Президентская форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:35, реферат

Описание

Поскольку в Российской Федерации президентская власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами то рассмотрение президентской формы правления подробнее логично будет проводить на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию. Но все же, президентская форма правления Российской Федерации, тоже будет рассмотрена, как бы в сравнении с США, а также Францией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ США 4
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФРАНЦИИ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 30.70 Кб (Скачать документ)

------------------------------

 

---------------------------------

-----------------------------------------------

----------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------

------------------------------------------

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Политология»

 

на тему: «Президентская форма государственного правления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. --------------

--------------------------------

 

Проверил:

преподаватель ------------- 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ США

4

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФРАНЦИИ

7

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Поскольку в Российской Федерации президентская  власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами то рассмотрение президентской формы  правления подробнее логично будет проводить на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию. Но все же, президентская форма правления Российской Федерации, тоже будет рассмотрена, как бы в сравнении с США, а также Францией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕЗИДЕНСКАЯ  ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ США

 

Президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он - глава государства, глава правительства (кабинета министров) и главнокомандующий вооруженными силами страны. Основные конституционные полномочия президента оговорены в статье II конституции. Статья I посвящена конгрессу, которому по замыслу "отцов-основателей", надлежало стать ведущим законодательным органом власти федерального правительства. На протяжении всего XIX века, за исключением периода гражданской войны (1861-1865), именно конгресс доминировал над президентом при осуществлении государственной власти. В нынешнем столетии ситуация существенно изменилась. Президент получает за свою работу жалованье (200 000$ в год), которое, по конституции, в течение его четырехлетнего пребывания на посту не может быть ни увеличено, ни уменьшено. Помимо этого, президенту выделяется 50 000$ на дополнительные расходы ( облагаемых налогом ) и 100 000$ ( не облагаемых налогом ) на транспортные расходы. После ухода с поста президента ему выплачивается пожизненная пенсия в размере 63 000$ в год, предоставляются и некоторые другие льготы.

Президенту  как главе исполнительной власти подчинен громоздкий аппарат федеральных  министерств и ведомств, насчитывающий  более 3 млн. государственных служащих. Эта огромная бюрократическая пирамида состоит из верхнего слоя, сменяемого с приходом к власти другой партии-администрации (насчитывает приблизительно 600 политически значимых должностей, кандидаты на которые назначаются президентом или его подчиненными с "совета и согласия" сената либо без него) и многочисленной армии федеральных чиновников, постоянно состоящих на государственной службе. О них стоит сказать подробнее, так как они играют важную роль в осуществлении президентской власти. Эти чиновники постепенно продвигаются по должностной лестнице с первых до высших классов. Уволить или подвергать преследованию по политическим мотивам карьерного чиновника президент или политические назначенцы не имеют права в соответствии с законом о гражданской службе 1883г. Этот же закон требует от карьерного чиновничества политической нейтральности по отношению к находящейся у власти администрации. Любому федеральному служащему, включая президента, законом запрещено использовать федеральные ведомства с целью какого-либо воздействия или влияния на избирательный процесс, избирательные кампании и выборы.

В институциональном плане президенту подчиняются: Исполнительное управление президента, представляющее собой систему надведомственных органов ( аппарат Белого дома, Совет национальной безопасности, Административно-бюджетное управление, Экономический совет при президенте и др.), 13 федеральных министерств, руководители которых в основном образуют кабинет министров и юридически подотчетны конгрессу, более 50 независимых регулятивных агентств, советов и комиссий. Следует отметить, что подавляющая масса федеральных служащих рассредоточены по всем штатам. Формально все федеральные служащие подчинены президенту. В действительности ситуация гораздо сложнее. Высшее карьерное чиновничество совместно с аппаратом конгресса и так называемыми "заинтересованными группами" образует по сути единую государственно-бюрократическую общность, в руках которой сосредоточена значительная политико-административная власть, которая имеет собственные корпоративные интересы и кадровый состав которой мало меняется с приходом к власти новой администрации. Другими словами, оно обладает заметной автономией, и любой президент, любая администрация, если они намерены претворить в жизнь свои политические программы, вынуждены считаться с интересами и властью этого административно-управленческого слоя, и в первую очередь с высшим чиновничеством. Иначе говоря, неформальная структура власти обеспечивает определенные "сдержки и противовесы" по вертикали властным полномочиям президента и внутри самого федерального исполнительного аппарата.

