Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:11, реферат
Недостатки политической системы Республтки Казахстан и пути их преодоления
Введение
Условия и направление реформирования в Казахстане
Партийная реформа
История политической системы
Процесс модернизации
Процесс децентрализации
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Важнейшей проблемой является отсутствие идеологической базы по проведению политической реформы. До сих пор нет ответа, для кого она должна проводится, как должна проводится и кто будет основным участником.
Несмотря
на наличие этих проблем, Казахстан
уже созрел для политических реформ.
Политические реформы, которые сейчас
предлагаются, это - попытка перейти в
новый формат. Этот формат означает перейти
от управления субъектами на управление
- тенденциями. Инициативы в области политического
реформирования должны быть набором конкретных,
прагматичных шагов. Это значит, что необходимо
отказаться от выдвижения требований,
и перейти к формулированию предложений
по оптимизации существующих институтов.
Мы должны точно знать, что, усилив данный
орган власти, в результате получим такие-то
плюсы и выгоды. Необходимо разработать
предельно ясный и аргументированный
бизнес-план реформ, в котором будут определены
размеры финансового обеспечения для
каждого из этапов реформирования, перечень
необходимых поправок в законодательной
базе, предусмотрены юридические рамки
реализации программы. Должна быть проработана
правовая процедура принятия всего этого
комплекса документов.
Мировой
опыт показывает то, что бедные государства,
по сути, любое проведение политической
реформы скорее приводят к неудачам, чем
к успехам. То есть нужна соответствующая
экономическая база. Это во-первых. Второе.
- это политическое поле, которое должно
проявляться не конъектурными интересами,
исходя из текущей ситуации, а стратегическими
целями политического развития. Естественно,
что в Казахстане политическая воля - это
воля президента. Третье условие - это
последовательность. Немаловажный фактор,
потому что любая политическая реформа,
если ею заниматься серьезно, это очень
долгосрочный проект. Естественно при
реализации этого проекта необходимо
учитывать многоэтапность. Из этих трех
условий в Казахстане на данный момент
существует только одно: это благоприятные
экономические условия, на фоне которых
контрастирует не благоприятный политический
пейзаж.
Необходимо
выбрать приоритетное направление
политического реформирования и
затем начинать его обсуждение. Например,
на данный момент наиболее привлекательным
представляется направление усиления
статуса партий. Если мы говорим об усилении
роли партий, то перед нами появляется
вопрос увеличения партийного списка
и определение статуса фракций в области
законодательных инициатив. Необходимо
просчитать экономические последствия
этого шага: приведет ли увеличение партийного
списка к повышению качества работы парламента?
Как может быть оценено предложение об
увеличении количества депутатов парламента
в два раза? В свою очередь решение этих
вопросов отразится и на роли парламента
в политической системе.
Основная
цель партийной реформы: это создание
эффективных каналов влияния
партий на политический процесс через
парламент, через механизм циркуляции
политической элиты и через активные
взаимодействия с другими институтами
гражданского общества. Не стоит забывать,
что любые реформы проводятся не для элиты,
не для оппозиции, а для общества. Понятно,
что при проведении реформ участие общества
через институты гражданского общества
это задача первостепенной важности. Чем
отличаются политические партии от гражданского
общества? У нас не развита политическая
система. Любая партия стремится получить
перехват власти. Нет никакого противовеса.
А развитое гражданское общество, которое,
безусловно, является таким компонентом,
оно должно постоянно отслеживать и прозрачность,
и подотчетность власти. Поэтому, насущным
для Республики Казахстан является принятие
закона о лоббистской деятельности. Этот
закон, может быть, будет следующим этапом,
и он позволит очень активно привлечь
институты гражданского общества в процессах
принятия политических решений. Во-вторых,
этот закон позволит частично сделать
открытым процесс принятия политических
решений, к сожалению, этот процесс до
сих пор является закрытым.
На
первом месте идет соревнование и
борьба лидеров. Партия должна выделять
лидера, а не создаваться под лидера. И
это может произойти, если мы перейдем
к схеме создания и формирования правительства
на основе победы той или иной политической
партии, а значит и ее программы. Есть политики,
есть определенные партии, а какие у них
программы, сейчас никого, по большому
счету, не интересует. Конкурса, конкуренции
идей, программ пока нет, платформ нет.
Политические партии должны соревноваться
между собой не весом своих лидеров, а
содержанием своих программ. Это было
бы хорошим шагом в проведении последующих
реформ социально-политического характера.
