Ральф Густав Дарендорф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:24, доклад

Описание

Ральф Дарендорф родился в 1929 в Гамбурге, его отец Густав Дарендорф был членом Социал-демократической партии Германии (SPD - Sozialdemokratische Partei Deutschlands) и депутатом от этой партии в Рейхстаге. После того как его отец в 1933 г. проголосовал против закона о предоставлении чрезвычайных полномочий правительству, он стал после короткого ареста безработным. В 1935 г. Ральф Дарендорф обучался в Берлине в школе, с 1938 г. посещал гимназию.

Работа состоит из  1 файл

Ральф Дарендорф.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

1.Ральф Дарендорф: биография

 

01 мая 1929 - 17 июня 2009

англо-германский социолог, социальный философ, политолог  и общественный деятель

Биография

Третий  Рейх и послевоенные годы

Ральф Дарендорф  родился в 1929 в Гамбурге, его отец Густав Дарендорф был членом Социал-демократической  партии Германии (SPD - Sozialdemokratische Partei Deutschlands) и депутатом от этой партии в Рейхстаге. После того как его отец в 1933 г. проголосовал против закона о предоставлении чрезвычайных полномочий правительству, он стал после короткого ареста безработным. В 1935 г. Ральф Дарендорф обучался в Берлине в школе, с 1938 г. посещал гимназию.

В 1941 г. его семья  переселилась в Буков (Buckow). В тамошней школе-интернате 14-летний Ральф был соавтором листовок против национал-социализма. Когда его отец, который вёл агитационную работу в социал-демократическом подполье, после 20 июля 1944 был арестован, Дарендорф в ноябре 1944 провалился в этой деятельности, и его должны были интернировать в тюрьму во Франкфурте-на-Одере. Но местные надзиратели отклонили это ввиду его молодости. Таким образом, он был доставлен в лагерь возле дер. Шветиг (Schwetig), где он был задержан до вступления Красной Армии.

Так как его  отец не захотел в 1946 г. приводить  в исполнение принудительное объединение  СДПГ и КПГ (Коммунистическая партия Германии) в советской зоне оккупации  и встал таким образом против Отто Гроутволя (Otto Grotewohl), семья Дарендорфов  переселилась по совету американских оккупационных властей из Берлина в Гамбург, где Дарендорф сдал экзамены на аттестат зрелости. В начале 1948 г. он принял участие в одном политическом учебном курсе в английском парке Уилтон (Wilton Park).

Учёба и карьера в  университете

Затем Дарендорф  изучал философию и классическую филологию в Гамбургском университете. Его главными учителями были филолог  Эрнст Цинн (Ernst Zinn) и философ Йозеф  Кёниг (Josef K?nig). В 1952 г. защитил там  диссертацию по философии "Идея справедливости в мышлении Карла Маркса". С 1952 по 1954 гг. он изучал социальные науки в Лондонской школе экономики, где слушал лекции Карла Поппера. Там он вместе с Дэвидом Локвудом (David Lockwood) и Базилем Бернштейном (Basil Bernstein) принадлежал кругу студентов-аспирантов под научным руководством социолога А. Х. Халси (A. H. Halsey).

В 1956 защитил  диссертацию по теме «Неквалифицированный труд в британской промышленности». Наряду с этой диссертацией он работал  там также над сочинением "Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе", которое он в 1957 предъявил в качестве докторской диссертации (для получения доцентуры в университете) Университету Заарланда.

Первые книги  Дарендорфа — публикации его диссертаций  по социальной философии, посвященных  критике Маркса и марксистской теории общества. Среди них — «Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса» («Marx in Perspective. Die Idee des Gerechten im Denken von Karl Marx», 1953) и «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» («Soziale Klassen und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft», 1957).

Дарендорф работал  сотрудником американского Центра высших исследований в области наук о поведении (1957—1958), преподавателем и исследователем на кафедрах социологии в Академии объединённого хозяйства и Университете Гамбурга (с 1958), Тюбингене (с 1960) и Констанце (с 1966).

