Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:39, доклад
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А.Тюго, М. Кондросе и др.).
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оренбургский государственный университет»
КУМЕРТАУСКИЙ ФИЛИАЛ
Доклад
НА ТЕМУ: «пРОГРЕСС И РЕГРЕСС».
Преподаватель:
___________ Исанбаева С.Д.
«____»____________2011г.
Исполнитель:
студент гр. 10-ПСК-з
__________ Пугачева М.Ю.
«____»____________2011
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А.Тюго, М. Кондросе и др.).
Первоначально понятия прогресс и регресс применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили ярко-выраженный отпечаток человеческой ориентации и предпочтений (мера ориентации в общечеловеческой жизни различных исторических эпох идеалов равенства, свободы, человеческого достоинства и т.п.). Начиная с середины ХIХ в.
Понятия прогресс и регресс
постепенно наполняются научно-
Если в процессе развития
возрастает число элементов и
подсистем, усложняются объединяющие
их структуры, увеличивается число
связей и взаимодействий, а так
же возрастает набор функций, то есть
действий и процедур, выполняемых
этими элементами и подсистемами,
обеспечивая тем самым большую
устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность
и возможность дальнейшего
О прогрессе и регрессе можно говорить имея в виду характер (направленность изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем её подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении подсистемы автоматически не влечет собой прогресс системы в целом.
Критерий прогресса они видели в развитие человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в ХIХ в. Более сложными представлениями. Так марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой , более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т.е переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов, предсказывая «скорый конец истории либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н.Я.данилевский, О.Шпеленгер, А.Тойби). Так А. Тойби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писали и О.Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена как прогрессивный процесс, так и регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные прыжки вперед , и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться, и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.
Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высота и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей, например (А.Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г.Гегель связывал прогресс со степенью познания свободы. Марксизм также предложил уникальный критерий прогресса - развитие производительных сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека, как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мере свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).
Прогресс и регресс - диалектические
противоположности; развитие невозможно
понять, как только прогресса или
только регресса. В эволюции живых
организмов и развитии общества сочетаются
и сложно взаимодействуют прогрессивные
и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь
этих тенденций в живой материи
и в обществе не исчерпываются
связями чередования или
Диалектическое соотношение
прогресса и регресса проявляется
и в объективной
Понятия прогресс и регресс- интегральные характеристики сложных развивающихся систем и поэтому нельзя судить о наравленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры.
Понятие прогресс применительно к обществу и несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений, материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманитарных ценностей. Суть общественного прогресса – его цель-человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.
Некоторые буржуазные психологические
теории пытаются объяснить явление
истории субъективными