Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание

Учреждению института Президента предшествовали серьезные политические споры. После августовского «путча ГКЧП» 1991 года начался ускоренный процесс разрушения структур власти СССР, закончившийся распадом. Дезинтеграционные процессы затронули и органы власти Российской Федерации. В этих условиях реальная власть сосредоточилась у Президента России и в подчиненных ему структурах исполнительной власти. Сложившаяся в государстве ситуация привела к приостановлению Президентом действия Конституции, роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, вынесению не голосование и принятию новой конституции. Конституцией Российской Федерации 1993 года был существенно изменен статус Президента Российской Федерации.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Президент РФ как глава государства и исполнительной власти . . . . .5
1.1 Статус Президента РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Полномочия Президента РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Место Президента РФ в системе органов государственной власти
России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1. Администрация и Совет Безопасности Президента РФ . . . . . .21
2.2. Порядок избрания президента РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

Дисциплина:  «Введение в специальность»

курсовая  работа

на  тему:

« Президент РФ как глава государства  и

исполнительной  власти. Место Президента РФ в

системе органов государственной  власти России, порядок

его избрания и полномочия » 
 

                 Выполнила:

                  студентка 516 группы

                  ГУЛУЕВА

                  КАРИНА

                  АГИЛЬЕВНА

                                                              

                                                                Научный руководитель

                  доцент

                  БЕКЛЕМИЩЕВ

                  ЕВГЕНИЙ

                  ПЕТРОВИЧ 

                                       
 
 

г. Ростов-на-Дону

2010

                                            СОДЕРЖАНИЕ

     
 
 

 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 

  1. Президент РФ как глава государства и исполнительной власти . . . . .5
 

  •       1.1 Статус Президента РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

  •       1.2 Полномочия Президента РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
  •  
     
    1. Место Президента РФ в системе органов государственной  власти

      России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 

      1. Администрация и Совет Безопасности Президента РФ . . . . . .21
      2. Порядок избрания президента РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   23
     

                                                                                                                                                                                                                                                 

      Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  27 

      Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                                           ВВЕДЕНИЕ 

      Практике  государственного строительства в советский период до 1990

      Года  не был известен институт президента. Только в 1990 году был учрежден пост Президента СССР, который  избирался  не  непосредственно  населением,  а Съездом  народных  депутатов. Институт Президента России был учрежден на основании Закона « О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года. Тогда же первым Президентом РФ был избран Б.Н. Ельцин. Президент РФ – это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны. После принятия этого закона были внесены необходимые поправки в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Президент России в отличии от Президента СССР должен был получить свои полномочия не от представительного органа власти а непосредственно от избирателей. Это само по себе придавало повышенную легитимность этой должности. Введение поста Президента России в значительной мере предопределялось логикой углублявшегося в то время противостояния высших органов власти СССР и РСФСР. Президент России в соответствии с Законом «О Президенте РСФСР» и Конституции РСФСР  являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Он наделялся правом законодательной инициативы, правом отлагательного вето на принятые законы.

        Учреждению  института Президента предшествовали  серьезные политические споры.  После августовского «путча ГКЧП»  1991 года начался ускоренный процесс  разрушения структур власти СССР, закончившийся распадом. Дезинтеграционные  процессы затронули и органы власти Российской Федерации. В этих условиях реальная власть сосредоточилась у Президента России и в подчиненных ему структурах исполнительной власти. Сложившаяся в государстве ситуация привела к приостановлению Президентом действия Конституции, роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, вынесению не голосование и принятию новой конституции. Конституцией Российской Федерации 1993 года был существенно изменен статус Президента Российской Федерации. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    1. Президент РФ как глава государства  и исполнительной власти.
    2. 1.1 Статус Президента РФ.

      В соответствии  с Конституцией Российской Федерации  Президент РФ является главой государства (ст. 80 )  и в этом качестве осуществляет государственную власть в Российской Федерации, наряду с Федеральным собранием, Правительством Российской Федерации и судами Российской

      (ст. 11).1   Формально Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Его роль в системе разделения властей определяется тем, что он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов российской Федерации). Обеспечение такого рода функционирования и взаимодействия должно основываться на конкретных полномочиях президента по отношению к федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

      В то же время часть полномочий президента носит исполнительный характер. Это, в частности, руководство политикой, осуществление функций Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации. Деятельность Президента максимально приближена к исполнительной власти: в соответствии с Конституцией Российской Федерации он решает вопросы формирования и отставки правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях. В соответствии с Федеральным Конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Президент определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, руководит деятельностью федеральных органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации

      последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства  Российской Федерации положения  о них, назначает руководителей  и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

         Важным элементом в определении  статуса Президента Российской  Федерации является осуществление  им функций гаранта Конституции  Российской Федерации, прав и  свобод человека и гражданина. То, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод, само по себе не создает каких-то особых конституционных полномочий Президента по обеспечению реализации и защите прав и свобод человека и гражданина. Данное положение определяет общую направленность деятельности Президента и Руководимых им государственных органов, которая  осуществляется в рамках полномочий Президента, установленных Конституцией и федеральными законами. В частности, как гарант Конституции Президент обеспечивает реализацию предусмотренных Конституцией высших форм народовластия – выборов и референдума. Для этого он наделялся правом назначать выборы депутатов Государственной Думы и референдум Российской Федерации.

         Форма деятельности Президента  как гаранта конституции, прав  и свобод человека и гражданина различны: подготовка и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусмотренных Конституцией, гарантирующих права и свободы, издание собственных указов, постановка соответствующих задач перед федеральными органами исполнительной власти, создание консультативных органов. Вместе с тем необходимо отметить, что сама деятельность президента является объектом конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным

     

      конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

          Как глава государства Президент  Российской Федерации принимает  меры по охране суверенитета  Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Данные функции Президента реализуются не только в сфере внешней политики, руководство которой он осуществляет, но также и во внутригосударственной сфере. Так, одной из важных форм охраны суверенитета Российской Федерации является обеспечение соответствия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации конституции Российской Федерации и федеральным законам. В этом направлении, начиная с 2000 года Президентом Российской Федерации и действовавшими по его поручениям представителями Президента в федеральных округах, органами государственной власти был предпринят целый ряд мер, которые привели к повышению степени единства правового пространства Российской Федерации, устранили целый ряд перегибов «суверенного» нормотворчества некоторых субъектов Российской Федерации.

          Следует отметить, что деятельность  Президента по защите суверенитета  Российской Федерации в ее  взаимоотношениях с субъектами  Российской Федерации опирается  на целый ряд конституционных  полномочий президента Российской  Федерации. Они носят как координационный, так и властный характер, в частности, в соответствии со ст. 85 Конституции Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом 2.

         Полномочия Президента Российской  Федерации по обеспечению соблюдения  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  Конституции Российской Федерации  и федеральных законов и соответствующие меры ответственности данных органов установлены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  • 1.2 Полномочия президента РФ.

                          Условно полномочия президента  Российской Федерации можно разделить  на следующие группы

    1. в области обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти и кадровой политики;
    2. в законодательном процессе и при назначении референдума;
    3. в области обороны страны и обеспечения ее безопасности;
    4. в области внешней политики;
    5. в отношениях с участием граждан.

            Основные полномочия Президента  предусмотрены Конституцией, в то  же время конституционный статус Президента, его конституционные полномочия конкретизируются в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

           В Конституции Российской Федерации  за Президентом Российской Федерации  как главой государства закреплен  широкий круг полномочий, позволяющих ему эффективно воздействовать на деятельность исполнительной и законодательной власти. Президент также наделен полномочиями по определению кадрового состава Правительства и федеральных судов. Данные полномочия в целом определяют место президента в системе разделения властей.

           Президент Российской Федерации:  назначает с согласия Государственной  думы Председателя Правительства  РФ, по предложению председателя  Правительства Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка Российской Федерации. В отношении Центрального банка президент располагает и иными полномочиями. Определенными в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, с Президентом согласовываются кандидатуры членов совета директоров центрального банка. Президент назначает трех из двенадцати членов национального банковского совета. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов. Процедура представления кандидатур судей Президентом и их назначение конкретизирована в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» 1992 года, согласно данному Закону судьи Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных Судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

