Прогресс и регресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:39, доклад

Описание

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А.Тюго, М. Кондросе и др.).

Работа состоит из  1 файл

прогресс и регресс Word.docx

— 18.22 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный  университет»

КУМЕРТАУСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

Доклад 

НА  ТЕМУ: «пРОГРЕСС И РЕГРЕСС».

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

___________ Исанбаева С.Д.

«____»____________2011г.

Исполнитель:

студент гр. 10-ПСК-з

__________ Пугачева М.Ю.

 «____»____________2011

 

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А.Тюго, М. Кондросе и др.).

Первоначально понятия прогресс и регресс  применялись почти  исключительно в рамках философского осмысления  проблемы направленности общественного развития и носили ярко-выраженный отпечаток человеческой ориентации и предпочтений  (мера ориентации в общечеловеческой жизни  различных исторических эпох идеалов  равенства, свободы, человеческого  достоинства и т.п.). Начиная с  середины ХIХ в.

Понятия прогресс и регресс  постепенно наполняются научно-теоретическим  содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи. Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи.

Если в процессе развития возрастает число элементов и  подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число  связей и взаимодействий, а так  же возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых  этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую  устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой  прогресс, если же в результате развития напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранние структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом.

О прогрессе и регрессе можно говорить имея в виду характер (направленность изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем её подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении подсистемы автоматически не влечет собой прогресс системы в целом.

Критерий прогресса они  видели в развитие человеческого  разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю  сменился в ХIХ в. Более сложными представлениями. Так марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой , более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т.е переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают  идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический  круговорот с чередой подъемов и  спадов, предсказывая «скорый конец  истории либо утверждая представления  о  многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных  обществ (Н.Я.данилевский, О.Шпеленгер, А.Тойби). Так А. Тойби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писали и О.Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена как прогрессивный процесс, так и регресс.

Очевидно, что прогрессивное  развитие общества исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных  тупиков и даже срывов. Да и само развитие вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем  возможны и ускоренные прыжки вперед , и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться, и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высота и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются  многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь.  Французские  просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного  устройства. Ряд мыслителей, например (А.Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г.Гегель связывал прогресс со степенью познания свободы. Марксизм также предложил  уникальный критерий прогресса - развитие производительных сил природы человеку, К. Маркс  сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека, как главной производительной силы). Применимость подобного критерия  оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием  прогресса должна являться мере свободы, которую общество в состоянии  предоставить личности для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного  устройства).

Прогресс и регресс - диалектические противоположности; развитие невозможно понять, как только прогресса или  только регресса. В эволюции живых  организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные  и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь  этих тенденций в живой материи  и в обществе не исчерпываются  связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом  и последующим увяданием, старением  живых организмов).Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связанны между собой неразрывно, включены друг в друга.

Диалектическое соотношение  прогресса и регресса проявляется  и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений, они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные и круговые изменения; прогрессивное развитие- одно из возможных, и реально осуществляющихся направлений развития сложных системных объектов.

Понятия прогресс и регресс- интегральные характеристики сложных развивающихся систем и поэтому нельзя судить о наравленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры.

Понятие прогресс применительно  к обществу и несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений, материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманитарных ценностей. Суть общественного прогресса – его  цель-человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Некоторые буржуазные психологические  теории пытаются объяснить явление  истории субъективными факторами, например особенностями тех или  иных «исторических» личностей, научное  объяснение прогресса и регресса дано марксизмом - ленинизмом. Прогресс как поступательное развитие без  рецидивов регресса возможен только в неантагонистическом, коммунистическом обществе.


Информация о работе Прогресс и регресс