Проблема защиты прав человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:03, реферат

Описание

5 сентября 1991 г. в СССР появился по существу первый официальный документ, посвященный конституированию и гарантиям прав человека – Декларация прав и свобод человека. Уже 22 ноября 1991 г. эстафета признания и обеспечения прав человека была принята Верховным Советом Российской Федерации, утвердившим Декларацию прав и свобод человека и гражданина. В апреле 1992 г. положения этого документа были внесены в текст российской Конституции.
Конечно, разделы о правах, свободах и обязанностях граждан присутствовали практически во всех советских конституциях, но многие десятилетия, эти права и свободы были производными от интересов государства и общества. Речь шла не о правах человека вообще, которые власть признает за гражданами, а о правах "советского социалистического человека", предоставляемых гражданам властью. В связи с этим предусмотренный законодательством перечень прав и свобод не вполне соответствовал международным документам; не было достаточно надежных механизмов защиты прав. Ведь они рассматривались в качестве "дара" государства, его "награды" гражданину за "хорошее поведение". Между тем во всем цивилизованном мире речь идет об абсолютной ценности прав человека, подчинении государства и общества интересам граждан. В Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 2, 17).

Содержание

1. Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………………...3
2. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ…………...9
2.1 САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД…………………………………....19
2.2 Международная защита прав человека…………………………………20
3. Заключение………………………………………………………………..24
4. Список используемой литературы………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

КПРФ Реферат.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

      К решениям и действиям, а также  бездействию, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложены обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.

      Законодательство, касающееся прав и свобод граждан  должно соответствовать требованиям Конституции и никоим образом не создавать какие-либо преграды для защиты прав и свобод граждан, гарантируемых государством. В связи с этим необходимо отметить особое значение, которое имеет осуществление Конституционным Судом Российской Федерации его функции конституционного контроля.

      Применительно к рассматриваемой проблеме большой интерес представляет постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК в связи с жалобами ряда граждан (ВКС, 1996, № 2, с. 2). Оно вынесено по делу, связанному с применением уголовно-процессуального законодательства, но имеет и общее значение.

      В этом постановлении говорится, в  частности, что в соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государство обязано  признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства. Такая обязанность лежит прежде всего на законодателе, который в целях эффективного восстановления прав участников уголовного процесса определяет процедуры пересмотра неправосудных решений. Эти процедуры должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных или личных интересов.

      Использование права на обращение за защитой  своих прав и свобод в суд и  другие органы в ряде случаев требует  от них правовой подготовки, знания законов, процессуальных правил. Это обстоятельство также учтено в Конституции, ст. 48 которой гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Такую помощь призваны оказывать работающие в юридических консультациях или имеющие лицензии на занятие частной практикой адвокаты. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами гражданам и организациям, разнообразна. Сюда входят консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; представительство в судах, других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участие на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, ответчиков и др. В ряде случаев юридическая помощь оказывается бесплатно. 
 
 

     2.1 САМОЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД. 

     Наряду  с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право  человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы защиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ  ЧЕЛОВЕКА. 

     Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин  вправе обращаться в международные  организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты. Данное положение закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны.

     Комитеты  ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских  и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

     Процедура защиты нарушенного права состоит  в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

     Другой  формой международной защиты прав и  свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношениях тех государств, которые признали ее для себя обязательной, то есть и в отношении России.

     Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако, оно сначала должно пройти Европейскую Комиссию по правам человека, которая стремится достичь «дружественного урегулирования». Признается, что обращение может быть подано только после, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Только после рассмотрения обращения Комиссией и, если она признала его приемлемым, а также при отсутствии возражений со стороны Комитета министров, обращение может быть передано в Суд. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

     Эта сложная процедура в ближайшие  годы должна быть изменена в соответствии с Протоколом №11. предусматривается создание единого постоянного Суда, который станет принимать жалобы без промежуточных стадий. Однако при существующей сложной системе рассмотрения обращений количество обращений в Европейский Суд по правам человека высоко и неуклонно растет.

     Иногда  вопросами прав человека занимается Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права.

     Однако  деятельность ООН далеко не исчерпывает  проблему защиты прав на международном  уровне. Систематически собираются конференции  по безопасности и сотрудничеству в Европе.

     Известна  такая правозащитная организация, как «Международная амнистия», которая  пользуется большим международным  авторитетом, поскольку ее задача –  соблюдение прав человека в мировом  масштабе вне зависимости от политической и государственной системы. Члены этой организации собирают информацию о тех, кого репрессировали за убеждения, пытаются поднять общественное мнение в их защиту, выступают с протестами против смертной казни, пыток и т.п. Существуют и другие международные правозащитные организации.

       Например, Международное общество  прав человека (МОПЧ), которое было  создано в 1972 году в Федеративной  Республике Германия и является  независимой неправительственной  организацией, стоящей на принципах  Всеобщей Декларации Прав Человека.

     МОПЧ  предает гласности факты нарушений  прав человека, помогает гражданам  в борьбе за свои права без применения насилия.

     В 1981 году МОПЧ становится международной  организацией. МРПЧ ведет работу в  более чем 90 странах мира, в 30 из них  имеются национальные секции Общества, наиболее важные вопросы деятельности МОПЧ решает Международный Совет, в который входят представители секций из различных государств.

     Особое  внимание МОПЧ уделяет информационной деятельности. Около 200 тысяч человек  в различных странах поддерживают МОПЧ и участвуют в его работе. Издаются сборники документов, материалы ООН и Совета Европы по правам человека, информационные материалы о конкретных фактах нарушения прав и свобод.

     В настоящее время МОПЧ в СНГ  уделяет особое внимание соблюдению политических и гражданских прав, проблемах социальной и правовой незащищенности бывших политзаключенных, военнослужащих срочной службы, детей, национальных меньшинств, противодействие экстремизму, гуманизации мест заключения.

     Гражданин должен знать закон и уметь защищать свои права. Для этого была создана Российская секция МОПЧ. Российская секция объединяет 44 города России. На Юге России Российскую секцию представляет Южная Ассоциация Российской секции МОПЧ, которая, начиная с 2001 года, осуществляет свою правозащитную деятельность на территории Юга России.

 

       3. Заключение 

      Подводя итог проделанной работы, необходимо еще раз подчеркнуть, что правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения.

      Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

      Данное  трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни.

      Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто  верит, так как высокие идеи и  суровая действительность расходятся.  Россия в настоящее время находится  далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических  прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить. В этом особенность сложившейся ситуации.

      Именно  поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное  и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст. 18).

      Поэтому неотложная задача заключается в  том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.
  2. Закон  «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.1993г. Ведомости Съезда  1993. № 19.
  3. Козулин  А.И.  Об  источниках  прав  человека.  //  Государство и право, 1994  № 5 С. 144-152.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
  5. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.
  6. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998.
  7. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве.
  8. Эвзеев Б.С. Коституция. Демократия. Права человека. Москва - Черкесск, 1992.
  9. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.
  10. Кабышев В.Т. Человек и власть: Конституционные принципы взаимоотношений // В сб. Личность и власть (конституционные вопросы). Межуз. сб. науч. работ. Ростов-на-Дону, 1995.
  11. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека. Круглый стол // Гос-во и право, 1994, .№10.
  12. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1991 №52.
  13. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 г. // Российская     газета. 1991.8 февраля.

Информация о работе Проблема защиты прав человека и гражданина