Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:47, реферат
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся и развивающемся рыночном хозяйстве Республики Казахстан является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики государства. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Законодательные основы регулирования социальной защиты в Республике Казахстан
1.2 Государственное финансирование развития социальной защиты в Республике Казахстан
1.3 Современное состояние государственной политики в области социальной защиты населения
Глава 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Проблемы реализации социальной политики в сфере социальной защиты населения
2.2 Пути совершенствования государственной политики в области социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Законодательные основы регулирования социальной защиты в Республике Казахстан
1.2 Государственное финансирование развития социальной защиты в Республике Казахстан
1.3 Современное состояние государственной политики в области социальной защиты населения
Глава 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Проблемы реализации социальной политики в сфере социальной защиты населения
2.2 Пути совершенствования государственной политики в области социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся и развивающемся рыночном хозяйстве Республики Казахстан является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики государства. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
В Послании Президента страны народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана» одной из основных задач Правительства Республики Казахстан определено развитие социальной политики в стране через создание необходимых условий для населения республики: «Главное для нас - создать казахстанцам все необходимые условия для реализации важных и понятных жизненных принципов…»
Конституция Республики Казахстан заложила основу государственной социальной политики через декларирование таких государственных гарантий, как в образовании (гражданам гарантируется право на бесплатное среднее образование, более того, среднее образование является обязательным для граждан Республики, а также существует право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе), здравоохранении (граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи), таки и в сфере социальной зашиты (гражданину гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям).
Конституция Республики Казахстан, специализированные законы, подзаконные и иные нормативные правовые акты определяют степени приоритетности государственной социальной политики.
Целью данной работы является - выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.
Глава 2 Анализ государственной политики Республики Казахстан в сфере социальной защиты.
Анализ развития государственной политики в Республике Казахстан в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение, образование и социальная защита населения требует значительной теоретико-методологической подготовки в области нормативно-правового регулирования. Приоритеты финансирования расходов бюджета на нужды социальных сфер определяются основным законом страны - ее Конституцией.
Образование, здравоохранение и система социальной защиты населения - наиболее важные сферы жизни общества, влияние государства в которых очень велико. Политика государства в данной области определяет тенденции развития государства в долгосрочном периоде, поскольку именно эти сферы оказывают прямое влияние на формирование богатства человеческого капитала страны. Иными словами, степень приоритетности развития социальной сферы определяет перспективы долгосрочного роста и создания конкурентоспособной экономики.
Анализ тенденций текущего состояния и тенденций развития системы образования, здравоохранения, защиты населения невозможен без комплексного учета социально-экономических и демографических факторов. Эти факторы определяют релевантность разновидностей и форм услуг в сфере образования и охраны здоровья, а также контекст, в котором развиваются соответствующие системы.
В условиях модернизации и реформирования образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения многое зависит от состояния нормативно-правового обеспечения данных систем и нормативно-правового регулирования, так как правовые нормы, регулирующие сложившиеся системы образования, здравоохранения и социальной защиты составляют государственную политику в дынных сферах.
Высокая значимость образования, здравоохранения и социальной помощи возводит их в ряд жизненных потребностей населения. В виду этого государственные гарантии приоритетности изучаемых сфер в Республике Казахстан определены законодательно. Конституция Республики Казахстан (статьи 28-30), а также специализированные законы, подзаконные и иные нормативные правовые акты определяют степени приоритетности образования, здравоохранения и социальной защиты.
2.2 Государственное финансирование развития социальной защиты в Республике Казахстан.
Государственная бюджетная система финансирования образования, здравоохранения и социальной защиты населения формируется из средств республиканского и местных бюджетов.
На период с 2006 года доля государственных расходов на социальные сферы сократилась (таблица 1)
Таблица 1 - Распределение государственных расходов по отраслям (2006-2010 гг.)