Политическая  деятельность в Свободной  демократической  партии (FDP)

Несмотря на то, что Дарендорф после войны  сначала являлся членом СДПГ, а  также кратковременно членом Социалистического Немецкого студенческого Союза (SDS), который возглавлял Хельмут Шмидт, Дарендорф известен в своей политической деятельности прежде всего как генератор идей либерализма. После того как он однажды уже выставлял свою кандидатуру в региональных списках Свободной демократической партии, его окончательно выбрали в 1967 году в Св.ДП. Вместе с тогдашним секретарём Карлом-Херманном Флахом (Karl-Hermann Flach) он занимался в значительной степени программной переориентацией партии в конце 1960-х-начале 1970-х. Известным он стал также благодаря общественным дискуссиям (на которые редко отваживались подобные ему) с адептами движения 68 года, например, с Руди Дучке (Rudi Dutschke).

В 1968 году Дарендорф  стал депутатом от либералов в  Ландтаге земли Баден-Вюртемберг, но 28 октября 1969 г. он отказался от своего мандата, когда вступил в Бундестаг, который он уже 25 августа 1970 г. снова покинул. Некоторое время он работал при первом правительстве Брандта в качестве парламентского государственного секретаря в министерстве иностранных дел, до тех пор пока в 1970 не уехал в Брюссель как комиссар Европейского экономического сообщества (при президенте Малфатти) по внешним отношениям и внешней торговле. При президенте комиссии Ортоли он был ответственным за исследования, науку и образование вплоть до своей отставки в 1974.

Карьера в университете и  общественной сфере  после 1974

В 1974 году Дарендорф  вернулся в науку и руководил  до 1984 прославленной Лондонской школой экономики. С 1984 по 1986 работал в Университете Констанца, а в 1986-1987 в Нью-Йорке приглашённым профессором Фонда Рассела Сейджа. С 1987 по 1997 он был ректором Сент-Энтони-колледжа Оксфордского университета, с 1991 по 1997 в добавление к этому - проректором этого университета.

В 1982 он был произведён королевой Елизаветой II в кавалеры Ордена Британской империи, с которым для британских граждан связан дворянский титул "Сэр". В 1988 Дарендорф принял британское гражданство, в 1993 он был произведён в пожизненные пэры и получил титул барона Клэр Маркет в столичном округе Вестминстер. Клэр Маркет - это рынок при Лондонской школе экономики, который служил также местом стоянки автомашин. Поблизости раньше стоял замок Джон Эрла Клэра, который жил там до 1617 г. Дарендорф выбрал титул, как обычно, сам и этим показал своё отношение к Лондонской школе экономики.

С 1982 по 1987 Дарендорф  был, кроме того, председателем правления  близкого к Св.ДП Фонда Фридриха Науманна. С тех пор как он стал британским гражданином, он вступил  в либерально-демократическую партию и с 1993 года был членом палаты лордов. В Германии он был Советником баденской газеты. Дарендорф получил в 1989 г. премию Зигмунда Фрейда за научную прозу. Он был послом инициативной новой социальной рыночной экономики. В 1997 г. ему вручили награду Теодора Хойса за его политическую и гуманитарную деятельность на протяжении всей жизни. В 2002 г. он был отмечен как первый носитель наград Университета Франкфурта, города Франкфурта и Дрезденского Банка.

Последние годы

Теория  социального конфликта

Конфликт является естественным результатом любой  системы управления. Суть социального  конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в  обществе: у одних есть власть и  право управлять, у других таких  привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.

Однако, конфликты  в обществе можно регулировать и  управлять. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.

В книге «Общество  и демократия в Германии» (1969) Дарендорф  описывает политический спектр Германии конца XIX—начала XX в.: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ДАРЕНДОРФ, РАЛЬФ (Dahrendorf, Ralf) (р. 1929), немецко-британский социальный мыслитель и общественный деятель. Родился 1 мая 1929 в Гамбурге. Изучал философию и классическую филологию в Гамбургском университете, социальные науки в Лондонской школе экономики. В 1954 защитил диссертацию Неквалифицированный труд в британской промышленности. Первые книги Дарендорфа – публикации его диссертаций по социальной философии, посвященных критике Маркса и марксистской теории общества. Среди них – Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса (Marx in Perspective. Die Idee des Gerechten im Denken von Karl Marx, 1953) и Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе (Soziale Klassen und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft, 1957). Дарендорф работал преподавателем и исследователем на кафедрах социологии в Гамбурге (с 1958), Тюбингене (с 1960) и Констанце (с 1966), сотрудником американского Центра высших исследований в области наук о поведении (1957–1958), приглашенным профессором Фонда Рассела Сейджа (1986–1987). В 1970–1974 он – комиссар Европейского экономического сообщества, в 1974–1984 директор Лондонской школы экономики, с 1988 ректор Сент-Энтони-колледжа Оксфордского университета.