В этом отношении мы должны объединить
свои усилия в том, чтобы нынешний парламент
имел не менее одной трети мест от политических
партий и плюс к этому партия, получившая
большинство по закону могла бы формировать
правительство. Тогда будет реальный небольшой
сдвиг, будет возможность критиковать
программы правительства и партий. На
данный момент ни у кого возможностей
нет. Ибо и правительство формируется,
и возглавляют правительство люди, которые
не объявляют перед общественностью свои
программы, и они не являются публичными
личностями.
В
конституции не упомянута сама партийная
система. До сих пор партийная
система является придатком существующей
политической системы, с которой правящие
элиты не знают, что делать. Такая ситуация
осуществляет ограниченные способности
и нереализованные возможности казахстанских
партий. Общество нуждается в реформах
более широкого плана. Ибо одни политические
реформы вряд ли могут решить многие болезни
появившиеся на теле нашего общества.
Содержательной частью политической реформы
является административная реформа. Сама
по себе политическая реформа является
только вершиной айсберга, она неизбежно
повлечет за собой дискуссии по проблематике
административного реформирования.
Новый
парламент будет закладывать
фундамент всего здания политической
реформы. Нынешнее деление высшего
законодательного органа на две палаты
в унитарном государстве
Эволюция
политической системы, начиная с
середины 90-х годов, выглядит следующим
образом:
1.
Дополнение президентской
2.
Сдерживание роста
3.
Формирование политических
В
середине 90-х годов и в начале
2000 года происходили следующие
Сейчас
мы наблюдаем новую волну, то есть,
это волна уже сформировавшегося
разделения общества на богатых, и бедных.
Понятное дело, что они не могут осмыслить
себя, но обязательно найдутся лидеры
и политические силы, которые сформулируют
эти цели и задачи и тогда вопрос о президентских
выборах 2006 года будет не в рамках лежать,
он будет совершенно в иной плоскости
лежать. Там будут совершенно иные ценностные
реалии для общества. Нам следует это учитывать,
когда мы проводим эти реформы. Если говорить
о любой политической системе, самое главное:
это выражение через политические институты
экономических интересов. Действительно,
что собой представляет партия "Отан",
с точки зрения экономических интересов
и как они себя поведут в дальнейшем? Этот
вопрос очень важный, потому что там действительно
есть экономические интересы. Если мы
строим политическую систему открытую,
одной из задач политических реформ является
институализация субъектов с экономическими
интересами. Получается клановая бюрократическая
олигархическая система.
Основой
модернизационного процесса должен стать
механизм в разделении власти. Это один
из главных политических механизмов. Это
механизм совмещения, то есть совмещение
в рамках парламента, но пока нужно сделать
предварительный шаг к этому, это все-таки
разделение власти. Это очень важный процесс,
он может быть объединяющим, интегрирующим
для всего модернизационного процесса.
Нужно вести речь не только о политических
реформах, нужно говорить о государственно-политической
модернизации. И реформирование является
одним из составляющих частей общего процесса
модернизации, поэтому главный вопрос:
это государственно-политическая модернизация.
Это может быть разнонаправленный процесс.
Участниками этого процесса являются
и народ, и электорат, и общество, и международное
сообщество, и некие международные стандарты
и правила, и наша национальная буржуазия,
и средний класс и политические партии,
и политологи, и журналисты, и просто все
думающее сообщество нашей страны. Не
просто сами идеи концепции являются составляющими
этого важного процесса. Конечно, этот
процесс будет разнонаправленный и никто
его урегулировать не сможет, потому что
будут достигаться компромиссы в разных
сферах: между разными субъектами политического
процесса и по разным обстоятельствам,
по разным интересам будут происходить
процессы модернизации, в том числе и планирование.
Наше
общество постоянно озабочено этим
процессом модернизации и различные
сегменты, субъекты нашего политического
процесса все время выдвигают
различные идеи. Мы были свидетелями
идей относительно роли парламента в политической
системе. Много говорится о коррупции
в этом контексте, о честных выборах, о
свободе слова, о независимости СМИ, о
выборности акимов, о конституционной
реформе. Общество постоянно выдвигает
импульсы модернизационного процесса.
Другое дело как воспринимают эти импульсы
те, от кого зависит принятие политических
решений. Каким образом политическая элита
может двигаться к этим процессам? Этот
процесс очень сложный, здесь и диалоги,
и партнерство, и давление, и конфликт,
и консенсус, и компромисс, здесь различные
варианты возможны.
Следующий
момент это процесс децентрализации.
Здесь выдвигаются две
Информация о работе Проблемы реформирования политической системы Республики Казахстан