Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:50, контрольная работа
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Основными признаками тоталитарного режима являются:
1. Официальная идеология,
полностью отрицающая
2. Монополия на
власть единой массовой партии,
строящейся по олигархическому
признаку и возглавляемой
3. Система террористического
полицейского контроля, который
осуществляется не только за
«врагами народа», но и за
всем обществом.
4. Монополия партии
на средства массовой
5. Монополия на
средства вооруженной борьбы. Господствующая
партия монополизирует
6. Централизованный
контроль экономики и система
бюрократического управления
Среди перечисленных
признаков наибольшее значение имеют
первые два - официальная идеология
и монополия единой массовой партии
на власть. Действительно, ни один диктаторский
режим, кроме тоталитарного, не насаждал
и не утверждал в обществе единой
официальной идеологии, не стремился
поставить под свой контроль всю
духовную деятельность общества. Именно
партия, обладавшая при тоталитаризме
всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию
масс на достижение политических целей
и поддержку режима. При тоталитаризме
стирается грань между
Основными признаками авторитаризма являются:
1. Монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна.
2. Полный или частичный
запрет на деятельность
3. Сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством.
3. Отсутствие политической
конкуренции, наследование и
4. Отсутствие возможности ненасильственной смены власти.
5. Активное использование
силовых структур для
Главным отличием авторитаризма от тоталитаризма является дифференциация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п. Монополия государства распространяется лишь на политическую сферу, в которой либо полностью исключается, либо сохраняется в ограниченном виде конкуренция.
1. Суверенитет народа
- народ является источником
2. Периодическая
выборность основных органов
власти позволяет обеспечить
четкий легитимный механизм
3. Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.
4. Конституция, закрепляющая
приоритет прав личности над
государством и обеспечивающая
одобренный гражданами
5. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.
6. Наличие развитой
системы представительства (
7. Гарантия прав и свобод человека.
8. Политический плюрализм позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
9. Идеологический
плюрализм - свобода выражения
политических суждений, свобода
формирования ассоциаций, движений
дополняется многообразием
10. Демократическая
процедура принятия решений:
11. Разрешение конфликтов мирным путем.
5. Типология гибридных
политических режимов.
Существуют многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
Демократура - разновидность переходного ("гибридного") политического режима предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты фактически, политическое участие большинства рассматривается как прямая демонстрация поддержки правящей элиты Примерами этих режимов могут служить Сальвадор и Гватемала, где с середины 80-х г. выборы проводились с нарушением политических и гражданских прав.
Диктократия - разновидность переходного (гибридного)политического режима возникает в случаях проведения либерализации без демократизации: правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчетности обществу; предпочтение отдается политическому меньшинству, контролирующему значительную часть ресурсов в ущерб политическому большинству Такой режим сложился, напр, в Кении и Кот - дИвуаре, а также в ряде др африканских государств.
Делегативная
демократия - одна из разновидностей
гибридных режимов Понятие было введено
в политическую науку аргентинским политологом
Г. О.Доннеллом для обозначения режима,
сочетающего в себе признаки демократии
и авторитаризма. Его отличительными чертами
являются: 1) регулярные выборы главы исполнительной
власти, который на несколько лет становится
высшим толкователем интересов нации;
2) низкий уровень институализации власти;
3) отсутствие, каких-л ограничений исполнительной
власти, кроме неформальных отношений
и сроков переизбрания ее главы; 4) наличие
гражданских прав и свобод; 5) формальный
характер законодательной власти; 6) радикальный
характер политики, проводимой общенациональным
лидером; 7) отсутствие механизмов согласования
интересов отличается от представительной
отсутствием горизонтальной подотчетности
исполнительной власти. В представительной
демократий существует как вертикальная
подотчетность власти (выборы), так и горизонтальная
(система разделения властей, «сдержек
и противовесов») Отсутствие горизонтальной
подотчетности при обусловлено низкой
степенью институализации власти Поскольку
делегативная демократия является промежуточным
типом политического режима, существуют
две потенциальные альтернативы его развития.
Одна из них сводится к регрессии Делегативной
демократии и откату к авторитаризму;
другая — к постепенной институализации
режима и переходу к представительной
демократии В настоящее время понятие
делегативная демократия используется
некоторыми политологами для характеристики
режима, сложившегося в современной России.
Понятие политический режим раскрывает функциональный аспект политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Основными типами политических
режимов являются тоталитаризм, авторитаризм
и демократия. Одним из наиболее
многозначных понятий политической
науки является демократия. В истории
политической мысли выделяются две
основные трактовки демократии: либерально-демократическая,
делающая акцент на автономии индивида,
правах и свободах человека, и радикально-демократическая,
утверждающая верховенство народа и
приоритет общественных интересов
над частными.
1. Г. Т. Тавадов «Политология». Учебное пособие. Москва, 2000 г.
2. А.С. Тургаев "Политология". Хрестоматия. ", Москва, СПб, …, 2005.
3. А.С. Тургаев, А.Е. Хренов "Политология в схемах, комментариях". Электронное пособие
4. М.Н. Грачев, В.Ю. Ирхин «Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография». М., Экономическая демократия, 1996.
5. Л.К. Синяков. «Политология» Конспект лекций. Минск, БГУИР, 2004 г.
6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
7. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
8. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., «Дрофа», 1996
http://www.allpravo.ru/
http://kulturoznanie.ru/
www.studzona.com