Ресурсы политической власти
– это потенциальные возможности,
средства власти, которые она использует
в процессе осуществления своих
полномочий, функций.
Основная функция политической
власти — управление, руковод- ство
обществом в целом (страной, государством)
и каждой его сферой (политической, экономической,
социальной и др.). Конкретизируя эту функцию,
можно сказать, что одно из высочай- ших
предназначений политической власти заключается
в постоян- ном разрешении противоречия
между необходимостью порядка в обществе
и различными (при этом постоянно меняющимися)
интересами разных слоев, национальных
и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя
эту функцию еще дальше, следует отметить,
что в ее выполнении у каждой политической
власти свои задачи и цели, свои конкретные
программы, свои ресурсы и т.д. Действительно,
могла ли быть данная функция идентичной
по своему конкретному наполнению политической
власти во времена президентства Франклина
Рузвельта (самый глубокий мировой экономический
кризис 1929-1933 гг.), Рональда Рейгана (сравнительно
глубокий экономический кризис: инфля-
ция достигла двузначной цифры, резко
возросла безработица, продолжал увеличиваться
дефицит государственного бюджета) и Джорджа
Буша (близкое к стабильному состояние
политической и экономической сфер). Если
в первом случае, чтобы добиться стабильности,
необходимо было предварительно спасти
нацию от хозяйственной катастрофы, во
втором, чтобы резко оптимизи- ровать ситуацию,
необходима была смена экономического
курса (в соответствии с концепцией неоконсерватизма),
то в третьем случае внутренняя экономическая
и политическая ситуация позволила политической
власти США проводить крупномасштаб- ные
действия на международном направлении
(военная акция США в Ираке).
Таким образом, любая политическая
власть уже с момента своего становления
разрабатывает сообразно конкретным
услови- ям, экономическому и политическому
состоянию страны страте- гию и тактику
управления обществом в целом. Особое
внимание уделяется отношению с политической
оппозицией, разрабаты- вается конкретная
политика в отношении различных слоев
обще- ства, политика обеспечения ресурсов
власти и т.д. Вторая функция тесно взаимосвязана
с первой (основной) — это функция оптимизации
самой политической системы, приспо- собление
ее институтов (государство, партийная
система, изби- рательная система и т.д.)
к целям, задачам и самой сути тех сил,
которые пришли к власти. Совершенно очевидно,
что для демократической системы адекватны
многопартийность и демо- кратические
выборы, В то же самое время тоталитарную
власть более устраивают однопартийная
система и безальтернативные выборы, как
и было в большинстве бывших социалистических
стран. Нередки случаи, когда пришедший
к власти политический лидер или группа
стремится сохранить сложившуюся политиче-
скую систему.
Третья функция политической
власти — обеспечение стабиль- ности
в стране. В разных государствах и разной
политической власти это удается в разной
степени. Но бесспорно, что выполнить эту
функцию стремится любая политическая
власть уже хотя бы потому, что от степени
достижения этой цели непосредственно
зависит легитимность власти, т.е. признание
ее народом.
Таковы три
основные функции политической власти.
Фактически их гораздо больше, и другие
функции взаимосвязаны с основными.ри основные функции политической
власти. Факти- чески их гораздо
Основная статья: Монархия
Монархия — форма правления, где высшая
государственная власть принадлежит единоличному
главе государства — монарху, который занимает престол по наследству
и не несет ответственности перед населением.
[править]Отличительные признаки монархии
- Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
- Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).
[править]Виды монархий
- Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия(Ватикан).
- Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
- Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
- Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
- Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
- Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Республика
Основная статья: Республика
Республика — форма правления, при которой
высшие органы государственной власти
избираются народом, либо формируются
особыми представительными учреждениями
на определенный срок и несут полную ответственность
перед избирателями.
[править]Отличительные признаки республиканской
формы правления
- Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
- Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
- Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
- возможно досрочное прекращение полномочий.
[править]Виды республик
Республики различаются
главным образом тем, какой из
органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также
перед кем из названных правительство
несет ответственность.
- Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
- Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
- Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция).