Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:06, реферат
В этом смысле политические учения представляют собой существенную часть мировоззрения общества, социальных групп и личностей.
Политические учения являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности. Они составляют неотъемлемый компонент политической культуры общества, социальных групп и личностей, существенный атрибут теоретической и практической деятельности людей в
государственно-организованном обществе.
1.Введение……………………………………….…………….……3
2.Индивидуализм и демократизм в западных учениях
ХVII-ХVIIIвв……………………………………………….……..4
3. Либеральные теории ХIХ века…………………………….……6
4.Социалистическая мысль ХIХ века……………………….……..8
5.Заключение……………………………………………………….10
6.Список использованной литературы……………………………11
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………….…………
2.Индивидуализм и демократизм в западных учениях
ХVII-ХVIIIвв………………………………………………
3. Либеральные теории ХIХ века…………………………….……6
4.Социалистическая мысль ХIХ века……………………….……..8
5.Заключение………………………………………………
6.Список использованной
литературы……………………………11
У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, история которой ведет свое начало от политических учений глубокой древности. В духовной и практической жизни прошлого и настоящего политические учения играли и играют весьма важную роль. Будучи частью политического сознания, политические учения аккумулируют в себе главным образом теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания, т.е. те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических явлений.
Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.
В этом смысле политические
учения представляют собой существенную
часть мировоззрения общества, социальных
групп и личностей.
Политические учения являются специфической
формой теоретического осмысления, усвоения
и практического преобразования политической
реальности. Они составляют неотъемлемый
компонент политической культуры общества,
социальных групп и личностей, существенный
атрибут теоретической и практической
деятельности людей в
государственно-организованном обществе.
История политической науки – это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. История политических учений рассматривается с позиций религиозной, юридической и политико-социологической традиций.
2.ИНДИВИДУАЛИЗМ И ДЕМОКРАТИЗМ В ЗАПАДНЫХ
УЧЕНИЯХ
ХVII-ХVIIIвв.
ХVIII век вошел
в историю как век Просвещения.
Историческая и философская науки
характеризуют Просвещение как
влиятельное общекультурное явление
эпохи перехода от феодализма к капитализму,
безграничной веры в человеческий разум,
возможности перестроить общество на
разумных основаниях [6].
Видными представителями естественно-правовых теорий Дж.Локк (1632-1677) – в Англии, Ш.Монтескье (1689-1755) и Ж.Ж.Руссо (1712-1778) – во Франции.
Важную роль в
теории естественного права играла
идея общественного договора. Переход
от естественного состояния
«Два трактата о правлении» - главное политическое произведение Джон Локка.
В результате он становится одним из основоположников теории классического политического либерализма. Он твердо отклонил концепции абсолютной, неограниченной власти государства [1].
Локк не доверял исполнительной власти, больше надеясь на законодательную, представительную волю народа или, по крайней мере, большинства избирателей. Первым, кто в идеологии просветительства создал развернутую политическую доктрину, был Монтескье. Французский аристократ Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и Монтескье стоит в ряду блестящих деятелей французского Просвещения. В 1748 году появляется плод его двадцатилетнего труда «О духе законов». Именно эта книга обессмертила имя Монтескье и определила его особое место в ряду современников-просветителей.
В своем основном произведении великий просветитель стремился раскрыть закономерности развития государства и права.
Монтескье – сторонник уравновешенной конституции, основанной на разделении властей. Исполнительная власть, по его мнению, должна быть в руках монарха, не зависимого от законодательства. Конечной же целью названной доктрины является обоснование принципа законности, обеспечение политической свободы и превращение права в истинный регулятор взаимоотношений между государством и гражданином [4; 5].
Ж.-Ж.Руссо в отличие
от Локка, который допускал существование
двух актов общественного договора
(первый – образование государства
как ассоциации народа, второй –
передачу верховной власти от народа
к правительству), признавал «действительным
лишь один акт общественного договора,
а именно – образование народа в общества
(в форме демократического государства)
как единственного и абсолютного источника
и суверена общей воли (верховной политической
власти).
