Предмет и структура политологии. Политическая мысль в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.
Настоящей вершиной политической мысли Древнего мира считается политическая философия Древней Греции. Различные социально-политические учения, возникшие здесь, включают в себя, как в зародыше, почти все позднейшие теории. Древние греки были богато одаренными, энергичными и свободолюбивыми гражданами. Достижение этого народа, которые удивляют нас до сих пор, во многом поясняються сложившимся в Элладе типом государства и общества.

Работа состоит из  1 файл

кр политология.docx

— 24.03 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации  
ФГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Филиал в  г.-к. Анапа

 

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Политология»

на тему: «Предмет и структура политологии. Политическая мысль в

Древнем мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                  студентка 15 группы

                                                                                                  Ченчик Н. В.

                                                                                                  Проверил:

                                                                                                  преподаватель

                                                                                                  Т. Н. Качьян

 

 

 

 

 

 

 

Анапа, 2012

Введение

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология  появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или  иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности.

 

Предмет и структура политологии

Политология – термин, образовавшийся из двух греческих  слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” – “знание”. Наука – это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология? ” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было, затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Объектом  политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном  и разнообразном объекте, как  общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Поскольку политика есть специфическая форма  деятельности социальных групп и  индивидов, направленная на организацию  и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества. Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем  смысле состоит из теоретического и  практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные  знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат  науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная  политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует  пути и средства целенаправленного  воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для  достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и  техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения  различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить  основанием для формулирования положений  теоретической политологии.

В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические  подходы к изучению политики. Они  определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии  Т. Куном.

Основные  парадигмы политологии - теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Суть  теологической парадигмы состоит  в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано  с ранними этапами теории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.

Натуралистическая парадигма ориентируется на обусловленность  политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.

Социальная  парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни  общества - экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.

Рационально-критическая  парадигма ориентируется на выявление  важнейших элементов политики, раскрытие  ее противоречивости и конфликтогенности.

Существует  мнение о ненужности политической науки  и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные  категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что  политическая наука имеет дело с  формами господства, а это относится  к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется”  за статус самостоятельности, несмотря на, казалось бы, очевидное признание  ее как науки наравне с другими  дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии  и связанных с ней проблем.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации  политики; определяет основные тенденции  и закономерности, действующие в  политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых  установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований.

 

Политическая мысль в Древнем мире

 

Рассматривая  вопрос о политике и политические учения в Древнем мире необходимо обратить внимание на то, что история  социально-политических учений является одной из важнейших составляющих духовного мира человечества. Она  выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, интересовавшихся проблемами общественной и государственного устройства, политики, взаимоотношениями  личности и общества. Изучая историю  социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес  к прошлому: идеи, появившиеся в  течение исторического развития человечества, продолжают оказывать  влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния различных учений, «наследственности» их развития формировались  универсальные, общие для всех людей  ценности.

Следует сосредоточить внимание на том, что  первые попытки объяснить общественные порядки видим еще во времена  разложения общинного строя и  возникновения классового общества. В мифах древних египтян и  индусов, вавилонян и китайцев, персов и евреев нашли свое отражение  попытки понять основы общественной жизни, природе власти. В этих мифах  обосновывались идеи божественного  происхождения человеческих взаимоотношений, вечности и неизменности социального  устройства. Однако в них ощущается  и тревога, порожденная распадом общинных связей, расколом общества на богатых и бедных, конфликтами  между различными группами людей. Еще  в III-II тысячелетиях до н.э. мышление людей вполне было под властью мифологических представлений об окружающем мире. Но уже в I тысячелетии до н.э. с развитием общественного производства, что обусловило взлет в духовной культуре, человечество делает свои первые шаги к рациональному самопознания.

Настоящей вершиной политической мысли Древнего мира считается политическая философия  Древней Греции. Различные социально-политические учения, возникшие здесь, включают в  себя, как в зародыше, почти все  позднейшие теории. Древние греки  были богато одаренными, энергичными  и свободолюбивыми гражданами. Достижение этого народа, которые удивляют нас  до сих пор, во многом поясняються сложившимся в Элладе типом государства и общества. Речь идет о полисы - государства представляли собой общины свободных граждан. Форма такой организации общины возникла вследствие победоносного развития демократических движений, в которых народ - демос - в борьбе с родовой знатью отстоял свое право на свободу. Социальное мышление постепенно освобождалось от мифологических идей. На почве демократических учреждений полиса в период наивысшего расцвета государственности в Греции (V-IV вв. До н.э.) возникли и закрепились идеи о равных правах граждан полиса, о первичности общественных интересов по личным, а также представления о свободном человеке, принципиально отличается от раба. Мыслители Древней Греции активно разрабатывали учение, в которых обосновывалась идея совершенства и эффективности функционирования рабовладельческого государства.

Мнения  аристократии выражал Платон (427-347 гг до н.э.). Его идеи оказывали огромное влияние на всю последующую историю социально-политической мысли.

Платон  мечтал основать идеальное государство. Он даже написал специальное произведение под названием «Государство». Политический идеал Платона - аристократический  государственный строй, «власть  лучших». Он выступает с резкой критикой рабовладельческой демократии, осуждает не только демократию - с ненавистью относится к тирании, олигархии (власти богатых), тимократии (власти военных). Всем этим формам организации власти мыслитель противопоставляет свой проект совершенного государства и правления.

Основная  суть платоновского государства - справедливость, которая заключается в тщательном выполнении каждым членом общества своих  обязанностей. Последние определяются природными наклонностями человека. Во главе такого государства стоят философы, которые на основе вечных идей мудро управляют обществом.

Огромную  роль в истории социально-политической мысли сыграл другой античный мыслитель  Аристотель (384-322 гг до н.э.). Аристотель рассматривал государство, которое он как-то отождествлял с обществом, как форму общения граждан. Человек, по его мнению, является существом политическим, и она может себя реализовать только в обществе и через общество. Государство, утверждал Аристотель, возникла не из-за соглашения между людьми, а естественным путем - из семьи и поселищ как наиболее совершенная форма общения людей. Цель создания государства заключается не только в том, чтобы решать экономические и политические вопросы, но и в том, чтобы не позволять людям делать несправедливость, помогать им удовлетворять материальные потребности. Служение общему благу было для Аристотеля критерием правильности государственной формы, а лучшей формой государства он считал полет.

 

Заключение

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной  политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется  социальная, национальная и оборонная  политика правительства, предотвращаются  и разрешаются социальные конфликты.

Список используемой литературы

 

    1. Киселев С.Г. Политология. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
    2. Лукьянов В.Ю. Политология. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2007;
    3. Пронин Э.А. Политология. - М.: МИЭМП, 2005;
    4. Решетников С. В. Политология. - Минск: ТетраСистемс, 2010;
    5. Селютин В. И. Теория и практика политической науки. - Воронеж: Издв-во им. Е. А. Болховитинова, 2009;

Информация о работе Предмет и структура политологии. Политическая мысль в Древнем мире