоподдержки, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется, прежде всего, единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм — отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и  политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.Итак, отношения собственности являются основой правовых и политических отношений.

        Проследив историю развития взаимоотношений права и политики, можно увидеть, что в государствах, где власть выходит за пределы права, доминирует государственное насилие. Так было и при рабовладельческом строе, и во времена феодализма, вплоть до буржуазно-демократических революций.

         Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где права человека не выступают в качестве средства контроля над ее осуществлением.Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается или нет в обществе господство правовых начал, принципов и норм.Доминирование права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры.

   Исторический опыт показывает, что приоритет правовых норм существует только в условиях демократических режимов, когда право основано на универсальном принципе формального равенства. Конечно же, в общественной жизни сталкиваются различные политические позиции и нормы, выражающие противостояние тех или иных социальных групп и движений, остро конкурирующих между собой. Существенный отпечаток на политические нормы накладывают личные амбиции лидеров, включенные в политическое противоборство.                                                                                                                 

Тем не менее, конкуренция политических норм и принципов — нормальное, естественное состояние политического  процесса в демократическом обществе. Только тоталитаризм делает политическую жизнь одномерной, выдвигая систему  непреложных, незыблемых , не подлежащих критике принципов и норм. В условиях демократии разнообразие политических норм может ограничиваться только правом. Таким образом, в политических нормах и в отличие от правовых неизменно присутствует конкуренция программ и идей. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интеревов и целей различных социальных групп. Такая сила находится вне политических норм. Это право. 

       Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит, и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе. Приоритет права над политикой, государством — это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. 

3. Политическая идеология.

        Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся  в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

       Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

       Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

        Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

         Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

          Различают следующие уровни политической идеологии:

-       теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

            -       программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан;

-       актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.

Среди основных идеологических течений  в современном мире следует выделить следующие:

-       либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции;

-       консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности;

-       социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей.

         Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие. 

4. Конфессиональный фактор  в политической  жизни.

         Религия — это общественное явление и составная часть духовной культуры. Религия в отличие от такой формы общественного сознания как политика выступает как система взглядов на мир и место человека в нем, она претендует на универсальное отображение действительности, существенная особенность религии в том, что она является фантастической формой отображения действительности. Нужно также отметить, что политику как форму общественного сознания можно толковать, исходя из трех образов понимания: как деятельность на этических началах, как средство достижения эгоистических целей, а также такой, что хочет достичь желательной цели в государственном управлении или межгосударственных взаимоотношениях.

         Раскрывая функции религии и ее роль в жизни общества, раскрывается ее социальное содержание. В условиях современного общества религия выполняет, главным образом, иллюзорно-компенсаторную функцию, а также мировоззренческую, регуляторную, коммуникативную функции.

         Социальные функции религиозных организаций не тождественные функциям религии, потому что религиозные организации включаются в общую систему экономических, политических и других общественного отношения. На первом этапе становления государства основной формой государства и власти были политические мифы. В последних возникновения власти связывало с богами. В средневековые времена религия была руководящей идеологией и церковь имела огромную власть в жизни общества.В современных условиях конца ХХ ст. в социально-политической жизни роль религии возросла. Те или другие социально-политические события невозможно понять без учета религиозного фактора. Конфессии, как группы из духовными общностями, становятся носителями соответствующих интегративных интересов их участников. “Политизация” интересов конфессионных групп приводит к политизации конфессий, которые вследствие этого становятся субъектом политического жизни.

         Взаимосвязь религии и политики имеет три направления:

1)Религия  возникшая в обществе и целиком  закономерно существует вместе  с ним. Религия связана с  такими формами общественного  сознания, как философия, искусство,  политика, право, этика, наука  и др. Они взаимовлияют один  на один, зависят от общего  экономического базиса, взаимодействуют  с ним;

2)Религия  отделяет массы по религиозным  признакам, которые определенной  мерой влияет на политическую  жизнь общества;

3)Религия имеет влияние на политику через церковь и разного рода организации, партии, молодежные союзы и т.п., когда эти общественно-политические организации идут под религиозными лозунгами.

5. Политический процесс современной России.

      Отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. Поэтому политический процесс развивается противоречиво, разнопланово, с преобладанием того или иного качества определенного вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях с другими определенностями. Поэтому охарактеризовать политический процесс в России одним преобладающим качеством, типом и т.п. невозможно.

        В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического. В силу незрелости становящегося гражданского общества, его неструктурированности политический процесс неизбежно несет в себе качество неструктурированности. Если гражданин, социальная общность людей не осознали свои индивидуальные и коллективные интересы, не выработали отношения к совместным целям и не определили свой социально-политический статус в его взаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенности становления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся, неструктурированных субъектов в политический процесс не принесет возможной и желаемой общеколлективной цели. Субъекты не стали еще политическими субъектами и находятся на стадии протополитического развития.

        Отсюда вытекает еще одна специфика российского политического процесса. Поскольку политическое часто не является таковым, а лишь находится в стадии становления, обнаружения и проявления, то часто политический процесс не является таковым по существу, так как охватывает в своем содержании блок различных неполитических характеристик, качеств и т.п. он является поэтому смешанным по содержанию, нерасчленению видов общественных отношений. В то же время преобладание прежнего смысла политики и ее всеохватного, тотального характера часто продолжает проявляться и в новых российских условиях жизни.       Парадоксальность нашего мира политики ведет к парадоксальности политического процесса. Это проявляется еще в одной специфике политического процесса.

Информация о работе Предмет и структура политической науки