Руководство внешней политикой по конституции  сосредоточено в руках президента. Ему принадлежат прерогативы "заключать  международные договоры при условии  их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия сената назначать послов и иных полномочных  представителей и консулов". Эти  полномочия фактически закрепляют за президентом роли главного дипломата  страны. Президент также наделен  правом заключать международные  договоры в форме исполнительных соглашений, которые не требуют ратификации  сената. Ему принадлежит право  признавать или не признавать иностранные  правительства

Сосредоточение  внешнеполитических прерогатив в руках  федерального правительства соответствует  одному из основных принципов американской государственности - принципу федерализма. Конституцией отдельным штатам запрещается  содержать собственные вооруженные силы (за исключением национальной гвардии и полиции), заниматься внешнеполитической деятельностью, печатать собственные денежные знаки. Президент при выработке и осуществлении внешнеполитического курса тесно сотрудничает с конгрессом. Зачастую основные внешнеполитические решения представляют собой сложнейший, многосторонний компромисс между интересами президента, его союзников в конгрессе, конкурирующих между собой бюрократий различных внешнеполитических ведомств, политических группировок вне правительства и общественным мнением. В качестве главнокомандующего вооруженными силами страны президент олицетворяет другой важный термин государственности - верховенство гражданских лиц над военными в сфере обороны. Право объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать флот, по конституции закреплено за конгрессом. Президент, по закону, имеет право сам, без просьбы властей штатов использовать Национальную гвардию и регулярные армейские подразделения на территории любого штата, когда, по его мнению, "противозаконные действия организации или объединения либо восстание против властей Соединенных Штатов" делает невозможным исполнение федеральных законов в данном штате. Кроме того, президент располагает полномочиями по собственному усмотрению использовать военную силу для подавления в любом штате "какого-либо восстания, внутреннего насилия, незаконных организаций или заговоров", если все это препятствует осуществлению как законов штатов, так и федеральных, если какая-то часть населения этого штата лишается гарантированных конституцией и законом прав, а "официальные власти этого штата не способны, не могут или отказываются защитить эти права". Таким образом, хотя в тексте конституции отсутствует в явном виде формулировка, что президент выступает гарантом исполнения как федеральных, так и законов штатов, и говорится лишь о том, что он "заботится о добросовестном исполнении законов", фактически в соответствии с федеральными законами и конституционной прерогативой быть главнокомандующим, он и является таким гарантом.

Другой  важной функцией президента выступает  законодательная. В обязанности президента входят разработка и внесение проекта федерального бюджета на рассмотрение конгрессом. Разработку проекта бюджета осуществляет Административно-бюджетное управление. Обращение  президента   к  конгрессу   с  бюджетным   посланием транслируется  на  всю  страну  и  играет  немаловажную  роль в формировании поддержки  избирателями президентской  программы и оказания  давления  на  конгресс  снизу. В президентском аппарате, как, и во всех федеральных ведомствах, имеется специальная группа помощников по связям с конгрессом, одна из основных задач которой состоит в ежедневном контроле за прохождением через конгресс приоритетных для администрации законопроектов. И когда судьба значимого законопроекта находится под вопросом, президент и его подчиненные подключают все необходимые рычаги для достижения успеха, вплоть до личных контактов, бесед, обещаний оказать какие-то услуги законодателям и т.п. Президент и его подчиненные, по сути в таких случаях выступают главным коллективным лоббистом по отношению к конгрессу. И можно согласиться с американским специалистом по президентской власти Р. Нойштадтом в том, что основной метод президентской деятельности состоит в убеждении. Президент должен убедить американских законодателей в том, что осуществление его политической программы соответствует их обязанностям и интересам государства.