Ранние публикации Дарендорфа так или иначе связаны  с теорией конфликта. В противовес господствующим концепциям он утверждал, что конфликт и изменение представляют собой жизненную силу общества. В исправленной и дополненной книге о социальных классах, а также в Очерках по теории общества (Essays in the Theory of Society, 1968) Дарендорф детально разрабатывал методологические проблемы анализа конфликтных обществ и теорию конфликта групповых интересов, развивая определенные элементы марксистского подхода таким образом, чтобы они могли стать «фальсифицируемыми» (научными) утверждениями (в смысле Логики исследования Карла Поппера). Теория конфликта Дарендорфа представлена в немецком издании книги Современный социальный конфликт (Der moderne soziale Konflikt, 1992).

Свой подход к теории конфликта ученый разрабатывал в двух направлениях. Дарендорф приобрел известность прежде всего как теоретик либерализма, настаивающий на желательности изменений и реформ ради улучшения жизненных перспектив граждан. Такие его работы, как Новая свобода (The New Liberty, 1975), Жизненные перспективы (Life Chances, 1979), Закон и порядок (Law and Order, 1985), а также многочисленные статьи (часть которых включена в книгу Фрагменты нового либерализма (Fragmentes eines neuen Liberalismus, 1987) развивают концепцию либерализма, соединяющего внимание к гражданским правам с потребностями развития экономики и ростом чувства социальной солидарности. Идеи Дарендорфа нашли свое практическое воплощение в Нюрнбергском манифесте Свободных немецких демократов (1969), в программных документах Либерального интернационала (Будущие задачи либерализма, 1988), а также у британских либеральных демократов, заключивших союз с т.н. «новыми лейбористами» (Обеспечение благосостояния и социальная сплоченность в свободном обществе, 1985). «Зрелой версии» либеральной философии Дарендорфа до сего дня не существует, он надеется изложить ее в книге под рабочим названием Testamentum Liberale.

Другим направлением работы Дарендорфа по развитию теории конфликта является анализ обществ, в частности анализ ключевых исторических событий с точки зрения их воздействия на общества. В книге Общество и демократия в Германии (Gesellschaft und Demokratie in Deutschland, 1966) аналитической и эмпирической проверке подвергаются либеральные теории, ориентированные на проблематику конфликта. Перспективу этой критической проверки задают глобальные социальные изменения, произошедшие в 20 в. Общедоступный вариант своей теории общества Дарендорф представил в книге О Британии (On Britain, 1982), которая возникла на основе подготовленной им серии телевизионных передач. На события 1989 года в Восточной Европе Дарендорф откликнулся брошюрой, в которой попытался прояснить причины, ход и перспективы распада коммунистической системы. Эта небольшая публикация – Размышления о революции в Европе (Reflections on the Revolution in Europe, 1990) – стала наиболее популярной книгой Дарендорфа, если судить по количеству переводов на иностранные языки. Некоторые публичные лекции, посвященные этой же теме, впоследствии вошли в сборник После 1989. Нравственность, революция и гражданское общество (After 1989. Morals, Revolution and Civil Society, 1997).

