Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, курсовая работа
Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств. Факт приведенный выше натолкнул автора к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками.
Целью данной работы является выявление особенностей регулирования института выборов в России.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика.…………………………………………………………..4
§1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………………………………………………5
§2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России.………………..8
§3. Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация......................11
§4. Особенности избирательной системы при выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации………………14
Заключение………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Избирательное право, как подотрасль
конституционного права: общая характеристика.………………………………………
§1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………………………………………………5
§2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России.………………..8
§3. Избирательная
система, как предмет регулирования в
избирательном праве: понятие, критерии,
типологизация.................
§4. Особенности избирательной системы при выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации………………14
Заключение……………………………………………………
Введение
Последние два десятилетия с момента развала Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу правоотношений, как выборы.
Особенно активно реформация законодательства в этой области началась в 2000-е годы, за этот период был принят колоссальный массив правовых актов, регулирующих процедуру выборов, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли законодательства, поскольку от его состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Среди них можно выделить таких как, Любарев А. Е., Постников А. Е., Князев С., Кынев А., Дмитриев Ю.А. и другие представители.
Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств. Факт приведенный выше натолкнул автора к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками.
Целью
данной работы является выявление особенностей
регулирования института выборов в России.
Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика
§1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права
Понятие избирательного права может быть истолковано исходя из двух смыслов понимания данного термина 1) в объективном смысле избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов власти, т.е. избирательную систему; 2) в субъективном смысле это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, это определение понимает под собой наличие у гражданина активного и пассивного избирательного права, соответственно. Предметом избирательного права являются совокупность общественных отношений, регулируемых избирательным правом. Предмет избирательного права является одной из важнейших характеристик данной подотрасли конституционного права.
Под
методом избирательного права следует
понимать совокупность юридических
приемов и средств, с помощью
которых осуществляется правовое регулирование
общественных отношений, составляющее
предмет. Вместе с предметом метод
служит юридическим критерием
Общественные отношения, включаемые в предмет избирательного права, опосредуют осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.
В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц. За рамки избирательного права выходят также и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права.
В субъектном составе данных отношений основная роль принадлежит носителям субъективного избирательного права, поскольку реализация последнего выступает в качестве цели правового регулирования, осуществляемого на основе соответствующих норм, образующих рассматриваемую комплексную отрасль права.
Будучи систематизированными в рамках нормативных правовых актов и классифицированными по определенным критериям, данные нормы образуют систему избирательного права и являются его источником.
По
юридической силе нормы избирательного
права подразделяются на законы и
подзаконные акты. Верхнюю позицию
в этой иерархии занимает Конституция
Российской Федерации, закрепившая
субъективные избирательные права
как таковые и создавшая основу
для более детального правового
регулирования посредством
-
Федеральный конституционный
- Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав»);
-
Федеральный закон от 18 мая 2005
года N 51-ФЗ "О выборах депутатов
Государственной Думы
- Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее ФЗ №19 «О выборах Президента»).
В связи с наличием законодательной базы доля подзаконных актов в системе нормативной регуляции избирательного права достаточно невелика. При этом они, как правило, не содержат комплексного регулирования, а содержат отдельные нормы избирательного права, призванные конкретизировать некоторые положения законодательства.
В
качестве примера таких подзаконных
актов можно привести Постановление
Правительства Российской Федерации
от 17 сентября 2007 года N 589 "О мерах
по оказанию содействия избирательным
комиссиям в реализации полномочий
при подготовке и проведению выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
и Президента Российской Федерации",
Постановление Правительства
Кроме того, Президент издает указы о назначении выборов в Государственную Думу, однако эти акты являются не нормативными, а правоприменительными и принимаются в порядке реализации Президентом его конституционного полномочия по назначению выборов.
Нельзя так же забывать о таком источнике права, как постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которыми регулируются многие формальные стороны избирательного процесса.
Следующим источником избирательного права являются международные правовые акты, особенно важны три из них:
1) Всеобщая декларация прав человека;
2) Международный
пакт о гражданских и
3) Европейская
конвенция о защите прав
4) Конвенция
о стандартах демократических
выборов, избирательных прав и
свобод в государствах —
Определяя
место избирательного права в
российской правовой системе, следует
отметить, что ему может быть отведено
место, как самостоятельной
§2 Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России;
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Информация о работе Регулирования института выборов в России