Одним из главных условий сохранения парламенто-демократического режима в любой стране являются надежные конституционные гарантии против возможности установления диктатуры исполнительной власти. Такие гарантии предусмотрены в американской конституции в виде процедуры импичмента. Импичмент возбуждают за государственную измену, взяточничество или другие серьезные проступки и преступления. По конституции, палате представителей предоставлено исключительное право возбуждать импичмент, она выдвигает и утверждает простым большинством голосов статьи обвинения против должностного лица. Своеобразной судебной инстанцией выступает сенат. После разбирательства дела он выносит квалифицированный большинством голосов (две трети) вердикт - виновно или нет должностное лицо. Приговор ограничивается простым отстранением от должности, после чего оно может быть привлечено к уголовной ответственности в обычном порядке.

С целью уменьшения возможности создания режима единоличной власти, конгресс принял ряд серьезных законодательных мер помимо закона о военных полномочиях. Эти меры ограничивали различные прерогативы президента, усиливали контроль законодателей и общественности за его деятельностью.

В настоящее время создание "имперского президентства", а тем более какого-то подобия авторитарного режима в США попросту политически невозможно. Об этом свидетельствуют множество фактов как внутри-, так и внешнеполитических. Значительно усилилась роль конгресса и во внутриполитической сфере, в частности при формировании федерального бюджета. И возможно, наилучшее подтверждение тому - закон Гремма - Радмена - Холлингса о принудительном сведению к нулю бюджетного дефицита, принятый конгрессом в 1985г. Однако неправомерно говорить и об уменьшении роли президентской власти, в целом федерального правительства при регулировании социально-экономических процессов внутри страны, хотя консерваторы во главе с Р. Рейганом в начале 80-х пытались ее ограничить. Сокращение финансирования внутренних программ также было довольно ограниченным. В настоящее время, по-видимому, можно говорить о создании какого-то динамического равновесия между президентской властью и конгрессом, при котором не происходит усиление одной власти за счет другой. Шаги в направлении "имперского президентства" быстро пресекаются, чем обеспечивается сохранение демократического политического строя в стране. Вместе с тем не допускается и серьезное сокращение регулирующей роли исполнительной власти внутри страны, что, в конечном счете, отражает позицию большинства избирателей, заинтересованных в социальной защищенности со стороны федерального правительства. Теперь, после столь подробного рассмотрения структуры правления в США, рассмотрим как реализуются президентские формы правления в Российской Федерации и Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРАНЦИИ

 

Президент РФ на основе и во исполнение Конституции  РФ и законов РФ издает указы имеющие  обязательную силу на всей территории страны. Президент имеет право  издавать указы нормативного характера  по ряду вопросов, относящихся к  ведению парламента. Указы должны соответствовать Конституции, а  парламент может отменить или  изменить любой из них. Президент  США, к примеру, издает обязательные для применения исполнительные приказы, заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. На практике конгресс либо прямо делегирует президенту законодательные полномочия по определенным вопросам, либо формулирует законы в столь общих выражениях, что  их применение требует детализации  в нормативных указах президента. Во Франции парламент может принимать  законы только по тем вопросам, перечень которых установлен конституцией. Парламент  вправе разрешить правительству  осуществлять мероприятия, обычно относимые  к сфере закона. В конечном счете  это право осуществляется президентом, так как только он может подписать (или не подписать) соответствующий акт правительства. Президент РФ обязан оформлять своим указом решения возглавляемого им Совета Федерации. В системе органов исполнительной власти США и Франции нет и намека на органы, которые вправе были бы принимать решения, обязательные для президентов. Президент РФ обязан представлять Совету Федерации ежегодные доклады о положении дел страны и информировать его о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики РФ. Президент регулярно присутствует на заседаниях Совета Федерации, выступает на них, отвечает на вопросы депутатов. В США президент периодически дает конгрессу информацию о положении дел в стране и рекомендует ему рассмотреть такие примеры, которые президент считает необходимыми и целесообразными. Он присутствует в конгрессе, лишь когда зачитывает свои послания. Процедуры ответов президента на вопросы членов конгресса во время заседаний не существует. Президент Франции на заседаниях парламента не присутствует и сносится с ним посредством посланий, которые не обсуждаются. Не существует никаких обязанностей президента относительно тематики и сроков направления таких посланий.

Информация о работе Президентская форма государственного правления