Президент Республики Беларусь (идеологическая функция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 23:37, контрольная работа

Описание

Идеологическая работа может быть основана только на глубоком понимании того, что есть идеология, в чем ее главная задача. Идеология – это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Президент Республики Беларусь в системе государственной власти 3
2. Идеологическая функция Президента Республики Беларусь 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Работа состоит из  1 файл

черновик3.docx

— 32.23 Кб (Скачать документ)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Президент Республики Беларусь в системе государственной  власти 3

2. Идеологическая функция Президента Республики Беларусь 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Идеологическая работа может быть основана только на глубоком понимании того, что есть идеология, в чем ее главная задача. Идеология – это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия. Как таковая, идеология, любая ее форма всегда выступает как система идей ценностей и представлений, в которых определенные группы людей осознают существующую действительность и свое положение в ней, выражают свои потребности и интересы, формируют свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения с помощью организованных политических действий [4, с.35].

    В современном мире ни одно государство  не может основываться исключительно на силе и принуждении. Для его успешного развития необходимы добровольные усилия людей, которые разделяют общие ценности и цели, их инициативы и творчество. Именно поэтому идеология является фундаментом политической, экономической и социальной стабильности.

    Убедить людей в правильности выбранного курса, показать связь между действиями руководства страны и интересами граждан, обеспечить созидательную атмосферу в коллективе, регионе, стране в целом - вот истинное предназначение идеолога, и в первую очередь государственного лидера, вокруг которого должно быть сформировано государственное единство, к необходимым составляющим которого относятся единство публичной власти, территориальная целостность государства, духовно-нравственное единство народа [7, с.3]. Именно выступления и действия общенационального лидера призваны стать силой, способной еще крепче сплотить граждан страны в единый белорусский народ, создать идеалы белорусского общества.

 

  1. Президент Республики Беларусь в системе государственной   
    власти

    Прежде  чем переходить непосредственно к вопросу данной главы, хотелось бы дать определение понятию «государственная власть». Государственная власть - это полномочия, которыми наделены государственные органы для управления делами государства, общества, а также организации и деятельности государства. Система государственной власти базируется на одном из основополагающих принципов – принципе разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

    Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов [8, с.115]. Он – глава государства. Наделение президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов.

    Президент занимает особое место в государственном  механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (президент - беспартийный), что способствует разрешению споров между ними.

    Вместе  с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При  рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни президент  председательствует на заседаниях и  вправе отменить постановления и  распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу президента [5, с.294-295].

    В общем и целом, полномочия белорусского Президента закреплены преимущественно  в ст. 84 Конституции. Однако и в иных ее статьях, законе о Президенте и других нормативных актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента. Можно выделить основные из них:

  • назначение республиканских референдумов – народного голосования. Используя данное полномочие, Президент может определять вектор политического развития.
  • роспуск палат Парламента – один из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной. В данном случае Глава государства выступает арбитром.
  • назначение на должность Премьер-министра.
  • определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставка. Президент самостоятелен в определении структуры Правительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства.
  • назначение на должность и освобождение от должности судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центризберкома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка – данные вопросы решаются с уведомлением Совета Республики.
  • обращение с посланиями к народу (о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики). Посредством таких обращений Президент может изложить те задачи и цели, к которым он стремится либо решает в настоящее время.
  • назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц;
  • решение вопросов, связанных с получением статуса гражданства, его прекращением и предоставлением убежища;
  • ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  • введение чрезвычайного положения (согласно п.22 ст.84 Конституции). Принятое Президентом решение о введении чрезвычайного положения в трехдневный срок вносится на утверждение Совета Республики. Если постановление об утверждении Указа Президента о введении чрезвычайного положения не набрало большинства голосов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Республики.
  • подписание законов. В Конституции закреплено правило о том, что все законы подписываются Президентом, что связано с проблемой сдерживания, взаимовлияния законодательной и исполнительной власти. При этом Президент имеет право возвращать закон или отдельные его положения со своими возражениями в палату представителей.
  • право отмены актов Правительства – право отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управления;
  • контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления – Президент имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
  • формирование Совета Безопасности – Глава государства назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
  • руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь - Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
  • введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации [1; 5, с.295-309].

    Президент может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (п. 30 ст. 84 Конституции).

    Как можно было заметить, у Президента есть исключительно единоличные полномочия, когда не требуется какое-либо участие другого государственного органа (например, согласование).

    Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата.

    Наделение Президента таким объемом полномочий необходимо для осуществления им функций, возложенных Конституцией (реализация основных направлений внутренней и внешней политики; защита суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности; поддержка стабильности в государстве, гражданского мира). Это также обусловлено необходимостью обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления государственными делами, согласованного функционирования ветвей власти.

    Однако  его деятельность не бесконтрольна. В Конституции Беларуси закреплена система сдержек и противовесов. Так, назначение на ключевые государственные посты производится с согласия Парламента, а нормотворческая деятельность Главы государства может быть проверена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента [8, с.117].

 

  1. Идеологическая  функция Президента Республики Беларусь

    Основным  условием мощи и стабильности любого государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные ценности и вековые традиции, поэтому первостепенной задачей Республики Беларусь является их сохранение и приумножение [6, с.15-16]. Достигнуть процветания страны можно лишь при наличии единых общественно-политических идеалов, базирующихся на религии и морали, исторических и этических традициях, чувстве национальной гордости, уважительном отношении к государству и индивиду. Фундаментом сильного и стабильного государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные основы и вековые традиции.

    Формирование  основных ценностей и приоритетов  развития Республики Беларусь является важнейшей задачей современной  идеологии. «Идеология – это система  идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям» [3]. Идеология государства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.

    От  того, насколько народ, социальные и  религиозные группы общества, простые  граждане будут отождествлять интересы своей индивидуальной и коллективной самореализации с интересами общественного  развития, зависит их проявление себя в качестве членов единого общества, эффективное и динамичное развитие социума в целом.

    Инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства, которая призвана усилить социально-политическую консолидацию нашего общества, стать общенациональной силой, способной еще крепче сплотить граждан страны в единый белорусский народ, выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

    Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип  проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.

    Статья 1 Конституции определяет статус Республики Беларусь как «унитарного демократического социально-правового государства», что включает в себя важнейшие идеологические приоритеты Беларуси:

    • национальная солидарность – сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь;
    • народовластии – наличие политического плюрализма, развитого гражданского общества, функционирование системы местного самоуправления и пр.;
    • социальная справедливость – гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни;
    • верховенство права – принятие и действие демократической Конституции, реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, утверждение принципа разделения властей [6, с.24-25].

    Их  реализация в Республике Беларусь осуществляется благодаря функционированию эффективной президентской власти, которая выступает главной особенностью белорусской модели развития.

    Президент является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и  гражданина, поэтому предполагается, что он несет ответственность за сохранение основ конституционного строя. Президент обеспечивает соблюдение норм Конституции в деятельности всех органов государственной власти и военного руководства.

    Глава государства обеспечивает политическую и экономическую стабильность страны, цементируя белорусское общество, одновременно способствуя становлению таких основных демократических институтов, как: многопартийность, свободомыслие, равные возможности каждого гражданина принимать активное участие в решении государственных дел.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, подводя итог проделанной  работе, можно говорить о следующем: Глава государства выступает гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина; он объединяет три ветки власти – законодательную, исполнительную и судебную; олицетворяет единство народа, обеспечивает политическую и экономическую стабильность и пр. Высокий уровень ответственности обусловливает необходимость предоставления ему широкого круга полномочий (ст. 84 Конституции Республики Беларусь), в которых, несомненно, присутствует идеологический аспект.

    Тем не менее, необходимо заметить, что  в деятельности Президента как Главы  государства трудно отделить одни его  функции от других, поэтому идеологическая сторона присутствует в той или  иной мере практически во всех его  функциях и полномочиях.

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

    Источники:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

Литература:

  1. Белорусская модель развития: механизмы реализации/ Е.В. Матусевич и др. – Мн.: ИСПИ, 2003, с. 20-21.;
  2. Доклад Президента РБ А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию». – Мн., 2005, с.7
  3. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: пособие/В.А. Мельник. – Мн.: Высш. шк., 2009. – 416 с.;
  4. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие/ Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – 477 с.;
  5. Основы идеологии белорусского государства: Курс лекций Ч.2/ Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова, Н.С. Сташкевич и др. – Мн.: Система открытого образования, 2005. – 371 с.;
  6. Панов, А.А. Президент Российской Федерации как гарант государственного единства - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 120002. -  М.: 2008. - 27 с.;
  7. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учеб.-метод. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации/ Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 360 с.

Информация о работе Президент Республики Беларусь (идеологическая функция)