Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:37, реферат
В развивающемся мире перед государствами рано или поздно встает задача о взаимодействии в принятии решения в политических, культурных, экономических и других областях.
Так, в конце 50-х годов образование Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) являлось закономерным путем развития мировой экономики. Перед государствами - участниками ОПЕК встали серьезные трудности, без преодоления которых невозможно было дальнейшее развитие экономик этих стран.
В мире насчитывается более 4000 организаций, объединенных международной политикой. Имея разное влияние на мировую экономику, каждая из этих организаций все же играет значительную роль в решении общих проблем.
Международная организация - это добровольное объединение государств в соответствии с международным правом на основе международных договоров.
В развивающемся мире перед государствами рано или поздно встает задача о взаимодействии в принятии решения в политических, культурных, экономических и других областях.
Так, в конце 50-х годов
образование Организации стран-
ОПЕК была создана Ираном,
Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией
и Венесуэлой для координации
их отношений с западными
Роль ОПЕК в мировой политике.
С началом нефтедобычи
в странах Ближнего Востока и
Африки месторождения этих регионов
оказались в категории лучших.
Чрезвычайно благоприятные
К 1960 году добыча нефти в
капиталистических странах
Однако большое влияние на мировую экономику со стороны Международного нефтяного картеля, который был образован в 1928 году семью крупнейшими нефтяными компаниями: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch" и “France petrol”, не давало в полной мере развиваться данным государствам.
В течение длительного периода времени минеральное и сельскохозяйственное сырье выкачивалось из развивающихся стран в значительной мере методами, оставшимися от колониального периода. Главным среди них был прямой контроль иностранного капитала над производством и экспортом сырья в форме сугубо невыгодных для развивающихся стран концессий и монопольно низких закупочных цен на вывозимое сырье.
Концессионные компании, представляющие собой, как правило, филиалы крупнейших международных монополий, захватили обширные рынки первичных ресурсов еще в колониальную эру у администрации колоний или у правительств зависимых стран под угрозой военного или экономического шантажа. Они тесно связаны с крупнейшими банками и являются составной частью самых мощных финансовых групп империалистического мира, срослись с правительственным аппаратом своих стран, превратились в ударную силу империализма.
Эти монополии, объединяющие
операции всего хозяйственного цикла
от разведки и добычи до сбыта готовой
продукции в развивающихся
Так, например, с середины
50-х годов все возрастающее количество
нефти, добывающейся на Ближнем и
Среднем Востоке, направлялось в
США, где издержки по добыче собственной
нефти более чем в 10 раз превышали
этот показатель по ближневосточным
странам. Приток дешевой нефти, позволяющей
монополиям получать сверхприбыли за
счет разницы в издержках
Эти и другие действия международного
нефтяного картеля вызвали
Последующие события показали,
что монополии и впредь не намеревались
считаться с мнением
В августе 1960 года они вновь снизили справочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для четырех ведущих стран этого района означало потерю за один последующий месяц примерно 90 млн. долл. В целом же за 1959 и 1060 год справочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока были понижены в среднем на 27 ц. на баррель. В результате эти страны ежегодно недосчитывались 400 млн. долл.
Необходимо было в корне менять всю ситуацию на мировом рынке. Именно реальная угроза дальнейшей стабилизации доходов развивающихся стран явилось решающим обстоятельством, склонившим нефтедобывающие страны к созданию специального органа с целью коллективной защиты своих интересов. На конференции, созванной по инициативе иракского правительства в сентябре 1960 года Багдаде, была образована Организация стран - экспортеров нефти.
Национальные интересы России.
С момента образования ОПЕК отношения России с этой организацией складывались непросто. СССР обратился с просьбой о вступлении, однако получил отказ, так как, согласно уставу, государства-члены должны быть развивающимися государствами и нефть должна быть основой их экономики. Советский Союз не подходил под эти критерии. Позднее с наращиванием собственных запасов и производства нефти и газа необходимость вступления в эту организации потеряла свое значение. С продолжением «холодной войны» западные страны пытались использовать некоторые государства ОПЕК в своих политических интересах, что приводило к ряду политических и энергетических кризисов.
Россия, возможно, занимает первое место по неразведанным месторождениям нефти и газа. Практически не освоена новая крупная нефтегазовая провинция — Восточная Сибирь и Дальний Восток (на суше разведано только 8% территории и гораздо меньше на шельфе).
Что касается доказанных запасов нефти России, то, по оценкам экспертов ОПЕК, на 2010 г. они остались неизменными с 2007 г. на уровне 79,432 млрд баррелей. Добыча нефти в РФ в 2007 г. составила 9,572 млн барр/день, а в 2010-м увеличилась до 9,841 млн барр/день, и страна на протяжении нескольких лет действительно является лидером по производству нефти. Однако если смотреть на данные объема экспорта, то здесь Россия уступает лидерство Саудовской Аравии. Экспорт российской нефти в 2007 г. составлял 5,264 млн барр/день, а в 2010 г. увеличился до 5,609 млн барр/день. Третье место по объему экспорта своей нефти занимает Иран (2,583 млн барр/день), далее следует Ниге-рия (2,464 млн барр/день), Ирак (1,890 млн барр/день, Ангола (1,683 млн барр/день) – это все страны ОПЕК и все – ведущие мировые экспортеры нефти. Общемировое потребление нефти в 2010 г., по оценке ОПЕК, составило 86,7 млн барр/день.
В свете этих цифр западным политикам и СМИ, неустанно ругающих Россию за мнимое стремление к геополитическому доминированию на энергетической почве (что объективно невозможно для России), стоило бы призадуматься над тем, что если бы не российский нефтяной экспорт, мировые цены на нефть (а стало быть и на газ) были бы значительно выше.
Российский премьер-министр В. Путин в ноябре 2011 г. заявил, что Россия, в настоящий момент являющаяся ведущим производителем нефти в мире, планирует тесно сотрудничать с ОПЕК. В. Путин не сказал ничего конкретного о том, как именно Россия намерена сотрудничать с организацией. «Мы иногда вызываем раздражение у стран ОПЕК, поскольку, не будучи страной, входящей в эту организацию, производим больше нефти (чем любой из ее членов) и это влияет на мировые цены на рынках, – заявил Путин. – Но мы все-таки будем координировать нашу работу с ОПЕК».
Немаловажное значение имеет тот факт, что Россия восстановила свою стабильность, консолидировала государственность, в то время как для Ближнего Востока характерны перманентная нестабильность, повышенная конфликтность, что в значительной мере связано с исторической (формационной) отсталостью большинства стран региона. А в условиях их вовлечения в процессы глобализации это чревато продолжительной нестабильностью и конфликтностью, отрицательно сказывающейся на надежности их участия в мировом нефтегазовом секторе. С другой стороны, Россия, ставшая на путь выборочной модернизации своей индустрии и одновременного формирования постиндустриального IT уклада, нуждается в масштабных экспортных доходах от нефти и газа и заинтересована в стабильности и устойчивом развитии мирового нефтегазового рынка, в сохранении разумных, т.е. взаимовыгодных и справедливых цен, учитывающих национальные интересы как потребителей, так и поставщиков.
Однако попытки построить какие-либо конструктивные отношения России с ОПЕК предпринимались неоднократно. С 1991 г. развитие отношений России с ОПЕК прошло ряд этапов, которые напрямую были связаны со спадом мировой экономики в 1997–1998 и 2008–2009 гг., когда на мировом рынке происходило сокращение спроса и соответственно снижение цены на нефть.