         Формирует Администрацию Президента  РФ – государственный орган,  сформированный для обеспечения  деятельности Президента Российской  Федерации и осуществления контроля  над исполнением решений Президента  Российской Федерации, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации. Полномочные представители президента представляют его интересы в федеральных округах, в палатах Федерального Собрания, в Конституционном Суде Российской Федерации, в некоторых российских и международных организациях, помимо полномочных представителей, деятельность которых осуществляется  на постоянной основе, существует также институт официальных представителей Президента Российской Федерации. Так, официальные представители назначаются Президентом для представления в Государственной Думе отдельных законопроектов, внесенных Президентом. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. Осуществление данного полномочия логически вытекает из статуса Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, что закреплено в си. 87 Конституции Российской Федерации. Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. На практике это. Как правило, комитеты по международным делам Совета Федерации, Государственной Думы. Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом в случае истечения срока ее полномочий, установленного ст. 96 Конституции Российской Федерации и составляющего четыре года, либо ее роспуска в случаях, предусмотренных в ст. 111 и 117 Конституции. Процедура назначения Президентом выборов депутатов Государственной Думы конкретизирована в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В данном законе содержится своеобразный страховочный механизм, рассчитанный на экстраординарные обстоятельства, если Президент в срок, установленный законом, не назначит выборы в Государственную Думу. При данных обстоятельствах выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Порядок и случаи роспуска Государственной Думы определены в ст. 109,111 и 117 Конституции Российской Федерации.3 Данное полномочие Президента играет особую роль во всем конституционном механизме обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти. Процедура роспуска Государственной Думы является достаточно эффективным средством для сдерживания Президентом политических амбиций Государственной Думы. За время действия Конституции Российской Федерации Государственная Дума ни разу не была распущена.

         На обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти также направлены конституционные полномочия Президента, предусмотренные ст. 85 Конституции, касающиеся применения согласительных процедур в отношениях с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

         В законодательном процессе и  при назначении референдума президент  Российской Федерации вносит  законопроекты в Государственную  Думу, то есть реализует принадлежащее ему право. Как правило, тематика законопроектов, вносимых Президентом, непосредственно связана с осуществлением им функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также с осуществлением им иных полномочий, предусмотренных Конституцией. Результативность рассмотрения президентских законопроектов определяется взаимоотношениями Президента и Государственной Думы. Естественно, что при лояльности к Президенту Государственной Думе практически все инициативы главы государства находят поддержку в федеральном парламенте.

          Президент обладает в соответствии  с ч. 3 ст. 107 «правом вето» т.е.  возможностью отклонить поступивший  к нему на подписание принятый  федеральный закон. Как правило,  основаниями отклонения федеральных законов являются их несоответствие Конституции, противоречие другим законам, присутствие внутренних противоречий в самом законе, нарушение правил юридической техники и другие обстоятельства.

    Президент подписывает и обнародует федеральные  законы. Порядок обнародования ( опубликования ) законов определен в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» 1994года.

         Президент назначает референдум  в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.

         Президент РФ формирует и возглавляет  Совет Безопасности Российской  Федерации. В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» 1992 года. Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Основными задачами Совета Безопасности Российской Федерации являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление направлений стратегии, которые обеспечивают безопасность Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения; подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации  для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности. Общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические. Военные, экологические, и иные последствия, и по организации их ликвидации, подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении. Продлении или отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложения по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

    Решение Совета Безопасности по вопросам обеспечения  безопасности оформляются указами  Президента Российской Федерации4.

       В соответствии с Конституцией  Российской Федерации: Президент  РФ утверждает военную доктрину  РФ. Иные полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации определены в Федеральном конституциональном законе «О военном положении»,  Федеральных законах «Об обороне»,  «О мобилизованной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»,   «О воинской обязанности и военной службе». В частности Президент утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ. Других войск. Воинских формирований и органов, план применения Вооруженных сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны.

    Президент РФ утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний. Утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности5. Для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей. Президент РФ утверждает структуру состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск. Воинских формирований и органов; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше. Утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части. Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности. Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Утверждает планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Издает указы о призыве граждан  Российской Федерации на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ.

    В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе6. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении»  2004 года. В соответствии с данным Федеральным конституционным законом военное положение вводится  указом Президентом Российской Федерации на территории РФ или в отдельных ее местностях. Согласно данному Закону Президент незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента о введении военного положения должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения, дата и время, с которых начинает действовать военное положение, границы территории, на которой вводится военное положение. Этот указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения сразу же передаётся на утверждение Совета Федерации и должен быть рассмотрен им в течение 48 часов с момента получения.

    Президент РФ при обстоятельствах и в  порядке, предусмотренных федеральным  конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе7. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» 2001 года предусматривает, что в указе Президента о введении чрезвычайного положения должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; время вступления в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

    Указ  Президента о введении чрезвычайного  положения подлежит незамедлительному  обнародованию по каналам радио и телевидения. А также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования  данного указа.

    Рассматривает вопрос о его утверждении.

    В Области  внешней политики Президент РФ осуществляет руководство внешней политики РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей8.

    В соответствии с Конституцией РФ Президент не только определяет основные направления внешней политики государства, но и руководит ею. Как уже отмечалось, данные полномочия Президента в целом носят исполнительный характер. Они реализуются Президентом непосредственно, путем принятия им важнейших внешнеполитических решений, при ведении Президентом переговоров и подписании международных договоров, а также через правительство РФ, Министерство иностранных дел, иные федеральные органы исполнительной власти. Руководство Министерством иностранных дел осуществляет Президент Российской Федерации. На Президенте лежит обязанность принимать относящиеся к его полномочиям меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров РФ.

    Согласно  общепризнанным нормам международного права Президент РФ как глава государства представляет интересы Российской Федерации в международном общении по должности, то есть без особых полномочий. Как доказывает практика участия России в международных отношениях. Президент России играет ключевую роль в проведении внешней  политики государства.

    Подписание  ратификационных грамот Президентом  является завершающей стадией выражения  согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, подлежащего ратификации в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года. На основании Федерального закона о ратификации международного  договора Российской Федерации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

    Принятие  верительных и отзывных грамот удостоверяет соответственно статус главы дипломатического представительства и прекращение  его миссии. Принятие верительных  и отзывных грамот - традиционная функция главы государства. В то же время эта процедура имеет не только формальный характер. Нередко в ходе принятия верительных и отзывных грамот делаются заявления по вопросам двусторонних отношений России и государства, которое представляет глава дипломатического представительства.

    Президент РФ решает вопросы гражданства РФ и предоставления  политического  убежища9. Президент является одним из органов, решающих вопросы гражданства. Им, в частности, решаются вопросы приема, восстановления и выхода из российского гражданства в общем порядке; отменяются решения по этим вопросам, утверждается Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства. Указом Президента утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

    Президент РФ награждается государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации. Высшие воинские и высшие специальные звания. Порядок награждения установлен Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ. В соответствии  с данным Положением государственные награды РФ утверждаются указом Президента РФ. Они являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении. Охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Государственными наградами являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

    В соответствии с Уголовным кодексом РФ Президентом  РФ осуществляется помилование в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования (указом Президента) лицо, осужденное  за преступление. Может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица отбывшего наказания, актом помилования может быть снята судимость.

    Указом  Президента Российской Федерации утверждено Положение о рассмотрении ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в котором определено, кто имеет  право ходатайствовать о помиловании. Установлен порядок подачи данных ходатайств на имя Президента и их предварительного рассмотрения комиссиями по вопросам помилования на территории субъектов РФ и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

    Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основах внутренней и внешней политики государства10.

    В ежегодных  посланиях, как правило, содержится оценка положения дел в стране. В том числе в сфере социально – экономического развития, указываются приоритетные задачи социально – экономической политики. В посланиях дается оценка эффективности государственных институтов, внутренней и внешней политики, состояния федеративных отношений, местного самоуправления. На основе анализа состояния дел в стране Президентом высказываются предложения по совершенствованию законодательства и практики деятельности государственных органов. Таким образом, в этой части ежегодное послание Президента представляет собой программный документ, обращенный, прежде всего к федеральным органам государственной власти, и прежде всего к правительству РФ, на которое возлагаются основные задачи по выполнению поставленных в нем задач.

    Для реализации своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. В самой Конституции не указывается отличия между двумя этими правовыми актами Президента. В то же время в ряде феодальных законов устанавливается, что решения определенных вопросов должно оформляться указами Президента. Как правило, указами оформляются решения Президента  нормативного характера, решения о назначении и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, решения принимаемые в отношении отдельных граждан, по вопросам обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти (назначения выборов в Государственную Думу). Распоряжениями Президента оформляются решения по оперативным, организационным и некоторым кадровым вопросам. По общему правилу они не должны  носить нормативного характера.

    Конституцией  РФ установлена юридическая сила указов и распоряжений Президента: они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации; не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам11; в случае противоречия между федеральным законом и правовым актом Президента действует федеральный закон12.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      2. Место Президента  РФ в системе органов государственной власти России.

      2.1 Администрация и  Совет безопасности  Президента РФ.

     

      Непосредственно Конституцией предусмотрено формирование двух органов при Президенте: Администрация  Президента и Совета Безопасности. Иные совещательные органы и консультативные органы формируются Президентом самостоятельно, их статус определяется правовыми актами Президента.

      Администрация Президента первоначально возникла в 1991 году как аппарат Президента РФ. В настоящее время Администрация Президента является  государственным органом, сформированным для обеспечения деятельности Президента РФ и осуществления контроля над исполнением решений Президента РФ. Важно подчеркнуть, что Правовой статус Администрации Президента РФ, утвержденным Указом Президента. Возглавляет Администрацию Руководитель Администрации. В Администрацию Президента входят его полномочные представители. Структура администрации Президента неоднократно менялась. В настоящее время часть по обеспечению деятельности Президента осуществляет Управление делами Президента РФ, действующее на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ. Управление делами Президента входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и является федеральным агентством. Руководство, над деятельностью которого осуществляет Президент РФ.

      Совет Безопасности является конституционным  органом, осуществляющим подготовку решений  Президента РФ в области обеспечения  безопасности. В соответствии с Конституцией статус Совета Безопасности определяется Федеральным законом.

      Государственный совет Российской федерации является совещательным органом, содействующим  реализации полномочий главы государства  по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Положение о Государственном совете утверждено Указом Президента.

      Государственный совет формируется в составе  председателя Государственного совета. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Российской Федерации. Председатель Государственного совета и его члены участвуют в его работе на общественных началах. Заседание Государственного совета проводятся регулярно, не реже одного раза в месяц.

      Для решения  оперативных вопросов формируется  президиум Государственного совета в составе 7 членов Государственного совета. Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в год.

      Важнейшей гарантией  деятельности Президента и одновременно элементом его конституционного статуса является его неприкосновенность. Неприкосновенность Президента означает невозможность его привлечения к уголовной ответственности, совершения с ним каких- либо процессуальных действий (обыска, досмотра, задержания, ареста) в период исполнения им своих полномочий. За исключением привлечения к уголовной ответственности в порядке отрешения от должности.

     
     
     
     
     
     
     
     
     

      2.2 Порядок избрания  президента РФ.

      Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего избирательного права  при тайном голосовании13. Такой порядок выборов главы государства используется во многих странах, хотя имеют место и иные способы избрания президента.

      Порядок выборов Президента РФ устанавливается  Федеральным законом «О выборах  Президента РФ» от 10 января 2003года.

      На  конституционном уровне определяются те требования, которым должно отвечать лицо, могущее быть избранным Президентом РФ.

      Прежде  всего, он должен быть гражданином РФ. Возрастной нижний предел для Президента – 35 лет обусловлен необходимостью обладания определенным жизненным  опытом.

      Так же введена новая форма о необходимости  постоянного проживания в РФ не менее 10 лет, что обусловлено требованием хорошего знания положения в стране, проблем и перспектив её развития.

      По  сравнению с прежней Конституцией, срок полномочий Президента РФ продлен  до 6 лет.

      Предусмотрена норма о невозможности занимать должность Президента более двух сроков подряд14.

      Выборы  Президента РФ проводятся на основе принципа альтернативности, предусматривающего необходимость выдвижения не менее двух кандидатов. Этот принцип в Конституции РФ не закреплен. Он установлен в Федеральном законе «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003года. В нем  предусмотрено, что если за 35 дней до голосования будет зарегистрирован один кандидат, то по решению Центральной избирательной комиссии выборы откладываются на срок 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.

      Только  в случае повторного голосования, которое  назначается, если не  один кандидат в первом туре не набрал необходимого числа голосов, федеральный закон  допускает голосование по одному кандидату, но при этом он считается  избранным Президентом только в том случае, если за него проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании.

      Выборы  Президента РФ проводятся по единому  федеральному округу, который объединяет территорию всей страны.

      В Федеральном  законе детально урегулирован порядок выдвижения кандидатов на пост Президента РФ. Он осуществляется либо в порядке самовыдвижения, либо выдвижения кандидатов политическими партиями, а также избирательными блоками.

    Право выдвинуть свою кандидатуру имеет  каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом (т.е. достигший 35 лет)

    Выдвижение  кандидатов на должность президента РФ осуществляется также политическими  партиями, избирательными блоками.