Отрасль |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общегосударственные услуги |
4,7 |
6,1 |
6,5 |
5,3 |
5,8 |
Оборона |
3,9 |
4,5 |
4,5 |
4,0 |
4,6 |
Общественный порядок и безопасность |
8,1 |
8,7 |
9,2 |
7,9 |
8,4 |
Образование |
12,6 |
14,1 |
14,8 |
13,2 |
15,2 |
Здравоохранение |
7,4 |
8,5 |
10,2 |
9,5 |
10,4 |
Социальное обеспечение и социальная помощь |
20,9 |
22,7 |
21,1 |
17,1 |
19,6 |
Жилье и коммунальные услуги |
2,6 |
3,2 |
5,4 |
6,1 |
6,3 |
Культура, спорт, туризм и информация |
2,4 |
3,2 |
3,4 |
2,9 |
3,8 |
Топливно-энергетический комплекс |
0,8 |
0,8 |
2,0 |
1,3 |
1,7 |
Сельское, лесное, водное хозяйство и окружающая среда |
3,0 |
4,3 |
5,6 |
3,3 |
3,6 |
Промышленность, строительство и горная добыча |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Транспорт и связь |
6,0 |
7,7 |
8,1 |
6,1 |
7,5 |
Прочие услуги |
5,4 |
7,5 |
5,6 |
1,7 |
2,3 |
Обслуживание долга |
4,1 |
3,4 |
2,7 |
1,6 |
1,3 |
Официальные трансферты |
13,9 |
1,2 |
0,7 |
19,0 |
9,2 |
Кредиты (без учета погашения) |
3,9 |
3,9 |
2,7 |
0,0 |
0,0 |
Рассмотрим теперь государственное финансирование образования, здравоохранения и системы социальной защиты в отдельности.
Хоть доля расходов на образование в государственном бюджете падает, но постепенно растет доля расходов на образование в ВВП РК.
В целом по отрасли, используя данные Министерства финансов РК и Министерства экономики и бюджетного планирования РК, в период с 2006 по 2010 г. в среднем на образование было направлено 83 % средств местного бюджета и 17% республиканского.
Таблица 2 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на образование (млн. тенге)
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Итого государственный бюджет |
121 145 |
154 218 |
201 935 |
279 783 |
361 129 |
Республиканский бюджет |
16 447 |
23 241 |
34 571 |
66249 |
101405 |
Всего местные бюджеты |
104 698 |
130 977 |
167 364 |
213534 |
259724 |
Как видно из предыдущего анализа, к сожалению, Правительством Казахстана выделяется недостаточно средств на образование. Общие расходы на образование не превышают 3,4% ВВП. В документах Дакарского форума содержится призыв к правительствам всех стран обеспечить выделение не менее 6% ВВП на нужды образования. Однако в Казахстане бюджеты всех уровней едва покрывают расходы на социальную сферу - 80% бюджетов составляют расходы на заработную плату. На такие статьи, как содержание школ, приобретение учебного оборудования и материалов, капитальный ремонт, замена зданий школ, не подлежащих ремонту, новое строительство, выделяемых средств недостаточно.
В системе финансирования здравоохранения в последнее время достигнуты положительные результаты, основанные на принятии важных решений, разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления.
В последние годы объем государственных расходов на систему здравоохранения, включая медицинское образование, увеличился не только в абсолютном исчислении (таблица 3).
Таблица 3 - Общий объем государственного бюджета на здравоохранение
Область |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Итого государственный бюджет |
71 119 |
89 781 |
131 184 |
185 456 |
223 373 |
Республиканский бюджет |
12 018 |
19 105 |
29 224 |
56 283 |
80 012 |
Всего местные бюджеты |
59 102 |
74 112 |
107 074 |
150 316 |
185 783 |
Но и, что важно, увеличилась доля в процентах к ВВП, несмотря на значительные темпы его роста. При этом самый низкий процент к ВВП отмечается в 2008 году - 2,29%. Возможно, понижение уровня вызвано значительным ростом объема ВВП при незначительном росте расходов.
Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников.
Не должным образом налажен учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.
На социальную защиту ежегодно происходит увеличение расходов государственного бюджета в абсолютном выражение (таблица 5).
Таблица 5 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на социальную помощь и социальное обеспечение (млн. тенге).
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Итого государственный бюджет |
201415 |
239229 |
272333 |
345356 |
422423 |
Республиканский бюджет |
165389 |
202043 |
232998 |
314709 |
390209 |
Всего местные бюджеты |
36026 |
37186 |
39335 |
30647 |
32214 |
Информация о работе Проблемы системы социальной защиты Республики Казахстан