Развитие политической мысли в XVII-XIXвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Описание

В этом смысле политические учения представляют собой существенную часть мировоззрения общества, социальных групп и личностей.
Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в
государственно-организованном обществе.

Содержание

1.Введение……………………………………….…………….……3
2.Индивидуализм и демократизм в западных учениях
ХVII-ХVIIIвв……………………………………………….……..4
3. Либеральные теории ХIХ века…………………………….……6
4.Социалистическая мысль ХIХ века……………………….……..8
5.Заключение……………………………………………………….10
6.Список использованной литературы……………………………11

Работа состоит из  1 файл

Копия Контрольная работа.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

  

СОДЕРЖАНИЕ

                                                        

                                                                                                 

                                                                                    стр. 

1.Введение……………………………………….…………….……3

2.Индивидуализм и демократизм в западных учениях

   ХVII-ХVIIIвв……………………………………………….……..4

3. Либеральные теории ХIХ века…………………………….……6

4.Социалистическая мысль ХIХ века……………………….……..8

5.Заключение……………………………………………………….10

6.Список использованной  литературы……………………………11 
 
 

                   
 

                             
 
 
 
 
 
 
 

                                   
 
 
 

                                              1. ВВЕДЕНИЕ 

         У каждой науки есть своя история. Не является исключением  и политология, история которой ведет свое начало от политических учений глубокой древности. В духовной и практической жизни прошлого и настоящего политические учения играли и играют весьма важную роль.             Будучи частью политического сознания, политические учения аккумулируют в себе главным образом теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания, т.е. те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических явлений.

         Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

         В этом смысле политические учения представляют собой существенную часть мировоззрения общества, социальных групп и личностей. 
               Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в 
государственно-организованном обществе.

         История политической науки – это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. История политических учений рассматривается с позиций религиозной, юридической и политико-социологической традиций.

                  2.ИНДИВИДУАЛИЗМ И ДЕМОКРАТИЗМ В ЗАПАДНЫХ

УЧЕНИЯХ ХVII-ХVIIIвв. 

 
ХVIII век вошел  в историю как век Просвещения. Историческая и философская науки  характеризуют Просвещение как  влиятельное общекультурное явление  эпохи перехода от феодализма к капитализму, безграничной веры в человеческий разум, возможности перестроить общество на разумных основаниях [6].

         Видными представителями  естественно-правовых теорий Дж.Локк (1632-1677) – в Англии, Ш.Монтескье (1689-1755) и  Ж.Ж.Руссо (1712-1778) – во Франции.

         Важную роль в  теории естественного права играла идея общественного договора. Переход  от естественного состояния общества к государственно-организованному  осуществляется путем заключения общественного  договора.

         «Два трактата о  правлении» - главное политическое произведение Джон Локка.

         В результате он становится одним из основоположников теории классического  политического либерализма. Он твердо отклонил концепции абсолютной, неограниченной власти государства [1].

         Локк не доверял  исполнительной власти, больше надеясь на законодательную, представительную волю народа или, по крайней мере, большинства избирателей. Первым, кто в идеологии просветительства создал развернутую политическую доктрину, был Монтескье. Французский аристократ Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и Монтескье стоит в ряду блестящих деятелей французского Просвещения. В 1748 году появляется плод его двадцатилетнего труда «О духе законов». Именно эта книга обессмертила имя Монтескье и определила его особое место в ряду современников-просветителей.

         В своем основном произведении великий просветитель стремился раскрыть закономерности развития государства и права. 

         Монтескье – сторонник  уравновешенной конституции, основанной на разделении властей. Исполнительная власть, по его мнению, должна быть в руках монарха, не зависимого от законодательства. Конечной же целью названной доктрины является обоснование принципа законности, обеспечение политической свободы и превращение права в истинный регулятор взаимоотношений между государством и гражданином [4; 5].

         Ж.-Ж.Руссо в отличие  от Локка, который допускал существование  двух актов общественного договора (первый – образование государства  как ассоциации народа, второй –  передачу верховной власти от народа к правительству), признавал «действительным лишь один акт общественного договора, а именно – образование народа в общества (в форме демократического государства) как единственного и абсолютного источника и суверена общей воли (верховной политической власти). 
Александр Гамильтон (1757-1804), бывший одним из самых близких соратников Д. Вашингтона, одаренный публицист, оригинальный политический мыслитель, он решил объяснить жителям своего штата Нью-Йорк преимущества новой конституции, опубликованной 17 сентября 1787 года. Он привлек к сотрудничеству виргинца Джеймса Мэдисона (1751-1836), справедливо считавшегося «отцом конституции». Третим участником предприятия стал опытнейший юрист Джон Джей (1745-1829), одно время президент Континентального конгресса.

         Гамильтон считал, что  федеративное устройство преодолеет слабость конфедеративной организации США. Только сильная центральная власть, по его мнению, была способна создать прочное государство [3; 8]. 
 
                          
 
 

                             3. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ХIХ века  

         В начале ХIХ века в качестве господствующей идеологии утвердился либерализм (от лат. liberalis – свободный). Он стал влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Социальная база либерализма – промышленные и торговые круги, интеллигенция. 
Ведущую роль в становлении либерализма как течения политико-правовой мысли сыграли теоретики Англии и Франции. Среди них признанными авторитетами считаются Иеремия Бентам (1748-1832) и Бенжамен Констан (1767-1830). 

         Иеремия Бентам явился родоначальником теории утилитаризма. Отметим четыре постулата, лежащих в их основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

         Эти постулаты служили  Бентаму опорами при анализе  им политики, государства, права, законодательства и т.д. Его политико-юридические  взгляды изложены в «Принципах законодательства», во «Фрагменте о правительстве», в «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств» и т.д. 

         Обеспечить индивидуальную свободу всеми правомерными средствами для ее полнокровного осуществления  и прочной защиты стремился Алексис  де Токвиль (1805-1859). Две яркие работы Токвиля «О демократии в Америке» и «Старый режим и революция» создали ему авторитетное имя в науке о политике и государстве. 
Суть политической философии Токвиля в следующем. Залогом свободы является свобода выбора. Сама суть конституционного строя заключается в ограниченной власти правительства. Децентрализация – еще один залог свободы [10].

            

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    4.СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ  ХIХ века 

         Идея социализма зародилась в античном мире как представление о счастливом детстве человечества в условиях существовавшего в прошлом золотого века. Эти идеи появились в период возникновения классов, приведшего к дифференциации общества, появления эксплуататоров и эксплуатируемых. Но только с ХVI-ХVII веков социалистические идеи заняли видное место в философии права и политики.

         Одним из ранних социалистов-утопистов  был итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639). Его основная работа – «Город солнца», в которой изложены взгляды  автора на справедливое устройство человеческого общества. Город Солнца – несуществующая страна, в которую во время своих странствий попадает путешественник. Здесь он находит порядок, резко отличающийся от тех, которые бытовали в то время в Европе. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд.  
Каждый гражданин получает от общества все, что ему необходимо для удовлетворения своих потребностей, но в пределах разумного. Семьи в государстве Солнца нет, половые отношения регулируются властями в целях появления здорового поколения. 

         Особое место среди  социалистов-утопистов Франции занимают Сен-Симон и Шарль Фурье, которые  вместе с английским ученым Робертом Оуэном вошли в историю как  великие критические утописты, учение которых, несмотря на его не всегда социалистическую атрибутику, стало одним из идейных источников возникновения марксизма. Это было обусловлено тем, что к вопросу переустройства общества они подходили всесторонне, предлагали пути и методы разрешения противоречий на основе анализа экономических, политических, социальных и духовных процессов [5].

         Шарль Фурье (1772-1837) –  автор сочинений: «Теория четырех  движений и всеобщих судеб», «Теория  всемирного единства» и др. Общество, согласно его учению, проходит в  своем развитии ряд ступеней, последнюю  из которых он назвал строем цивилизации. Особое внимание при этом он уделяет тому, как будут реализовываться на деле, а не на словах, для подавляющего большинства населения истинные права и свободы, прежде всего, право на труд, «без которого ничего не стоят все другие права».

         Чрезвычайно много  сделал для разработки экономической  стороны проблемы Роберт Оуэн (1771-1858). В своей практической деятельности он даже предпринял попытку реализовать  ее. Разумная общественно-политическая система, полагал он, должна быть основана на законах природы, а не на порочных человеческих законах, которые зачастую есть результат заблуждения и эмпиризма. Частная собственность – плод насилия и несправедливости.  
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         На всем протяжении истории существования человеческого  общества лучшие его умы пытались объяснить причины возникновения  государственной организации, феномен  власти и подчинения. Мыслители древних  обществ Востока видели источник власти в божественном провидении. Античная философская мысль впервые обратила внимание на роль свободных граждан в функционировании демократического государства. Средневековье стало временем теократического реванша - вновь Божья воля была объявлена единственным основанием светской власти. Новое время вернуло интерес общества к принципам народовластия, к таким темам, как естественные права человека, принцип разделения властей. Этот период характеризуется зарождением собственно политической науки. Формируются основные идеологические течения, существующие по сей день - либерализм, консерватизм, анархизм, социализм. ХХ век представил многочисленные научные направления, изучающие сферу политики во всем ее многообразии.

         Вся история развития политической мысли являет собой  поиск рациональных ответов на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать догматизма и крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и политической жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней, а оценка не черно-белой. Как говорил Ортега-и-Гассет, мир политики не терпит упрощения. Нет ничего абсурднее, чем надеяться, что в спектре цветов нам удастся точно указать, где кончается оранжевый и начинается желтый, ведь для чистых цветов существенно то, что они сливаются друг с другом в нежнейших полутонах, а не заканчиваются здесь или там. История политической и правовой мысли свидетельствует о попытке человека увидеть мир во всей его сложности.  

Информация о работе Развитие политической мысли в XVII-XIXвв