Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:35, реферат
Поскольку в Российской Федерации президентская власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами то рассмотрение президентской формы правления подробнее логично будет проводить на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию. Но все же, президентская форма правления Российской Федерации, тоже будет рассмотрена, как бы в сравнении с США, а также Францией.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ США 4
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФРАНЦИИ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
------------------------------
------------------------------
------------------------------
------------------------------
------------------------------
------------------------------
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Политология»
на тему: «Президентская форма государственного правления»
Выполнила:
студентка гр. --------------
------------------------------
Проверил:
преподаватель -------------
Челябинск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ США |
4 |
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФРАНЦИИ |
7 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
10 |
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку в Российской Федерации президентская власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами то рассмотрение президентской формы правления подробнее логично будет проводить на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию. Но все же, президентская форма правления Российской Федерации, тоже будет рассмотрена, как бы в сравнении с США, а также Францией.
ПРЕЗИДЕНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ США
Президент
США по своему государственно-
Президенту как главе исполнительной власти подчинен громоздкий аппарат федеральных министерств и ведомств, насчитывающий более 3 млн. государственных служащих. Эта огромная бюрократическая пирамида состоит из верхнего слоя, сменяемого с приходом к власти другой партии-администрации (насчитывает приблизительно 600 политически значимых должностей, кандидаты на которые назначаются президентом или его подчиненными с "совета и согласия" сената либо без него) и многочисленной армии федеральных чиновников, постоянно состоящих на государственной службе. О них стоит сказать подробнее, так как они играют важную роль в осуществлении президентской власти. Эти чиновники постепенно продвигаются по должностной лестнице с первых до высших классов. Уволить или подвергать преследованию по политическим мотивам карьерного чиновника президент или политические назначенцы не имеют права в соответствии с законом о гражданской службе 1883г. Этот же закон требует от карьерного чиновничества политической нейтральности по отношению к находящейся у власти администрации. Любому федеральному служащему, включая президента, законом запрещено использовать федеральные ведомства с целью какого-либо воздействия или влияния на избирательный процесс, избирательные кампании и выборы.
В
институциональном плане
Руководство
внешней политикой по конституции
сосредоточено в руках
Сосредоточение
внешнеполитических прерогатив в руках
федерального правительства соответствует
одному из основных принципов американской
государственности - принципу федерализма.
Конституцией отдельным штатам запрещается
содержать собственные
Другой важной функцией президента выступает законодательная. В обязанности президента входят разработка и внесение проекта федерального бюджета на рассмотрение конгрессом. Разработку проекта бюджета осуществляет Административно-бюджетное управление. Обращение президента к конгрессу с бюджетным посланием транслируется на всю страну и играет немаловажную роль в формировании поддержки избирателями президентской программы и оказания давления на конгресс снизу. В президентском аппарате, как, и во всех федеральных ведомствах, имеется специальная группа помощников по связям с конгрессом, одна из основных задач которой состоит в ежедневном контроле за прохождением через конгресс приоритетных для администрации законопроектов. И когда судьба значимого законопроекта находится под вопросом, президент и его подчиненные подключают все необходимые рычаги для достижения успеха, вплоть до личных контактов, бесед, обещаний оказать какие-то услуги законодателям и т.п. Президент и его подчиненные, по сути в таких случаях выступают главным коллективным лоббистом по отношению к конгрессу. И можно согласиться с американским специалистом по президентской власти Р. Нойштадтом в том, что основной метод президентской деятельности состоит в убеждении. Президент должен убедить американских законодателей в том, что осуществление его политической программы соответствует их обязанностям и интересам государства.
Одним из главных условий сохранения парламенто-демократического режима в любой стране являются надежные конституционные гарантии против возможности установления диктатуры исполнительной власти. Такие гарантии предусмотрены в американской конституции в виде процедуры импичмента. Импичмент возбуждают за государственную измену, взяточничество или другие серьезные проступки и преступления. По конституции, палате представителей предоставлено исключительное право возбуждать импичмент, она выдвигает и утверждает простым большинством голосов статьи обвинения против должностного лица. Своеобразной судебной инстанцией выступает сенат. После разбирательства дела он выносит квалифицированный большинством голосов (две трети) вердикт - виновно или нет должностное лицо. Приговор ограничивается простым отстранением от должности, после чего оно может быть привлечено к уголовной ответственности в обычном порядке.
С целью уменьшения возможности создания режима единоличной власти, конгресс принял ряд серьезных законодательных мер помимо закона о военных полномочиях. Эти меры ограничивали различные прерогативы президента, усиливали контроль законодателей и общественности за его деятельностью.
В настоящее время создание "имперского президентства", а тем более какого-то подобия авторитарного режима в США попросту политически невозможно. Об этом свидетельствуют множество фактов как внутри-, так и внешнеполитических. Значительно усилилась роль конгресса и во внутриполитической сфере, в частности при формировании федерального бюджета. И возможно, наилучшее подтверждение тому - закон Гремма - Радмена - Холлингса о принудительном сведению к нулю бюджетного дефицита, принятый конгрессом в 1985г. Однако неправомерно говорить и об уменьшении роли президентской власти, в целом федерального правительства при регулировании социально-экономических процессов внутри страны, хотя консерваторы во главе с Р. Рейганом в начале 80-х пытались ее ограничить. Сокращение финансирования внутренних программ также было довольно ограниченным. В настоящее время, по-видимому, можно говорить о создании какого-то динамического равновесия между президентской властью и конгрессом, при котором не происходит усиление одной власти за счет другой. Шаги в направлении "имперского президентства" быстро пресекаются, чем обеспечивается сохранение демократического политического строя в стране. Вместе с тем не допускается и серьезное сокращение регулирующей роли исполнительной власти внутри страны, что, в конечном счете, отражает позицию большинства избирателей, заинтересованных в социальной защищенности со стороны федерального правительства. Теперь, после столь подробного рассмотрения структуры правления в США, рассмотрим как реализуются президентские формы правления в Российской Федерации и Франции.
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРАНЦИИ
Президент
РФ на основе и во исполнение Конституции
РФ и законов РФ издает указы имеющие
обязательную силу на всей территории
страны. Президент имеет право
издавать указы нормативного характера
по ряду вопросов, относящихся к
ведению парламента. Указы должны
соответствовать Конституции, а
парламент может отменить или
изменить любой из них. Президент
США, к примеру, издает обязательные
для применения исполнительные приказы,
заботится о том, чтобы законы
добросовестно исполнялись. На практике
конгресс либо прямо делегирует президенту
законодательные полномочия по определенным
вопросам, либо формулирует законы
в столь общих выражениях, что
их применение требует детализации
в нормативных указах президента.
Во Франции парламент может
Информация о работе Президентская форма государственного правления