Александр Гамильтон (1757-1804), бывший одним
из самых близких соратников Д. Вашингтона,
одаренный публицист, оригинальный политический
мыслитель, он решил объяснить жителям
своего штата Нью-Йорк преимущества новой
конституции, опубликованной 17 сентября
1787 года. Он привлек к сотрудничеству виргинца
Джеймса Мэдисона (1751-1836), справедливо
считавшегося «отцом конституции». Третим
участником предприятия стал опытнейший
юрист Джон Джей (1745-1829), одно время президент
Континентального конгресса.
Гамильтон считал, что
федеративное устройство преодолеет слабость
конфедеративной организации США. Только
сильная центральная власть, по его мнению,
была способна создать прочное государство
[3; 8].
3. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ХIХ века
В начале ХIХ века в качестве
господствующей идеологии утвердился
либерализм (от лат. liberalis – свободный).
Он стал влиятельным политическим и интеллектуальным
течением. Социальная база либерализма
– промышленные и торговые круги, интеллигенция.
Ведущую роль в становлении либерализма
как течения политико-правовой мысли сыграли
теоретики Англии и Франции. Среди них
признанными авторитетами считаются Иеремия
Бентам (1748-1832) и Бенжамен Констан (1767-1830).
Иеремия Бентам явился родоначальником теории утилитаризма. Отметим четыре постулата, лежащих в их основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.
Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т.д. Его политико-юридические взгляды изложены в «Принципах законодательства», во «Фрагменте о правительстве», в «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств» и т.д.
Обеспечить
Суть политической философии Токвиля
в следующем. Залогом свободы является
свобода выбора. Сама суть конституционного
строя заключается в ограниченной власти
правительства. Децентрализация – еще
один залог свободы [10].
4.СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХIХ века
Идея социализма зародилась в античном мире как представление о счастливом детстве человечества в условиях существовавшего в прошлом золотого века. Эти идеи появились в период возникновения классов, приведшего к дифференциации общества, появления эксплуататоров и эксплуатируемых. Но только с ХVI-ХVII веков социалистические идеи заняли видное место в философии права и политики.
Одним из ранних социалистов-утопистов
был итальянец Томмазо
Каждый гражданин получает от общества
все, что ему необходимо для удовлетворения
своих потребностей, но в пределах разумного.
Семьи в государстве Солнца нет, половые
отношения регулируются властями в целях
появления здорового поколения.
Особое место среди
социалистов-утопистов Франции
Шарль Фурье (1772-1837) – автор сочинений: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Теория всемирного единства» и др. Общество, согласно его учению, проходит в своем развитии ряд ступеней, последнюю из которых он назвал строем цивилизации. Особое внимание при этом он уделяет тому, как будут реализовываться на деле, а не на словах, для подавляющего большинства населения истинные права и свободы, прежде всего, право на труд, «без которого ничего не стоят все другие права».
Чрезвычайно много
сделал для разработки экономической
стороны проблемы Роберт Оуэн (1771-1858).
В своей практической деятельности
он даже предпринял попытку реализовать
ее. Разумная общественно-политическая
система, полагал он, должна быть основана
на законах природы, а не на порочных человеческих
законах, которые зачастую есть результат
заблуждения и эмпиризма. Частная собственность
– плод насилия и несправедливости.
На всем протяжении
истории существования
Вся история развития
политической мысли являет собой
поиск рациональных ответов на вызовы
времени. Ее изучение помогает современному
человеку избегать догматизма и крайностей
в оценке мира политики. Если явления общественной
и политической жизни сложны, то и попытка
их осмысления должна быть разносторонней,
а оценка не черно-белой. Как говорил Ортега-и-Гассет,
мир политики не терпит упрощения. Нет
ничего абсурднее, чем надеяться, что в
спектре цветов нам удастся точно указать,
где кончается оранжевый и начинается
желтый, ведь для чистых цветов существенно
то, что они сливаются друг с другом в нежнейших
полутонах, а не заканчиваются здесь или
там. История политической и правовой
мысли свидетельствует о попытке человека
увидеть мир во всей его сложности.
Информация о работе Развитие политической мысли в XVII-XIXвв