Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:00, реферат
Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства России. Распад единого государства - Советского Союза - определил изменения в конституционном строе Российской Федерации.
Введение 3
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России 4
2. Сущность принципа разделения властей 5
3. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституцией
РФ 1993 года 6
4. Исполнительная власть в Российской Федерации 7
5. Законодательная власть 9
6. Осуществление судебной власти в Российской Федерации 11
6.1 Верховный Суд Российской Федерации 12
6.2 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 13
6.3 Конституционный Суд Российской Федерации 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Развитие конституционного строя во Франции привело к появлению института сильного президента, но в целом избранная форма правления - типичная полупрезидентская республика, где глава государства разделяет исполнительную власть с премьер-министром.
Президент
в Германии встроен в парламентарную
республику и является далеко не столь
влиятельной фигурой.
3.
Общие положения
принципа разделения
властей в соответствии
с Конституции
Российской Федерации 1993
года
Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит:
"Государственная
власть в Российской Федерации
осуществляется на основе
Разделение
единой государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную выражается,
прежде всего, в осуществлении каждой
из них самостоятельными, независимыми
друг от друга структурами
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды).
Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило, к исполнительной). В действительности же Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в части второй статьи 80, "является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, ...., принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Таким образом, ни одна из вышеперечисленных функций Президента не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти; Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции.
Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
Понимая
самостоятельность органов
4. Исполнительная власть в Российской Федерации
Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи прямо указано:
"Исполнительную
власть Российской Федерации
осуществляет Правительство
Положения
этой статьи непосредственно связаны
с основополагающими
Являясь
федеральным органом
Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь "для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц" (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих органов. В части первой данной статьи указано:
"Система
органов государственной
Подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор отнес к компетенции Российской Федерации установление системы лишь федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности. Тем самым решение аналогичных вопросов относительно органов власти республик в составе России отошло к их ведению. Договор также передал в компетенцию Федерации установление общих принципов организации системы государственных органов власти субъектов Российской Федерации.
Опираясь на эти правовые нормы, субъекты Российской Федерации снесли изменения в свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств, закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный глава администрации, наряду с которым возникли региональные правительства.
Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение полномочий между государственными органами Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Хотя
Конституция и предоставляет
субъектам Федерации
"В
пределах ведения Российской
Федерации и полномочий
Это положение отражает более тесную организационно-правовую связь органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать часть своих полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115 акты Правительства Российской Федерации обязательны на всей территории России, а адресуются они обычно и федеральным, и региональным органам исполнительной власти. Согласно Закону Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации" федеральное Правительство направляет и проверяет работу правительств в республиках и администраций в других субъектах Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств республик, отделов, управлений, комитетов и других структур краевой, областной, городской администрации.
Однако
единство системы органов исполнительной
власти в масштабе Российской Федерации
не является абсолютным. Ведь речь идет
о взаимосвязи органов двух уровней
в федеративном государстве. Такое единство
имеет рамки, оно органически увязано
с распределением компетенции между Федерацией
и ее субъектами и их широкой самостоятельностью
в пределах своей компетенции. Направляя
и проверяя деятельность органов исполнительной
власти субъектов Федерации, федеральное
Правительство, федеральные министерства
и ведомства должны помнить о пределах
своей компетенции и о недопустимости
нарушения предусмотренной законом самостоятельности
субъектов Федерации.
5. Законодательная власть
В
соответствии со статьей 11 Конституции
Российской Федерации государственную
власть в России наравне с другими
осуществляет Федеральное Собрание
(Совет Федерации и
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и осуществляет законодательную власть на ее территории. Конституция Российской Федерации учредила парламент, который существенно отличается от ранее действовавших представительных органов, и следовательно является в определенной степени новшеством для нашего государства. В связи с этим особенно значимы два момента.
Во-первых, оставаясь важным органом федеральной государственной власти, парламент не наделен всевластными полномочиями, которые позволили бы ему, в нарушение принципа разделения властей, стать над другими федеральными органами государственной власти, определенными статьей 11 Конституции Российской Федерации (Президент, Правительство и суды Российской Федерации), и вторгаться в их компетенцию.
Во-вторых, парламент не выступает сегодня как высшее звено в иерархической соподчиненной системе Советов, как это было прежде. Создан парламент, строго соответствующий федеральному устройству государства и разделению властей по вертикали. Это отражено и в его названии - Федеральное Собрание.
Таким образом, в соответствии с принципом разделения властей, Федеральное собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и имеет строго определенные рамками этого принципа функции. Федеральное собрание не вмешивается в функционирование других ветвей государственной власти; Конституция определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его, поэтому законодательным органом.
Информация о работе Разделение властей по российской Конституции