Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:29, шпаргалка

Описание

Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
Политология – наука о политике. Объектом политологии является политическая сфера жизни общества. Предметом политологии являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.
Политология состоит из политологии как науки, и политологии как учебной дисциплины.

Работа состоит из  1 файл

politologia.docx

— 68.43 Кб (Скачать документ)

Центры принятия важнейших государственных решений  в Республике Беларусь: Президент  Республики Беларусь, Правительство (Совет  Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную  политику. Система властных органов Республики Беларусь: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Наша страна - это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Основная цель социальной политики и обязанность государства - достижение гражданского равенства. Идея гражданского равенства не противоречит либеральным принципам свободы. На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы.

15. Политический режим как характеристика политической системы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ - система методов, приемов, форм осуществления политических отношений в обществе, т.е. способ функционирования всей политической Системы общества, который создается в ходе взаимодействия государственной власти со всеми другими политическими силами. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим - функциональная характеристика власти.

16. Тоталитаризм: сущность, характерные признаки и разновидности.

Тоталитарный  политический режим основан на полном контроле и жесткой регламентации со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества, опирающийся на средство прямого, вооруженного насилия.

Характерные черты: высокая степень централизация власти и её проникновение во все сферы жизнедеятельности общества, формирование власти неподконтрольно обществу, управление осуществляется закрытым, правящим слоем, существует единственная правящая партия с харизматическим лидером, господствует одна идеология, полное подчинение власти СМИ, власть осуществляет жесткий контроль над экономикой.

Разновидности: Коммунизм советского типа, фашизм, национал-социализм, тоталитарная теократия.

17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.

Авторитарный  режим характеризуется режимом  личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая  может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим  кризисом в обществе. Контроль и  насилие не носят всеобщий характер. Особенности: общество отчуждено от власти, Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется, режим личной власти, Разрешено все, кроме политики, Частичный контроль над СМИ, Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере, Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

18.    Демократия: понятие, принципы и современные теории демократии. Предпосылки и пути перехода к демократии.

Демократия —  политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Принципы: Пределы власти устанавливаются в соответствии с законами. Жизнь общества находится вне прямого контроля со стороны власти, если не нарушает закон. Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности. СМИ свободны и независимы. Права и свободы граждан гарантированы законом.

В современной  теории демократии есть три основных направления: феноменологическое (описывает и классифицирует), объяснительное (осмысление) и нормативное (мораль, принципы, ожидания).

Предпосылки перехода: высокий уровень развития экономики в целом, развитое гражданское общество, многочисленный и влиятельный средний класс, rpaмотность населения, его высокий образовательный уровень.

На сегодняшний  день обозначено несколько моделей  перехода к демократии: классическая (ограничение монархии, расширение прав граждан), циклическая (чередование демократии и авторитарных форм правления), диалектическая (высокая степень индустриализации, многочисленный средний класс и т.д.), китайская (Осуществление экономических реформ, расширение личных прав граждан, освобождением их от тоталитарного контроля), либеральная (быстрое введение демократических принципов).

19. Теории происхождения государства. Понятие, признаки и функции государства.

ТЕОРИИ Происхождения  государства: божественная (возникновение государства с божьим промыслом). Патриархальная (власть возникает в ходе исторического развития рода в племя и в общность). договорная - выводит государство из соглашения между правителями и подданными. Материалистическая. Психологическая теория - государство рождается из идей. Социально-экономическая.

Государство –  совокупность институтов, которые сосредотачивают свою власть на определенной территории; общность людей, проживающая на определённой территории и представленная органами власти.

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ государства: Население, Территория, Суверенитет, Публичная власть, Монополия на легальное  применение силы, Право взимания налогов, Обязательность членства.

Функции государства. Внутренние функции: экономическая, социальная, правоохранительная, культурно-просветительная. Внешние функции: экономическое сотрудничество с другими странами; оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ; участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию конфликтов; борьба за мир и мирное существование; научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами; взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды.

20. Формы государственного правления и их характеристика. Государственно-территориальное устройство.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти. Основные формы: монархия и республика.

Монархия — высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства— монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Республика —  форма правления, при которой  высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются  особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями. Глава государства – президент.

Государственно-территориальное  устройство. ФОРМЫ: Унитарное (единая, политически однородная организация), Федеративное (устойчивый союз самостоятельных частей), Конфедерация (постоянный союз самостоятельных государств).

21. Формирование правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

Является одним  из  ключевых моментов реформирования РБ на  современном этапе. Граждане имеют право оказывать прямое влияние на принимаемые законодательные  решения, получать информацию о выполнении депутатами своих обязательств перед  избирателями. На формирование гражданского общества в республике важнейшее  влияние сегодня оказывают: результаты парламентских и президентских  выборов, активизация на территории Беларуси внешних субъектов хозяйствования; модернизация экономических отношений  в связи с расширением акционирования и приватизации. Основными институтами гражданского общества выступают политические партии, общественные организации и объединения, средства массовой информации, правовые нормы и т. п. Формирование в РБ гражданского общества привело к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе.

22. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.  Политико-правой статус Президента Республики Беларусь.

Глава государства  – центральная фигура государственной  системы, это связующее звено  между законодательной и исполнительной властью. Главное отличие президента республики от монарха в том, что  президента избирают. В президентских  республиках президент формирует  и обычно возглавляет правительство, и оно ответственно перед ним. Президент обычно – Главнокомандующий  вооруженными силами страны. Президент  имеет право помилования и  амнистии, назначения судей Верховного суда и других высших судов, в Беларуси и России – Конституционного суда.

В РБ Президент  занимает особое место в государственном  механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении  он избирается народом, не включен ни в одну из ветвей власти и не несет  перед ними политической ответственности. Он оказывает существенное влияние  на формирование и деятельность всех государственных структур. Глава  государства не только определяет структуру  правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти.

23. Законодательная власть как одна из ветвей власти. Понятие Парламента, его структура и полномочия.

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место  разделение властей, законодательная  власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой  законодательства. В функции законодательных  органов также входит утверждение  правительства, утверждение изменений  в налогообложении, утверждение  бюджета страны, объявление войны.

Высшим органом  законодательной власти является парламент - это избираемый народом высший представительный и законодательный  орган в стране. Основная  функция  парламента - принятие закона. Место  и роль парламента фиксируется в  конституции. СТРУКТУРА парламента: комиссии, комитеты, партийные группы, вспомогательные подразделения. Полномочия парламента: принятие законопроектов и резолюций; подтверждение госбюджета и отчета о его выполнении; участие в формировании правительства, других государственных органов и контроль за их деятельностью; контроль за внешней политикой.

24. Понятие, состав, структура правительства, его полномочия и функции. Формы ответственности правительства.

Правительство –  это исполнительная власть, т.е. это  – группа людей, которые управляют  повседневными делами страны. Правительство  состоит из министров, главы правительства, секретари. К числу важнейших  полномочий относятся: разработка программы  экономического и социального развития общества, подготовка проекта госбюджета. руководство отдельными отраслями хозяйства, а также наукой, культурой, образованием, социальной сферой. внешнеполитические полномочия.

Как высший орган  исполнительной власти правительство  осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и управление государственными делами, управляет  государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность, выполнение бюджета, участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан.

Существует две  формы ответственности правительства  — коллективная и персональная.

25. Статус и роль Правительства Республики Беларусь в системе органов высшей государственной власти.

Правительство Республики Беларусь (Совет министров) является центральным органом государственного управления РБ, осуществляющим исполнительную власть в РБ и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также уполномочено разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики РБ, вместе с тем принимать меры по их реализации. В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Совет обладает обширными полномочиями в большинстве сфер общественной и политической жизни страны.

26. Государственный аппарат. Местная власть. Характеристика системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Государственный аппарат  — система специальных  органов и учреждений, посредством  которых осуществляется государственное  управление обществом и защита его  основных интересов. Государственный  аппарат призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.

Местное самоуправление - это система организации власти, характеризующаяся ее децентрализацией и распределением среди множества  официальных структур. Смысл местного самоуправления состоит возможности  населения контролировать те органы власти и управления, с которыми ему чаще всего приходится взаимодействовать.

Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются: местные Советы депутатов; органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.  Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

27. Понятие, происхождение, и функции политических партий.

Политическая  партия - добровольно организованная группа граждан, выражающая интересы тех  или иных социальных слоев и стремится  к реализации своей цели путем  борьбы за власть и ее использование. Социальная база партии - это те слои общества, интересы которых партия выражает.

Этапы развития ПП по Веберу:

1. ПП как аристократическая  группировка. 

2.ПП как политический  клуб.

3.Современные  массовые ПП.

 Функции: Борьба  за завоевание и использование  политической власти. Представительская: выражает социальные интересы. Социальная интеграция. Отбор и рекрутирование. Политическая социализация граждан. Идеологическая. Углубление связей и отношений между различными ветвями власти.

28. Партийные системы и их типология.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"