Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на 80 вопросов по "Политологии"
1. Возникновение и развитие политической науки.
2. Функции и методы политологии
3. Роль политического образования в современном мире
4. Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни.
5. Политическая элита
6. Государство
7. Основные характеристики (признаки) государства:
8. Основные элементы государства:
9. Задачи государства:
10. Функции государства
11. Причины возникновения государства
12. Правовое государство характеризуется
13. Монархия.
14. Республика
15. Унитарные государства
16. Федерации
17. Конфедерация
18. Гражданское общество
19. Причины возникновения гражданского общ
20. Основная функция гражданс-кого общества
21. Взаимодействие граж. общ. и государства
22. Избирательное право
23. Избирательная система
24. Мажоритарная система
25. Пропорциональная система
25. Смешанная и консенсусная системы
26. Полетичесий лидер и п лидерство
21. Функции лидера.
28 Партия
29. Схема политической партии
30 Партийная система
31. Политпартия
32. Классификация политпарт
33. Задачи политологии и ее взаимодействие с другими общественными науками.
34. Политический режим
35. Демократия
36. парламентской Демократия
37. Достоинства и недостатки демократии:
достоинства
38. Предпосылки демократии.
39. Тоталитаризм
40. Авторитарный режим
41. Олигархический режим
42. Конституционно-авторитарный режим
43. Военный режим
44. Либеральный режим
45. Демократический режим
46. Плюралистическая
47. легитимность власти
48. Типология легитимности власти
49. Политика
50. Структура политики
51. Функции политики
52. Функции политической системы
53,Типы_партий
54. Общественно – политические движения
55. Политическая культура
56. Особенности политической культуры
57. Политическая_социализация
58. социализация Средства Темпы Задачи
59. Типология_политических индивидуальностей,
60. Политический процесс
61. Виды политических процессов
62. _Политический_кризис
63. Правительственный кризис
64. Последствия политического конфликта
65. Мировое сообщество
66. Международные отношения
67. Виды международных отношений
68. Внешняя_политика
69. Политическая модернизация
70. Цели модернизации
71. три основных типа отношений человека к политике
72. Характерные черты личности при авторитарном режиме:
73. Государственный суверенитет
74. Выдвижение кандидатов
75. Агитационная кампания
76. Экстремизм
77. Публичная политика.
78. Конституция
79. Парламент
80. Внешняя политика
14. Республика (от лат. respublica от res — дело и publicus — общественный) — это форма правления при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основных разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).
Президентская республика характеризуется
значительной ролью президента в
системе государственных
Парламентская республика характеризуется
формированием правительства на
парламентской основе и его ответственностью
перед парламентом. В большинстве
стран с парламентской формой
правления членство в правительстве
совместимо с сохранением депутатского
мандата. Реально первым лицом в
политической иерархии является глава
правительства (премьер-министр, канцлер).
Президент же фактически занимает более
скромное место и выполняет главным
образом представительские
Смешанная или полупрезидентская республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта — ответственность правительства и перед парламентом, и перед президентом. Смешанная республика существует во Франции, Финляндии, Португалии.
15. Унитарные государства — единые государства с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Как правило, это мононациональные государства, но вопрос других национальностей решается с помощью автономных образований (Великобритания, Испания, Финляндия). Унитарные государства — Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония и многие другие.
16. Федерации — государства, которые
имеют в своем составе государственные
образования (республики, штаты, кантоны,
провинции, земли), обладающие определенной
самостоятельностью, своим административно-
Федеральные органы контролируют субъекты;
Субъекты не имеют права выпада;
Федеральное правительство ведет политику для всей страны;
Субъекты могут иметь
Границы меняются с учетом мнения субъектов;
Двухпалатный парламент.
В России 89 субъектов, Австрии — 9 субъектов, ФРГ — 16, ОАЭ — 7, Швейцарии — 23 и т. д.
17. Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Органы власти каждого из государств, входящих в конфедерацию в ряде случаев обладают нуллификацией, т. е. правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. Конфедерация —неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в Германии, Швейцарии, Сенегамбии. Черты конфедерации прослеживаются в СНГ.
18. Гражданское общество есть та среда, в которой современ-ный человек законным путем удовлетворяет свои потребно-сти, развивает свою индивиду-альность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общ. солидарности.
К гражданскому общ. проявля-ют интерес многие науки.
19. Причины возникновения
1) Частная собственность- де-лает существование гражданс-кого общ. необходимым.
2) Свободная рыночн. эконом.
3) Демократическое государс-тво призвано максимально уд-овлетворять интересы и пот-ребности своих граждан.
Условия возник. и развития.
Социальная свобода, де-мократическое госуправление
Гласность, высокая инфо-рмированность граждан.
Наличие соответствующе-го законодательства и консти-туционных гарантий его права на существование.
20. Основная функция гражданс-кого общества- наиболее пол-ное удовлетворение материа-льных, социальных и духовных потребностей общества.
Структура гражданс. общ.
Экономическая сфера
А. Защита интересов и прав входящих в эти организации предприятий (достигается пос-редством участия их предста-вителей в высших организаци-ях госвласти)
Б. Всемерное содействие укр-еплению экономических пози-ций предприятий (на внутрен-нем и внешнем рынке), входя-щих в организации бизнеса.
В. Организация общественно-го контроля за соблюдением антимонопольного законодате-льства и правил добросовест-ной конкуренции.
Г. Проведение в рамках объе-динения хозяйственной и ком-мерческой деятельности (нап-ример, учреждение фондов)
Д. Повышение профессиона-лизма и деловой квалифика-ции предпринимателей пос-редством создания школ и це-нтров бизнеса.
В центре внимания гражданс-кого общ. в экономсфере на-ходятся:
Выработка оптимальной стратегии взаимоотношений с наемными работниками
Поддержание единства и разрешение конфликтов в са-мой предпринимательской среде.
Социально-политическая- включает:
А. Общ. -политические органи-зации и движения.
Б. Различные формы активно-сти граждан (митинги, забасто-вки, собрания)
В. Органы общ. самоуправле-ния по месту жительства или в трудовых коллективах.
Г. Негосударственные СМИ.
Организации и объединеия соц-политсферы гражданского общ. создаются и действуют, как и все субъекты гражданск. общ. на основе общ. инициат.
21. Взаимодействие граж. общ. и государства.
1) Гражданское общ. является одним из важных и мощных рычагов в системе “сдержек” и “противовесов” стремлению политвласти к абсолютному господству.
2) Само граждан. общ. нужда-ется в государственной подде-ржке, поэтому представители организаций активно участву-ют в работе ряда госорганов.
3) Государство заинтересова-но во взаимодействии с граж-данским обществом из-за:
А. Гражданское общ. - источ-ник легитимности политсилы.
Б. Контакты с организациями гражданского общ. является для государства источником информации о состоянии общ, его интересах и т. д.
В. В сложные исторические периоды гражданское общ. становится мощной силой, поддерживающей государство
Г. Среди организаций гражда-
4) Специфика гражданского общ. не исключает непредска-зуемость его действий. Поэто-му государство направляет усилия на создание форм кон-троля за его развитием.
22. Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.
В каждой стране законодательство об ИС имеет свои особенности, что проявляется уже начиная с процедуры выдвижения кандидатов. Законодательством предоставляется право выдвижения кандидатов отдельным лицам, группам граждан и партиям. Лишь в двух странах (Австрия и Швеция) исключительное право выдвижения кандидатов принадлежит партиям, хотя на практике во всех странах партии играют большую роль в выдвижении кандидатов (а также в организации и проведении выборов). Во многих странах предусмотрен избирательный залог. Т. е. кандидат обязан внести определенную сумму денег в качестве залога. Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право — право гражданина избирать, лично участвовать в выборах. Пассивное избирательное право — это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.
Типы голосования (Д. Левчик):
альтернативное;
коммулятивное;
лимитированное.
Абсентеизм — уклонение от участия в выборах, неучастие. Возможно из-за:
а) нежелания идти на выборы;
б) объективного отсутвтсия возможности.
23. Избирательная система- сово-купность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное ста-новление госпредставитель-ных органов политвлатси. Изб-ирательная система формиру-ется на основе законодатель-ства, которое детализирует ос-новные положения относите-льно данной системы.
В законодательстве отраже-ны положения о порядке выд-вижения кандидатов, требова-ния к ним, процедура голосо-вания и подсчета голосов, воз-можности пользования услуга-ми СМИ, а также источниками финансирования. Естественно в каждой стране эта процеду-ра протекает по-разному.
24. Мажоритарная система: избранным в тот или иной орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное з-ном большинство голосов. В соотв. с опред-ем большинства маж. системы подразделяются на системы абсолютного (кандидату надо набрать 50% голосов принявших участие в выборах + 1 голос и более. Франция, Австралия, Беларусь. Т. к. не всегда удается набрать кому-либо 50%+1 голос часто приходится использовать практику второго тура. ) и относительного (достаточно набрать больше голосов, чем каждый из соперников. Великобритания, США, Канада, Н. Зеландия. ) большинства. Маж. с-ма способствует развитию 2-х (3-х) партийных систем.
Преимущества маж-ных сист:
т. к. подаются бюллетени с конкретными именами, учитываются личности кандидатов;
всегда дает результат;
заложены возможности
достаточно проста.
Недостатки маж-ных систем:
значительная часть
партия может не получить большинство голосов, но получить большинство мест
некоторые партии не попадают в парламент;
возможна нарезка изб округов в интересах отдельных п сил
25. Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов; более распространена в соврем. мире; две разновидности:
пропорц изб сист на общегос-ном уровне. Избиратели голосуют за партии в масштабах всей страны.
пропорц изб сист, основанная на многомандатных округах. Депутатские мандаты распределяются на основе влияния п партий в изб округах.
Страны с пропорц сист: страны Лат. Америки, Италия, Венгрия, Болгария, Турция, Дания, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Австрия и т. д.
Преимущества пропорц. систем:
представлена реальная расстановка п сил в об-ве;
способствует развитию многопартийности;
Недостатки пропорциональных систем:
сложности при формировании правительства;
п силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны попадают в органы представительной власти;
слабая связь между депутатами и избирателями (голосуют за партии);
зависимость депутатов от партий.
Все пропорц с-мы можно разделить на 3 типа (в соотв со степенью реализации пропорц представ-ва): 1)С-мы полного пропорц-ма 2)с недостаточным проп-мом 3)проп-ные с-мы с «барьерами» (5%) Во многих странах существуют изб барьеры.
26. Смешанная и консенсусная системы
В современном мире применяются
различные модификации как
Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.
27. Политичесий лидер и п лидерство
П. Лидер - человек, способный изменить ход событий и направленность п. процессов.
П. Лидерство - механизм и конкретные способы реализации власти. П. Лидерство - наиболее высокая форма лидерства вообще. Неправильно полагать, что характер п. лидерства будет одинаковм при всех п. лидерах.
Факторы, определяющие характер п. лидерства
а)личностные черты (природные - интуиция, нравственные - отрицат. Л-во», профессиональные - дипломатичность, аналитические способности);
б) инструменты осуществления