Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа
Целью контрольной работы является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
рассмотреть возникновение концепции разделения властей;
раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Возникновение и сущность развитие концепции
Разделения властей…………………………………………………………….5
2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и
судебную власти………………………………………………………………..9
3 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года……………13
4 Проблемы реализации конституционного принципа
разделения властей в современной России………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….21
Список нормативных источников и использованной литературы……23
Наконец, важной проблемой практического осуществления принципа разделения властей в Российской Федерации является то, что тремя основными «ветвями власти», даже вместе с институтом главы государства, система государственных органов РФ (и многих других государств мира) не ограничивается. Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, «в современном государстве существует множество органов и должностных лиц, которых не было во времена, когда формулировалась концепция разделения властей»20. В современном Российском государстве такими органами являются избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией РФ, органы при Президенте, Центральный Банк России, органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей, а также органы прокуратуры (во главе с Генеральной прокуратурой), органы финансового контроля (Счётная палата РФ и аналогичные региональные органы), омбудсманы (Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ). К сожалению, место этих органов в системе разделения властей не всегда освещается должным образом, в различных учебниках по теории государства и права эти органы при рассмотрении принципа разделения властей игнорируются, а во многих научных источниках информации о таких органах ничего не говорится об их месте в системе разделения властей. Отчасти это можно объяснить тем, что система разделения властей в современном виде существует в нашей стране только с 1994 года, а при советской власти вопрос о разделении властей и о статусе различных государственных органов не стоял, так как все государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Зачастую такие органы искусственно относятся к одной из основных «ветвей власти», особенно хорошо это видно на примере прокуратуры. М.В. Баглай определяет большинство из этих органов как «органы государственной власти с особым статусом»21. О.Е. Кутафин свидетельствует о наличии «органов президентской власти» и «особой группы государственных органов прокуратуры»22. В.Е. Чиркин справедливо отмечает, что «концепция разделения властей имеет прежде всего ориентирующий характер», что «в угоду догматическому его пониманию не следует закрывать глаза на реальную ситуацию»23.
Таким образом, исследование реализации принципа разделения властей наиболее эффективно при рассмотрении государственного механизма как единой системы органов. Единство государственного механизма достигается на основе распределения функций между государственными органами, закрепления самостоятельности каждого органа возможностью противопоставить собственное мнение решениям других органов, а также алгоритма согласования позиций. Последнего крайне не хватает Конституции РФ с ее несбалансированной системой сдержек и противовесов и конъюнктурной моделью разделения властей. Настал момент для того, чтобы внести в законодательство коррективы, сделать шаг к провозглашенному правовому государству.
Заключение
В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.
Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. История доказала, что принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчиняться только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Иначе тогда борьба властей приводит к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.
Из всего сказанного выше, можно заключить, что, разделение властей - конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах:
а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними;
б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях Российской Федерации - федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).
Нельзя, безусловно, утверждать, что у теории разделения государственной власти не существует оппонентов, они, конечно же, есть. Некоторые авторы полагают, что в реальной жизни теории разделения властей является лишь «формальной теорией» (например, Е. Грессман, Ф. Садтен). Другие пишут о неэффективности принципа разделения государственной власти в условиях бюрократизации управления, необходимости оперативных решений в экстремальной обстановке. Был сформулирован принципиальный отказ от доктрины разделения государственной власти, который аргументируется статичностью концепции разделения власти. Также указывают на то, что теория разделения государственной власти не подтверждается опытом функционирования государственного механизма. Споры начинаются с вопроса о том, существует ли теория разделения властей в цельном виде или есть только конституционный принцип разделения властей, связанный с постоянным, как пишет С. Хендель, “перераспределением и с изменением баланса власти между ее разными ветвями»24.
Однако, несмотря на широкий разброс мнений, относительно цельности и степени оформленности, общая теория разделения властей, по признанию большинства специалистов, все же существует.
Список нормативных источников и использованной литературы
Нормативные правовые акты
Научная литература
Размещено
1 Явич Л.С. Господство права // Правоведение. 1990. № 5. С. 12.
2 Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988. С. 42.
3 Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988. С. 44.
4 Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юридическая литература. 1988. С. 46.
5 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., Юрист. 1994. С. 32.
6 Явич Л.С. Господство права // Правоведение. 1990. № 5. С. 13.
7 Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 11.
8 Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 21.
9 Лазарев В. Общая теория государства и права. М., 2006. С. 89.
10 Кутафин О.Е. Российский констуционализм. М., Норма, 2008. С. 56.
11 Лазарев В. Общая теория государства и права. М., 2006. С. 91.
12 Лазарев В. Общая теория государства и права. М., 2006. С. 89.
13 Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации.- М., 2006. С. 124.
14 Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федераци.- М., 2006. С. 126.
15 Топорнина. Б.Н Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий.- М., 2003. С. 137.
16 Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. 1998. № 4. С. 51-54.
17 Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь. 2000. № 25. С. 24.
18 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ от 26 января 2009г. № 4.
19Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации.- М., 2006. С. 130.
20 Чиркин В.Е. Государствоведение. М., Юрист. 1999. С. 58.
43Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Инфра-М-Норма. 2001. С. 353-356.
22 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., Юристъ.2003. С. 284.
23 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., Зерцало. 1998. С. 255.
24 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М, Юристъ.2003. С. 290.