Рецензия к статье Липнин А.И. "Российская самодержавная система правления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:07, творческая работа

Описание

Автор данной статьи придерживается амплуа аналитика, поскольку он считает, что сегодня задача интеллектуалов – работа над пониманием и адекватным описанием системы, в которой мы живем, ситуации, в которой мы оказались или можем очутиться в ближайшем будущем. Проблема, однако, заключается в том, что сам понятийный аппарат, с помощью которого пытаются описывать российскую реальность, поэтому он и озвучил тему своей статьи, как самодержавие и система государственной власти-весьма любопытнейшая тема для обсуждения.

Работа состоит из  1 файл

рецензия политолог.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Рецензия к  статье: Липнин А.И. "Российская самодержавная система правления" Полис, 2007, №3.

Автор данной статьи придерживается амплуа аналитика, поскольку он считает, что сегодня задача интеллектуалов – работа над пониманием и адекватным описанием системы, в которой мы живем, ситуации, в которой мы оказались или можем очутиться в ближайшем будущем. Проблема, однако, заключается в том, что сам понятийный аппарат, с помощью которого пытаются описывать российскую реальность, поэтому он и озвучил тему своей статьи, как самодержавие и система государственной власти-весьма любопытнейшая тема для обсуждения. Для чего проделывает сравнительный культурологический анализ сквозь призму критического суждения. «Одним из результатов этого анализа является фиксация некоторого важного качественного различия между, с одной стороны, временем древних Греции и Рима, а с другой стороны, временем Средневековья – зарождения западноевропейской и российской цивилизационных общностей и государств.»1 Для начала автор рассматривает циклы становления европейских государств со своими структурными единицами, такими как города и только несколько позднее перейдет к анализу российской государственности. Для него важнейшей составляющей является определенный элемент.

Важной характеристикой  “большого государства” служит “система правления”, характеризующая отношения между указанными разными социокультурными элементами.2 А для российского государства характерны ли были все выше перечисленные элементы? Он делает на двух акцентах истории страны. И здесь нам не обойтись без обращения к прошлому, к истокам того, что именуется обычно спецификой России, и ее государственности. Но, Россия страна с многовековой традицией самодержавия, в чем, же ее специфика по сравнению с Европой?

 

Это системное противоречие, возникшее в петербургский период отечественной истории, и то, что ему предшествовало в период московский.

«Моя гипотеза состоит в том, что основа этой системы как системы  мест расположена не вверху, а внизу  – именно наличие народной массы  создает место самодержцу и тем самым – другим элементам данной структуры»3. Он пытается разобраться в том, что специфика страны нашей не совсем сочеталась с реалиями западной Европы и принятие православия не всегда было тем самым особенным признаком российской государственности. Он считает, что нечто иное определило судьбу страны. При этом он вступает в ожесточенную полемику с другими аналитиками, выступающими по данной проблеме.

«Понятно, что при таком понимании специфики России и ее государственности я не могу согласиться с утверждением Александра Янова о том, что Россия «родилась Европой» и «много веков […] была страной европейской». Это утверждение, если судить не только по выступлению Александра Львовича в данной дискуссии, но и по другим его текстам, основано на отождествлении им «европейскости» с традицией «вольных дружинников», «усилением дифференциации крестьянства и перетеканием его в города», а также ростом последних в послемонгольской Московии. Но само по себе все это отнюдь не свидетельствует о европейском векторе развития. Автор категорически не согласен с оппонентами о том, что Российское самодержавие развивалось по европейском сценарию феодальной Европы. Он приходит к совсем другим выводам.

 

Для автора важнейшим  выводам по итогам гипотезы следует доказать, насколько российская система государственности была специфична и отличалась от европейских самодержавных монархий. Для большего понимания данной проблемы, он стремится к распределению идей достаточно наглядным образом, то есть схематично, хотя упор в основном делает на становление европейских самодержавных монархий. Ему важно прийти к выводам через определенный структурный анализ.

Для него важнейшая проблема лежит как раз в системном  подходе к анализу самодержавной  системы правления.

«Из системного противоречия, лежащего в основе цикла “реформы–контрреформы”, логически вытекают решения, претендующие на прекращение описанного выше колебательного процесса:

1) отказ от самодержавной  системы правления при сохранении  и развитии западной российско-европейской культуры;

2) отказ от западной  российско-европейской культуры  ради сохранения самодержавной  системы правления; 

3) создание новой высокой  культуры, не противоречащей самодержавной системе правления.»4

То есть получается, что страна могла идти несколькими путями развития, даже не столько консервативными, сколько либеральными, но нужно ли был ей это. В данном случае,автор приходит к выводу о том, что «с преодолением фактора самодержавной системы правления, являющегося тем элементом, который, с одной стороны, кардинально отличает Россию от Европы и Запада, а с другой – служит главным препятствием для развития России, для использования ее высокого культурного и человеческого потенциала»5. То есть особенность управление страной и есть главное препятствие в развитии России.

1 Липнин А.И. "Российская самодержавная система правления" Полис, 2007, №3.

2 Там же

3 Липнин А.И. "Российская самодержавная система правления" Полис, 2007, №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Липнин А.И. "Российская самодержавная система правления" Полис, 2007, №3.

 

5 Там же.




Информация о работе Рецензия к статье Липнин А.И. "Российская самодержавная система правления"