    Федеральный закон детально регламентирует права  кандидата и зарегистрированного  кандидата, обеспечивая ему все необходимые возможности для свободного и активного участия во всех стадиях проведения избирательной компании: право и условия освобождения от работы, службы и прочих видов постоянных обязанностей кандидата; возмещение транспортных расходов в пределах территории РФ.

    Зарегистрированный  кандидат не может быть уволен с  работы, переведен без его согласия на другую работу, призван на военную  или альтернативную гражданскую  службу, военные сборы.

    Он не может быть привлечен без согласия Генерального прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.

    Все расходы, связанные с выборами, кандидат должен оплачивать только со счета своего избирательного фонда.

    Предписания Федерального закона о выборах Президента РФ обеспечивают условия для того, чтобы все избиратели могли свободно выразить своё волеизъявление на выборах.

    Ведётся учет (регистрация) избирателей, при  котором дважды в год – к 1 января и 1 июня каждого года вносят изменения  в списки избирателей. За это несут ответственность главы муниципальных образований.

    Предусмотрена выдача открепительных удостоверений. Избиратель может проголосовать  в любом месте в случае отсутствия его в день выборов по месту  жительства.

    Допускается досрочное голосование с разрешения избирательных комиссий субъектов РФ (не ранее чем за 15 дней до дня выборов) на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных местах. Избирательные участки образуются и за рубежом, чтобы пребывающие там граждане РФ могли принять участие в выборах.

    Голосование проводится в воскресенье с 8 до 22 часов.

    Голосование проходит на избирательных участках, в которых оборудованы кабины для тайного голосования, вывешены материалы о кандидатах, образцы избирательных бюллетеней.

    Подсчет итогов голосования на участке проводится участковой избирательной комиссией. При этом присутствуют наблюдатели, доверенные лица кандидата, которые имеют возможность получить сразу копию протокола участковой  избирательной комиссии.

    Затем по протоколам участковых комиссий подводят итоги голосования территориальные комиссии (города, района), а после этого итоги голосования  устанавливаются избирательные комиссии субъектов РФ.

    Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Выборы  признаются несостоявшимися если:

    1. в них участвовало менее половины общего числа избирателей;
    2. «против» всех голосовало больше, чем «за»;
    3. ни один кандидат не набрал половины голосов избирателей, участвовавших в выборах;
    4. если все кандидаты выбыли до повторного голосования.

    Недействительными признаются выборы в тех случаях, когда:

    1. допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
    2. если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, охватывающих ¼ часть избирателей;
    3. по решению суда.

    Официальное опубликование результатов  выборов  Президента, а также данных о числе  голосов, полученных каждым кандидатом, и числе голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трёх дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов. В течение 5 дней эти данные публикуются в бюллетене Центральной избирательной комиссии и в печати.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение

    Подводя итоги, следует отметить, что статус главы государства максимально точно определяется Конституцией Российской Федерации и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные приделы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Ведь устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

    Характеризуя  конституционный статус Президента РФ необходимо помнить важную особенность  его положения как главы федеративного  государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей  в том или ином регионе. Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, то есть общие интересы всего народа и всей России. Является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией  РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти.

    В настоящее  время президентом РФ является Дмитрий  Анатольевич Медведев. И конечно  же хочется  надеяться, что за время  его правления наша страна выйдет на новый международный уровень.

     
     
     
     
     
     
     

    Список  источников

    1. Конституция РФ 2009; 2010.
    2. Конституция РФ: проблемный комментарий. Отв. Редактор Четвернин В. А. М. 2006
    3. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации» учебник для вузов, изд. Норма-инфа, М, 2006
    4. Безуглов А. А.  Солдатов С. А. «Конституционное  право России» учебник, М, 2005
    5. Богданова Н. А. «Система конституционного права» изд. Юристь, М, 2003
    6. Дегтев Г. В. «Конституционно-правовой статус Президентов РФ и США» изд. Юристь, М, 2003
    7. Калашников С. В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации», М, 2008
    8. Кечекьян С. Ф. «Конституционное право России» изд. Юристь, М, 2005
    9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. «Конституционное право России» учебник, 3-е изд. Юристь, М, 2005
    10. Кутафин О.Е. «Источники Конституционного права Российской Федерации» изд. Юристь, М,2004
    11. Постников А. Е. «Конституционное право России» изд. Проспект, М, 2007
    12. Чиркин В. Е. «Конституционное право России» изд.Юрист, М, 2004
  • Информация о работе Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядо