Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему коррупции в системе власти в современной России. Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть причины возникновения коррупции
- рассмотреть различные определения коррупции
- рассмотреть коррупцию в современной России и проблему борьбы с ней
- проанализировать различные источники и литературу по данной проблематике
Введение……………………………………………………………..…3
Глава 1. Причины возникновения коррупции в России
Дефиниция коррупции…………………………………………..….5
Причины возникновения коррупции……………………………....7
Глава 2. Коррупция в современной России…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………...22
Проблема коррупции
в системе власти в современной
России
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Причины возникновения коррупции в России
Дефиниция коррупции…………………………………………..….
Причины возникновения коррупции……………………………....7
Глава 2.
Коррупция в современной России…………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Уровень коррупции считается одной
из существенных проблем современного
российского общества. Однако системного
представления о масштабах и
специфике этого явления на данный
момент не сформировано. И сбор данных,
и научный их анализ на данном этапе
неполны и не представляют возможности
создать некоторую цельную
По различным оценкам, вот уже в течение
нескольких лет страна находится в первой
десятке наиболее коррумпированных государств.
На высокий уровень коррупции в стране
жалуются иностранные инвесторы. Последние
социологические опросы свидетельствуют
о том, что даже такая, поразившая страну
проблема, как невыплата гражданам заработной
платы, отходит в их сознании на второй
план перед ростом преступности и коррупции.
По свидетельству руководства
Министерства внутренних дел РФ, число
дел, возбужденных против коррупционеров,
несмотря на наблюдаемый в последние
годы рост, остается крайне малым: в 1995
г. - 3504. Из них 66% открыто в отношении работников
органов государственного управления,
27,4% - в отношении работников правоохранительных
органов. Подавляющее большинство выявленных
правонарушений (78%) являются должностными,
в том числе около половины составляют
факты взяточничества[1]. Согласно оценкам
того же министерства, за минувшие три
года милиция выявила больше 700 случаев,
в которых должностные лица были связаны
с организованной преступностью, но прокуратура
выдвинула обвинения только по небольшой
части этих дел.
Актуальность темы данного исследования
определяется тем, что уровень коррупции
в современной России растет большими
темпами. Следовательно, российскому правительству
нужно вырабатывать политику активного
сопротивления этому феномену. Поэтому,
тема данной работы актуальна в настоящее
время.
Цель работы – рассмотреть проблему коррупции
в системе власти в современной России.
Исходя из цели работы, можно выделить
следующие задачи:
- рассмотреть причины возникновения коррупции
- рассмотреть различные определения коррупции
- рассмотреть коррупцию в современной
России и проблему борьбы с ней
- проанализировать различные источники
и литературу по данной проблематике
Для написания работы я использовала различные
источники литературы. Это помогло ознакомиться
с проблемой коррупции с разных сторон.
Глава 1.
Причины возникновения
коррупции в России
1.1.
Дефиниция коррупции
Мнения экспертов относительно определения
коррупции разделились. Большая часть
предпочла рассматривать коррупцию в широком
смысле, подводя под это понятие использование
служебного положения в корыстных целях,
общее разложение власти. Другая часть
экспертов предпочла трактовать коррупцию
как сделку, когда выгоду получают две
стороны, участвующие во вручении и получении
взятки (в широком смысле). Подчеркивается
при этом изменение функции власти под
воздействием коррупции.
Характеризуя коррупцию, часто указывают
на одну сторону — должностное лицо, которое
«приватизирует государственные функции»,
превращает государственную службу в бизнес,
участвует в рынке коррупционных услуг.
Некоторые эксперты не включают в понятие
коррупции то, что обычно называют низовой
коррупцией.
Одни специалисты,
говоря о коррупции, как правило, имеют
в виду взаимодействие между властью и
бизнесом, между государством и гражданами,
другие указывают и на такую разновидность,
как подкуп одних чиновников другими,
чаще нижестоящими в отношении вышестоящих.[2]
Одним из наиболее кратких и достаточно
точных определений коррупции является
такое: коррупция – это использование
служебного положения для достижения
личных корыстных целей. Поскольку корыстное
использование служебного положения практически
всегда предполагает получение каких-то
компенсаций, можно дать другое краткое
определение: коррупция – это подкуп и
продажность государственных и муниципальных
чиновников, должностных лиц, политиков
и общественных деятелей. Оба эти определения
признают коррупцией злоупотребление
государственной должностью или общественным
статусом с целью извлечения личной или
корпоративной выгоды.[3]
Самое распространенное определение коррупции
– это злоупотребление служебным положением
с корыстной целью.[4]
Выделяются три основных вида коррупции:
Вид 1. «Верхушечная» коррупция, связанная
с деятельностью государственных органов
власти (некоторые считают, что это и есть
единственная «настоящая» коррупция,
коррупция как таковая)
Вид 2. «Низовая» коррупция – коррупция,
в которую вовлечены различные организации,
иногда наделенные властными полномочиями,
а иногда нет, которые созданы для предоставления
различных услуг населению и организациям.
Вид 3. Деловая коррупция – вне или внутри
хозяйствующих объектов, а также в СМИ.
Внутренняя коррупция, по мнению экспертов,
чаще всего является следствием просчетов
в менеджменте.[5]
Последствия коррупции:
- Рост недоверия населения к государству
и государственным, общественным и экономическим
институтам, подрывается легитимность
власти и общественная мораль.
- Криминализация и торможение экономики
- Ущерб авторитету страны и инвестиционной
привлекательности России
- В итоге коррупция приводит к внутренней
деформации самих государственных институтов,
превращает государственные институты
из формально-правовой структуры в полукриминальное
сообщество, работающее на принципах круговой
поруки, а также смещает или заменяет изначальные
функции государственных институтов на
новые – поддержка групповых интересов,
самовоспроизводство и самоподдержание
системы. После таких структурных изменений
институт уже не может функционировать
в нужном режиме и не способен выполнять
позитивных общественных функций.[6]
1.2.
Причины возникновения коррупции
Борьба с коррупцией не должна ограничиваться
установлением запрета и привлечением
к ответственности лиц, совершивших правонарушения
данной категории. Прежде всего это должна
быть деятельность по устранению причин,
порождающих данное социальное явление.
Вот почему их выявление и анализ представляются
крайне важными для разработки государственной
антикоррупционной политики.
В России уровень частоты взяточничества
значительно превышает уровни в других
странах с сопоставимой величиной среднедушевого
ВВП. Это означает, что Россия является
исключением из ожидаемой тенденции, а
именно ожидания, что уровень коррупции
будет снижаться по мере того, как страны
будут становиться богаче.
Если классифицировать уровни коррупции
по конкретным сферам, то наиболее проблематичными,
особенно в сравнительном выражении, являются
следующие:
1) получение государственных заказов;
2) получение лицензий и разрешений на
ведение бизнеса;
3) взаимодействие с противопожарной службой
и строительной инспекцией;
4) неофициальные платежи при решении налоговых
вопросов и уплате налогов.[7]
По мнению специалиста по проблемам коррупции
в России Глинкиной С.П., должно быть выделено
несколько групп причин, среди которых:
- слабые возможности по борьбе с коррупцией
ввиду неадекватности российского законодательства
и низкой эффективности правоохранительной
системы;
- кризисная ситуация в экономике, где
господствуют неопределенность прав собственности,
рентоориентированное поведение, монополизм;
- особенности национального менталитета
и состояния общественной морали.[8]
В силу ряда причин непродуктивная (т.е.
рентоориентированная)[9]
Второй причиной, приведшей к расцвету
рентоориентированной деятельности в
России, является особое положение чиновничества.
Их численность превысила численность
бюрократии в бывшем СССР. По имеющимся
оценочным данным, подтверждаемым и социологическими
исследованиями, не менее 70% чиновников
- взяточники[10].
Пышному расцвету коррупции способствует
целый ряд особенностей российского менталитета.
Среди них: влияние азиатской культуры
и ценностей прошлых лет, предопределяющих
особую роль дружеских отношений и семьи
в жизни гражданина. Действие этих факторов
практически исключает возможность создания
"безличной бюрократии", которая
работала бы согласно принципам, в которых
нет места личным предпочтениям и симпатиям.
Среди особенностей российского менталитета
- слабое законопослушание, традиционно
укоренившееся нигилистское отношение
россиян к "написанному" закону, возникшее
еще во времена феодализма.
Одной из серьезнейших проблем трансформируемой
экономики является моральный кризис,
поразивший общество ввиду обвального
характера
преобразований и возникшего
вакуума ценностей.[11] Ричард Пайпс пишет:
"Можно оспорить мысль о том, что серьезнейшие
проблемы России являются экономическими...
экономические провалы представляются
скорее следствием, нежели причиной нынешнего
трудного положения России"[12].
Перечисленные выше факторы формируют
у значительно более широких, чем кажется
на первый взгляд, слоев населения заинтересованность
в сохранении правового беспорядка в экономической
сфере, в росте теневой экономики и участии
в ней. Именно здесь, в теневой экономике,
сегодня решаются как проблемы обогащения,
первоначального накопления капитала,
так и задача физического выживания подавляющей
части граждан. Как следствие этого мы
имеем беспрецедентный рост экономической
преступности, расширение шкалы преступлений
и усложнение проблемы борьбы с ними.
Сегодняшняя Россия еще не завершила создание
механизмов государственного финансового
контроля, свойственных демократическому
государству, что и является одной из причин
коррупции в стране.
Об этом заявил Председатель Счетной палаты
Российской Федерации Сергей Степашин,
выступая 23 августа 2001 года перед участниками
XI ассамблеи Организации контрольно-ревизионных
органов стран Латинской Америки и Карибского
бассейна (ОЛАСЕФС), проходящей в г. Панаме.
Не отрицая факт достаточно широкого распространения
коррупции в России, Сергей Степашин призвал
международное сообщество не преувеличивать
масштабы этого явления. Нередко, сказал
он, под коррупцией подразумевают действия,
вызванные отсутствием законодательно
установленных процедур. В качестве примера
Сергей Степашин сослался на случай с
Bank of New York, когда "в действительности
речь шла не об отмывании грязных денег
криминальных структур, а о не оформленном
надлежащим образом переводе за рубеж
совершенно легальных капиталов крупных
российских экспортеров".
Руководство России, подчеркнул Председатель
Счетной палаты РФ, исходит из того, что
главные причины коррупции в стране кроятся
в излишней забюрократизированности экономики,
в необходимости соблюдения правил, установленных
не законами, а чиновниками. Вот почему
подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих
устранение бюрократических барьеров,
затрудняющих деятельность предпринимателей
и инвесторов. Будет действовать принцип
"единого окна", когда открытие нового
бизнеса осуществляется в одном ведомстве. [13]
Одной из причин масштабной коррупции
в России является низкая зарплата чиновников,
несущие ответственность за значительные
с финансовой точки зрения решения, считает
Владимир Путин.
Коррупция, по признанию властей, является
одной из главных проблем российского
общества. "Коррупционный" рейтинг,
составляемый ежегодно авторитетной международной
организацией Transparency International, по итогам
2007 года поставил Россию на 143-е место по
коррупции наравне с некоторыми африканскими
государствами.[15]
При этом, по мнению президента, пока в
обществе отсутствует понимание того,
что деятельность чиновников, от которых
зависят многомиллиардные решения, должна
соответствующим образом оплачиваться.
Савченко Е.А, выделяет три основных группы
причин коррупции в России:
1. Слабость законодательства (несовершенство
правовых норм), неэффективность правоохранительной
системы. В настоящее время действует
множество постоянно изменяющихся и противоречащих
друг другу законов и постановлений, причем
многие из них не изменялись еще со времен
СССР. Закон о коррупции так и не был принят.
В такой ситуации правовой неясности явные
коррупционные деяния становятся практически
недоказуемыми. Все это способствует разрастанию
коррупции.
2. Несформированность правовой базы в
сфере экономики (неопределенность прав
собственности, монополизм). Невиданное
по масштабам перераспределение общественной
собственности, характер проводимой приватизации
на фоне правовой неясности способствуют
превращению коррупционной деятельности
в повседневную практику.[16] Таким образом,
распределение и перераспределение национального,
государственного бюджета для хозяйствующих
субъектов стала приносить большие экономические
выгоды, чем собственно производственная.
3. Состояние общественной морали. Особенности
российского менталитета, способствующие
разрастанию коррупции: <влияние азиатской
культуры и ценностей прошлых лет. Серьезной
проблемой российской переходной экономики
является моральный кризис, возникший
в ситуации, когда старые ценности уже
не отвечают современным реалиям, а новые
ценности еще не успели сформироваться.[17]
Можно добавить, что приведенные выше
причины коррупции берут свое начало со
времен СССР и усугубляются переходным
состоянием современной России.
Из числа наиболее важных факторов, определяющих
рост коррупции и имеющих исторические
корни, помимо дисфункций государственной
машины и некоторых исторических и культурных
традиций, следует отметить:
- стремительный переход к новой экономической
системе, неподкрепленный необходимой правовой
базой и правовой культурой;
- отсутствие в советские времена нормальной
правовой системы и соответствующих - культурных
традиций;
- распад партийной системы контроля.[18]
Некоторые эксперты считают, что коррупция
выполняет и некоторые положительные
функции в российском обществе:
- стимулирует традиционно «ленивого»,
нерадивого российского чиновника к эффективной
деятельности, является средством мотивации
чиновника к принятию решений.
- позволяет скорректировать несовершенства
формальной системы, законодательства
и ошибки, сбои в системе неформальными
методами[19].
Глава 2.
Коррупция в современной
России.
Исследование «Природа и структура коррупции
в России» проведено Институтом общественного
проектирования в 2007 году совместно с
ЦЕССИ.
В исследовании приняло участие около
40 экспертов из сфер законодательной и
исполнительной власти, правоохранительных
и налоговых органов, общественных организаций,
науки, бизнеса и СМИ.
Исследование преследовало цель вывить
следующие, характеризующие российскую
коррупцию факторы и конкретные особенности:
Коррупции распространена в России
из-за того, что значительная часть
населения не соблюдает законов,
сказал во вторник первый вице-премьер
РФ Дмитрий Медведев. "Либо мы научимся
жить по закону и не думать, надо ли
нам его исполнять, а просто исполнять
и соблюдать, либо люди будут считать,
что им все возможно", - сказал
он.
Национальная программа по борьбе с коррупцией
включает в себя экономические, психологические
и правовые вопросы, напомнил Медведев.[21]
Сегодня в России развивается новый вид
коррупции через лоббирование. Несовместимые
в других странах понятия "лоббизм и
коррупция" в России по сути слились
в одно целое. Это "пятно" начало расползаться
в начале 90-х годов. Некто, обладавшие хорошими
связями, ходили по коридорам власти и
решали проблемы своих заказчиков. Затем
появились более основательные методы.
"Своим" кандидатам помогали занять
влиятельное место, а потом они отрабатывали
за это удовольствие. Первый раз, по словам
вице-президента РСПП Игоря Юргенса, о
необходимости разработать цивилизованную
систему лоббирования начали говорить
в 1991 году. Но тема успеха не имела.
Сегодня к ней возвращаются все чаще и
чаще. В ноябре 2003 года на съезде РСПП президент
страны высказался достаточно жестко:
"Промышленная политика России в современных
условиях есть не что иное, как лоббирование
через госструктуры интересов одного
бизнеса в ущерб другому... Все сводится
к тому, кто и сколько даст денег". Тогда
же эксперты Госдумы и Института государства
и права РАН подготовили законопроект
о создании специальных лоббистских организаций.
Они, по мысли авторов, должны регистрироваться
в минюсте, после чего получали право аккредитовать
своих представителей в органах власти.
Но юридической нормой этот документ так
и не стал.[22]
Получение лицензий и разрешений по-прежнему
считается одним из наиболее серьезных
препятствий для развития бизнеса в России,
что подтверждается данными на представленных
ниже диаграммах.
В 2002 году был введен новый закон о лицензировании.
Закон предусматривает значительное сокращение
лицензируемых видов деятельности, снижение
лицензионного сбора до 1400 рублей и продление
срока действия лицензий по меньшей мере
до пяти лет (по старому закону предполагался
сбор в 3000 рублей и срок действия лицензий
в течение трех лет). Сразу после принятия
нового закона российские предприятия
отметили заметное улучшение ситуации
в сфере лицензирования. Процент предприятий,
обратившихся за лицензиями и разрешениями,
резко снизился с 31 процента во второй
половине 2001 года до 14 процентов в первой
половине 2004 года. В июле 2005 года был принят
новый Федеральный закон "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд". Это закон, который
вступил в силу 1 января 2006 года, нацелен
на решение некоторых проблем и устранение
недостатков предыдущего закона, которые
были одной из причин коррупции в сфере
управления государственными заказами,
как отмечалось выше. В новом законе предпринята
попытка унифицировать прежние фрагментарные
элементы закупочного законодательства,
способствовать обеспечению открытого
доступа к конкурсным торгам и повышению
прозрачности за счет использования технических
решений системы электронного правительства
и совершенствования механизмов контроля
и рассмотрения жалоб.[23]
Так, что же нужно сделать для борьбы с
коррупцией? Эксперты считают так:
- Формирование исполнительной власти
по партийному принципу.
- Обеспечение персональной ответственности
чиновников.
- Формирование новой системы правоохранительных
органов, прекращение дублирования ими
функций. Сокращение функций прокуратуры.
- Создание механизма открытого лоббирования.[24]
Все антикоррупционные меры должны применяться
в совокупности. На наш взгляд к ним следует
отнести:
1.Меры предупреждения правонарушений
данной категории, которые будут включать
в себя: а) повышение заработной платы
служащим, дающее возможность вести достойный
образ жизни, избегая коррупции; б) сокращение
распорядительных полномочий чиновников
контрольных и надзорных органов власти;
в) повысить роль воспитательных мер. Если
с малых лет большинство людей будет воспитываться
в духе негативного отношения к продажности
должностных лиц и иным служебным злоупотреблениям,
развитие коррупции по крайней мере не
будет столь бурным, как сейчас.
2. Практическая реализация норм, обеспечивающих
добропорядочное поведение служащих,
содержащихся в законе «Об основах государственной
службы РФ»[25], а именно: запрет заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме
педагогической, научной и иной творческой
деятельности; заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через доверенных
лиц; состоять членом органа управления
коммерческой организации и т.д.[26]
По словам президента, проблема коррупции
в России является «одной из наиболее
острых». При этом он подчеркнул, что коррупция
– угроза для любого государства, так
как она разлагает деловую среду, снижает
дееспособность страны, отражается на
ее имидже, подрывает доверие граждан
к власти, «к тем проблемам, которыми власть
должна заниматься».
Вместе с тем уровень коррупции в России
остается крайне высоким. В 2007 году, по
официальной статистике, расследовано
более 10,5 тыс. дел в этой сфере. Медведев
отметил, что эти показатели в действительности
являются лишь «вершиной айсберга», и
пояснил, что в России много «скрытых»,
так называемой латентных преступлений
в этой сфере. «Их трудно расследовать»,
– признал президент.[27]
В интервью Deutsche Welle председатель Национального
антикоррупционного комитета заявил,
что коррупция в России должна быть приравнена
к государственной измене. Все коррупционные
группировки известны: в первую очередь,
это силовая группировка, это представители
Федеральной службы безопасности, частично
те, кто курирует администрацию президента,
частично министерство внутренних дел
- как правило, департамент экономической
безопасности. Также Следственный комитет
при Генеральной прокуратуре РФ показал
себя в захватах, в определенных ситуациях,
связанных с участием бизнеса.
Ситуация такова, что в России сейчас идет
отмывка огромного количества денежных
средств. И представители силовых ведомств
должны были бы этому противодействовать,
но противодействия нет, наоборот, есть
"крышевание". В результате этой коррупционной
системы сложилась ситуация, когда банковская
система, фактически, бесконтрольна.[28]
В России создается Совет по борьбе с коррупцией,
который возглавит президент Дмитрий
Медведев.
Создана также межведомственная рабочая
группа, которая в течение месяца должна
выработать план борьбы с коррупцией в России,
сообщает информационное агентство «Интерфакс».
Возглавить ее поручено руководителю президентской
администрации Сергею Нарышкину. Всю правоохранительную
деятельность по борьбе с коррупцией будет
координировать Генеральная прокуратура.[29]
Размеры коррупционного оборота в России
шокируют. Согласно предоставленным данным
фонда ИНДЕМ, ежегодно он составляет около
300 млрд долл, что практически равно доходам
федерального бюджета за год. Примечательно,
что, согласно официальной статистике,
доходы федерального бюджета в 2007 году
составили 7 трлн 779,1 млрд рублей (или немногим
более 300 млрд долл.).
Однако он затруднился сказать, какая
именно сфера наиболее коррупционна. По
его мнению, наибольшая доля коррупционного
оборота приходится на исполнительную
власть, а что касается сфер, то "здесь
принцип прост — где больше денег, там
и больше коррупция".
В свою очередь, руководитель Центра антикоррупционных
исследований и инициатив (Трансперенси
Интернешнл) Елена Панфилова сообщила,
что согласно исследованиям, в 2007 году
Россия заняла 36-е место из 179 стран мира
по уровню коррупции. По индексу восприятия
коррупции — от большего к меньшему —
из 179 стран, самой "чистой" страной
стала Дания, у которой 9,4 балла, самой
худшей — Сомали с 1,4 баллами. Что касается
России, то она находится на 143-м месте
с баллом 2,3 и делит это место с Гамбией
и Индонезией. Кроме того, по словам Панфиловой,
в рамках исследований, проведенных в
России, выяснилось, что россияне, платившие
взятки, в основном давали их "правоохранительным
органам, органам образования и медицине".[30]
"
Однако это - общая тенденция. Россию, например,
бедной не назовешь, но она уже который
год числится среди самых неблагополучных.
Между тем власти страны постоянно заявляют
о том, что борются с коррупцией не покладая
рук.[31]
Совет федерации рассматривает доклад
"О состоянии законодательства в Российской
Федерации". Наиболее выразительные
пассажи содержит раздел, посвященный
коррупции. Она, по мнению авторов, "...стала
основным препятствием политического,
экономического и духовного возрождения,
породила диспропорции не только в системе
управления и функционирования государственных
институтов, но и привела к серьезным сдвигам
в сознании граждан, которые все больше
и больше утрачивают доверие к власти
и веру в справедливость". Как отмечают
докладчики, в результате у населения
страны постепенно складывается стереотип
коррупции как этически приемлемой формы
разрешения проблем, размывается понимание
общественной опасности этого явления,
снижается порог моральной терпимости
населения к взяточничеству и поборам.
В сфере экономики уровень коррупции в
России сопоставим с бюджетом государства
и оценивается в 240 млрд долл. ежегодно.
По мнению докладчиков, она запрограммирована
в самом бюджете России. "Если посчитать
все социальные обязательства государства,
от закона о ветеранах до закона об образовании,
- говорится в докладе, - то они составят
два с половиной консолидированных бюджета.
Их объем достигает 70 млрд долларов, или
50 проц. ВВП. Государство реально финансирует
лишь 10-15 проц. этих обязательств. Возникает
прекрасная почва для субъективных решений
чиновников, "сидящих" на распределении
государственных ресурсов".[32]
Все время президентства Владимира Путина
коррупция в России росла. Причем объем
так называемого "коррупционного бюджета"
с 2001 по 2007 годы увеличился почти в 15 раз.
По данным фонда "Индем", в 2006 году
в среднем 7 процентов оборота производящих
компаний перетакали в карман чиновникам.
В 2007 году этот процент, по оценкам экпертов
организации представителей малого и
среднего бизнеса "Опора России",
еще немного подрос. Дмитрий Медведев,
в своем выступлении финансовой стороны
проблемы вообще не коснулся. Президент
показывал, что владеет информацией совсем
на других примерах.
Расчеты, сделанные специалистами фонда
"Индем", показывают, что в тюрьму
попадает один человек из 100 тысяч взяточников.
Более того, шанс попасть в тюрьму по приговору
суда за взяточничество для реального
взяточника, согласно тем расчетам, не
превышает одной тысячной доли процента.
в мире существует такой феномен, как борьба
с коррупцией в условиях авторитарного
государства. В чем он заключается: власть
начинает борьбу в основном с низовой
коррупцией, то есть в нижних эшелонах
бюрократии. Обычно это заканчивается
тем, что происходит переключение коррупционных
потоков на более высокий уровень.[33]
В конце мая 2003 года группа депутатов Государственной
думы (Валерий Останин и Юрий Щекочихин ("Яблоко"),
Сергей Левченко и Александр Кулико (КПРФ),
Борис Резник ("Регионы России"), Олег
Финько (ЛДПР) и Александр Гуров ("Единство")
выступила с заявлением о создании внепартийного
общественного движения "Чистые руки".
Членами инициативной группы предложен
ряд конкретных действий по борьбе с криминалом
и коррупцией. В частности, создать институт
независимых судов и прокуроров, наподобие
того, который действовал в Италии в ходе
операции "Чистые руки". Создать отдельную
федеральную спецслужбу, независимую
от МВД, ФСБ и Генеральной прокуратуры,
чьей функцией будет борьба с коррупцией
в силовых ведомствах и государственных
органах (подобные спецслужбы успешно
действуют в США и многих других странах).
Создать федеральную программу защиты
свидетелей и потерпевших. Немедленно
отстранить от должности руководителей
правоохранительных органов, губернаторов,
мэров и госчиновников, замешанных в коррупционных
скандалах, в отношении которых имеются
достаточные данные об их причастности
к коррупции и должностным злоупотреблениям.[34]
Коррупция в России не может быть объяснена
личной жадностью политиков и чиновников,
к которым вполне применима классическая
формула Михаила Булгакова: люди как люди,
только квартирный вопрос их испортил.
Как мы уже выяснили, коррупция – это явление,
которое характерно практически для всех
сфер управления России. Полагаем, что
в нашей стране давно уже возникла необходимость
разработки и реализации антикоррупционной
политики, которая, на наш взгляд, должна
строиться на основе ряда принципов: во-первых,
- борьба с коррупцией – это проблема не
только власти, а всего общества в целом.
Только объединив усилия всех государственных
структур, организаций и граждан, можно
рассчитывать на успех; во-вторых, - для
повышения эффективности борьбы с коррупцией,
нужен системный подход к решению этой
проблемы (включающий программу социально
- экономических, политических, законодательных,
Проведя исследование по вопросу «Коррупция
в контрольных и надзорных органах исполнительной
власти РФ», можно сделать следующие выводы:
1. Коррупция давно уже стала неотъемлемой
чертой власти России; данное явление
характерно для большинства управленческих
структур, а особенно сильно оно развито
в законодательных, исполнительных органах
государственной власти, в органах местного
самоуправления, в правоохранительных
органах, а также в контрольных и надзорных
органах исполнительной власти РФ.
2. В учреждениях коррупция проявляется
в виде совершения ряда правонарушений
служащими этих органов; наиболее частосовершаемые
из них – злоупотребление должностными
полномочиями, получение взятки, воспрепятствование
законной предпринимательской деятельности.
3. Основными причинами развития коррупции
в контрольных и надзорных органах исполнительной
власти РФ являются: а) низкая заработная
плата должностных лиц; б) широкий круг
полномочий служащих данных структур,
которыми они могут злоупотребить; в) множество
административных барьеров, увеличивающих
зависимость гражданина от чиновника;
г) несовершенство института обжалования
решений органов власти; д) многовековые
традиции мздоимства на государственной
службе России и иные психологические
причины.
4. Борьба с коррупцией во властных структурах
РФ должна носить системный характер и
включать в себя комплекс социально –
экономических, политических, законодательных,
воспитательных мер.
5. Деятельность по предупреждению и профилактике корыстных
служебных правонарушений должна быть
главным звеном в антикоррупционной политике
государства; необходим учет опыта других
стран в борьбе с коррупцией.
Список литературы
1. Аксенов Ю. М. Коррупция: проблемы и условия,
ее порождающие.// Научно-практическая
конференция «Социология коррупции» (20
марта 2003 г. ИНИОН РАН). М., 2003 г.
2. Антикоррупционные меры//Диагностика
российской коррупции: социологический
анализ http://www.anti-corr.ru/
3. В России создается Совет по борьбе с
коррупцией http://www.alloynews.ru/news/
4. Вильгельм С. Коррупция в России продолжает
расти//Deutsche welle http://
5. Гиблов М.. Взятка - норма нашей жизни//Аргументы
и факты, №48, 1994.
6. Глинкина С.В. Коррупция в России: причины,
масштабы, качественные изменения//Международный
евразийский институт экономических и
политических исследований http://iicas.org/articles/
7. Дементьев А.С. Состояние и проблемы организации
борьбы с коррупцией.Коррупция и России:
состояние и проблемы. М., МВД, Московский
ин-т. 2006 г.
Информация о работе Проблема коррупции в системе власти в современной России