Роль социальных технологий в предвыборной борьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 18:21, доклад

Описание

Совершенствование социальных технологий позволяет оказывать влияние как на субъекты, участвующие в избирательном процессе, так и на среду, в которой он протекает, что в целом повышает его эффективность, управляемость, прозрачность для участников.

Работа состоит из  1 файл

соц технологии.docx

— 24.75 Кб (Скачать документ)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» 
 

Кафедра философии, истории и политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по политологии:

«Роль социальных технологий в предвыборной борьбе» 
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнил: Работу проверила:

студент группы ГТ-21 старший преподаватель

Макурин И.В. Рябцева Н.А. 
 
 
 

Гомель, 2011 

    В настоящее время понятие «социальные технологии» в политологии используется как определение действий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах.

    Между тем, социальные технологии включают в себя весь комплекс стратегий, ресурсов, действий, взаимодействий, событий и факторов, оказывающих влияние на избирательный процесс со стороны различных его участников.

    Правовая, социальная, политическая, социокультурная среда протекания избирательного процесса определяет формат и контекст избирательного процесса, и так же является одним из элементов, который необходимо учитывать в организации выборов.

    Совершенствование социальных технологий позволяет оказывать влияние как на субъекты, участвующие в избирательном процессе, так и на среду, в которой он протекает, что в целом повышает его эффективность, управляемость, прозрачность для участников.

    Виды  современных социальных технологий на выборах:

    1. Социальный популизм
    2. Социальная помощь
    3. Благотворительность
    4. Сетевые технологии
    5. Подкуп избирателей
    6. Административный ресурс
    7. Фальсификация результатов выборов
 

    Социальный  популизм

    Популизм  с точки зрения политологии —  форма отношения общества и власти, при которой политическая власть своё отношение к обществу и, соответственно, своё законотворчество, аргументирует  голосом народа (используя принцип  римского права vox populi).

    В основе популизма лежит стремление той или иной политической силы завоевать  доверие и поддержку масс, понравиться  народу. При этом реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, обогащение и т. п.), как правило, прикрываются социально  привлекательными идеями. Например, когда  политики много обещают, говорят  и ничего не делают.

    Популисты строят свою риторику на акцентировании экономических и социальных интересов  обычных людей. Многие исследователи  популизма, начиная с 1980-х, рассматривали  его как стиль риторики, который  может служить не одной, а множеству  идеологий. В зависимости от поддерживаемой идеологии, различают «левый» и  «правый» популизм.

    Популизм  также может быть основан на идеях  расизма или религиозного исламского фундаментализма. Многие популисты представляют себя защитниками отдельных регионов либо отдельных социальных групп, таких как, например, трудящиеся, женщины, горожане, сельские жители, работники какой-то отрасли промышленности и т. д. В риторике популисты часто используют дихотомию (принцип «или-или», то есть «третьего не дано») и утверждают, что выражают интересы большинства населения.

    К наиболее распространённой терминологии популизма относятся выражения  «прямая демократия», «авторитетный  лидер», «антинародное правительство», «критика бюрократии», «борьба с  коррупцией». Популисты часто утверждают, что социальные проблемы имеют простые  решения. В качестве решений предлагается борьба с властью политических группировок  или корпораций, борьба с коррупционерами  и бюрократами, привлечение к  управлению представителей народа. 

    Социальная  помощь

    Социальная  помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

    Гражданам могут предоставляться следующие  виды социальной помощи:

  1. социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов.
  2. субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
  3. набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. К ним относятся социальных проектов, аптек, специальных соцмагазинов или отделов, программ юридической помощи, программ благоустройства дворов, альтернативных городских программ, сетевые коммуникации и т.д.

    Данная  социальная помощь предоставляется  в качестве рекламы какого-либо кандидата  в депутаты, политической партии и  т.д 

    Благотворительность

    Одним из основных способов выражения социальной позиции кандидата является благотворительность (contributions). Благотворительность подразумевает добровольное выделение кандидатом ресурсов на поддержку социально значимых областей с целью создания благоприятного общественного мнения о нем. Последнее - очень важно, т.к. это добавление определяет отличие благотворительности от любой другой помощи: здесь важна связанность со стратегией кандидата, четкость механизмов выделения средств и ориентация на его цели.

    Не  менее остро, чем на Западе, вопрос об участии частных лиц в поддержке социальной сферы стоит в развивающихся странах, где государство часто не способно обеспечить социальные гарантии своим гражданам на должном уровне. Важна эта проблема и для Беларуси. Характер благотворительной деятельности в Беларуси показывает, что кандидаты в полной мере не осознают потенциальных выгод от социальной активности. Кандидаты поддерживают единичные мероприятия. Вместе с тем, благотворительность развивается стихийно и нецеленаправленно: отсутствует соответствующая инфраструктура, нет механизмов выбора приоритетных направлений поддержки. В результате не снижается количество нуждающихся в помощи, а кандидат не всегда получает возможного позитивного эффекта. 
 
 

    Сетевые технологии

    Многие  наиболее проницательные политики уже  сейчас обращают внимание на политический PR в Интернете. Если картинка телевизионной рекламы живет несколько секунд, газетная публикация – несколько дней, то тексты и видеофайлы в сети могу существовать месяцы и годы. Тем более что в условиях ужесточения финансового контроля за предвыборной рекламой и удорожания рекламных услуг электронных СМИ Интернет предоставляет весьма заметные преимущества. Одним из главных преимуществ Интернета как площадки для продвижения политического кандидата, является возможность фокусировки PR-кампаний на целевую аудиторию.

    Использование  Интернета позволяет с большей  легкостью достичь различных  аудиторий. Ещё одним весомым преимуществом использования Интернет является оперативность. Скорость распространения информации в Сети несравненно выше, чем в традиционных СМИ. Если удалось наладить оптимальную систему присутствия PR-кампании в Интернет, то изменение рекламных объявлений и другой информации займет у консалтинговой группы не более часа. Такое преимущество дает возможность оперативно реагировать на изменения в политической коньюктуре.

    Сеть  также позволяет проводить агитацию за политического актора не только официальным представителям их политических компаний и партий, но и всем желающим. Множество организаций используют Интернет для поддержки представляющего их интересы кандидата, размещая на сайтах рекламу, преподносящую его политику в выгодном для рекламодателей ключе. Зачастую это выливается в поток непроверенных или искаженных фактов, приписанных или перефразированных высказываний, а также в массовые бомбардировки пользователей Интернета антирекламой.

    Кроме того,  сетевые технологии позволяют  более успешно вести поиск  добровольных помощников для проведения PR-кампаний: часть из них вербуется  в Сети. 

    Подкуп  избирателей

    Подкуп  избирателей — совокупность действий, совершаемая кандидатом в орган  законодательной или исполнительной власти, направленная на покупку голоса избирателя на выборах и представляющая собой различные подарки в  денежной или неденежной форме. В период выборной кампании подкуп избирателей запрещен, однако может производиться до избирательной кампании. В случае установленного факта подкупа избирателей гражданин может обратиться в избирательную комиссию или прокуратуру с жалобой на лицо, совершившее подкуп.

    Административный  ресурс

    Административный  ресурс - возможности, рычаги влияния  на исход выборов, позиций СМИ  и избирателей со стороны действующей  власти всех уровней. Использование  связей действующей администрации  с силовыми ведомствами, спецслужбами, прокуратурой и судами. Это дает возможность получать обширный компромат  на конкурентов, а также «снимать с дистанции» наиболее строптивых и  опасных противников. Особено ценен этот ресурс во время войн в СМИ.

    Итак, влияние «административного ресурса» имеет место, когда:

    - есть насильственное втягивание  граждан (чаще всего — работников  госучреждений) в партийные ряды; другой вариант — людей под  угрозой увольнения принуждают  к выходу из «плохих» политических  движений;

    - существует давление на предпринимателей  — местная власть принуждает  их перечислить деньги в различные  благотворительные фонды, средства  из которых идут на избирательную  кампанию нужных кандидатов;

    - ответственные лица под любыми  предлогами препятствуют регистрации  потенциально сильных кандидатов;

    - ответственные лица проводят  с кандидатами «задушевные разговоры», в ходе которых извлекаются  из архивов старые уголовные  дела, звучат обещания «похоронить»  бизнес кандидата, предлагаются  отступные в виде «непыльных  и хлебных» мест, намекается на особые отношения со спонсорами конкретного кандидата и т.п.;

    - власть выдвигает список приемлемых  кандидатов «пакетом», отсекая  тем временем от выборов неугодных  кандидатов, обеспечивая тем самым  «выборы без выбора» и превращая  последние в политический фарс;

    - почти все местные СМИ прославляют  одного кандидата и замалчивают  существование другого;

    - одному кандидату открыты все  двери, а для другого в большом  городе никак не находится  помещения для выступления перед  избирателями;

    - прямой шантаж избирателей, например, временное отключение населенных  пунктов от энергоснабжения или  ограничение завоза хлеба в  магазины демонстрирует «непонятливым», что их может ожидать в случае  «неправильного» выбора;

    - налоговая полиция «по поступившему  сигналу» проводит обыски в  избирательных штабах, изымает печатные  материалы и финансовые документы;

    - за два дня до выборов суд  «на законных основаниях» снимает  одного из кандидатов, имеющего  высокий рейтинг;

    - правоохранительные органы арестовывают  тиражи газет с «неудобными»  статьями;

    - милиция может избить на улице  политических активистов, агитирующих  «не за тех» кандидатов;

    - власть на местах доходчиво  объясняет членам избиркома, что  они могут избрать кого угодно, но им здесь жить дальше;

    - имеет место «голосование строем»  — дружные ряды солдат, милиционеров, заключенных, колхозников идут  голосовать за того, кого им  назвали местные власти;

    - во время подсчета голосов  представители местной госадминистрации попросту выгоняют за двери всех независимых наблюдателей, а утром радостно сообщают об убедительной победе «их» кандидата;

Информация о работе Роль социальных технологий в предвыборной борьбе