Статьи Дарендорфа неоднократно появлялись в периодических  изданиях разных стран. В ряде работ  ученый сочетал публицистику, политологию и социологию, преследуя определенные политические цели. В последнее время Дарендорф сосредоточил свои усилия на изучении истории 20 столетия, в частности на исторической роли тех институтов, в развитии которых он принимал непосредственное участие. Первым результатом размышлений на эту тему стала книга ЛШЭ. История Лондонской школы экономики и политических наук: 1895–1995 (History of the London School of Economics and Political Science: 1895–1995, 1995). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. ДАРЕНДОРФ (Darendorf) Ральф (р. 1929) - немецкий социолог, политолог, политический деятель. В 1958-1967 - профессор университетов Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1968-1974 - член федерального правления СвДПГ. С 1974 - директор Лондонской школы экономики и политических наук. С 1982 - председатель правления Фонда Ф. Нау-мана (СвДПГ). Основные работы: «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Выход из утопии» (1967), «Очерки по теории общества» (1968), «Человек социологический» (1973) и др. Автор так называемой «конфликтной модели общества». Теория конфликта Д. возникла как реакция на универсалистские претензии интеграциониз-ма структурно-функционалистской теории и как вполне очевидная альтернатива марксизму. Она может рассматриваться как один из вариантов теорий социальной стратификации и социальных изменений, претендующий на создание динамичной картины социума. Большое влияние на воззрения Д. оказали работы Парсонса, Зиммеля, Сорокина, Маркса, М. Вебе-ра. Разделяя допущение Парсонса относительно неадекватности исторического опыта, Д. считает, что каждая теория имеет дело с различной совокупностью проблем и не может быть единой систематической теории, применимой к изучению всей (и любой) реальности. Различные теории организуют и конституируют мир своими специфическими способами и одним из таких способов является теория конфликта. Отрицая понятия страты и слоя, Д. пользуется понятием класса. Основой определения классов считает отношения господства и подчинения, т.е. не наличие или отсутствие у людей собственности, а их участие или не участие в вопросах власти. Власть отличается у Д. от привычного понимания «силы»: «и если сила обычно связывается с личностью индивида, то власть - с социальными позициями и ролями». Социальные позиции людей не равны по отношению к власти, что предопределяет их различение по интересам и устремлениям. При определении характера социальной структуры Д. использует понятие М. Вебера «императивно координированная ассоциация» - т.е. любое имеющееся в обществе отношение управления, связывающие противоположные группы людей: обладающих властью и повинующихся. Но при этом Д. подчеркивает, что «... для индивида, являющегося носителем ролей, господство в одной ассоциации не означает и не обязательно предполагает господства во всех других ассоциациях, к которым он принадлежит, и, наоборот, подчинение в данной ассоциации не означает подчинения в других». Все имеющиеся в обществе разновидности императивно координированных ассоциаций в совокупности образуют его социальную структуру. Входя одновременно в несколько ассоциаций и занимая там разные позиции, выполняя социальные роли, индивид участвует сразу в нескольких, не зависящих друг от друга социальных конфликтах. Под конфликтом Д. понимает «все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп». При помощи понятия конфликта Д. уточняет понятие класса: «в каждой императивно координированной ассоциации различаются две квазигруппы, объединенные общими латентными интересами. Ориентация их интересов детерминируется владением или исключением из владения властью. Из этих квазигрупп составляются группы интересов, программы которых провозглашают защиту или нападение на законность существующих властных структур. В любой ассоциации такие две группировки находятся в состоянии конфликта». Отсюда окончательное определение классов. Классы - это «конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях». Господствующий в данной ассоциации класс противостоит притязаниям на его власть со стороны подчиненного ему в этой ассоциации класса. Отношения управления и организации являются коренной причиной социального неравенства людей. Существует четыре причины неравенства: 1) Неравенство проистекает из естественного (биологического) разнообразия склонностей, интересов, характеров людей и социальных групп. 2) Неравенство проистекает из естественного (интеллектуального) разнообразия талантов, способностей, дарований. 3) Неравенство проистекает из социальной дифференциации (по горизонтали) примерно равноценных позиций. 4) Неравенство проистекает из социального расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фоном), проявившегося в иерархии социального статуса. Классовый конфликт как движущая сила и способ существования социального организма не может и не должен быть разрешен или подавлен, т.к. конфликт является неотъемлемым компонентом социально-классовой структуры общества. Задачей же каждого общества является правильное регулирование конкретных социальных явлений. А этого можно достичь путем их инсти-туциализации. Для регулирования конфликтных ситуаций должны учреждаться специальные институты, обеспечивающие правовую основу для проведения дискуссий и принятия решений, что и будет, по мнению Д., означать институциали-зацию конфликта. В результате перед обществом открывается перспектива эволюционных изменений, а не революционных переворотов. Среди форм регулирования конфликта выделяются три: примирение посредством определенных институтов или органов, где участники групп интересов обсуждают спорные вопросы; посредничество; арбитраж. «Эти формы являются выдающимся механизмом уменьшения силы классового конфликта». Намерение социологической теории конфликта, по Д., состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, другими словами, объясняя определенный процесс его предвидимыми связями.

Информация о работе Ральф Густав Дарендорф