Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:09, шпаргалка
1 вопр. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
2 вопр.Структура политической науки. Методы и функции политологии.
3 и 4 и 5 ворп.Понятие, структура и функции политики.
Термин «политическая система» в политологии стал активно применяться с середины 20в.
Т.ПАРСОНС,согласно его концепции
об-во представляет собой сложну соц.с-му
состоящую из 4-х подсистем:экономич.,соц-ная,
Д.ИСТОН-в 1953г. книга «Политич. С-ма», «Предел политич. Анализа».Он представил политич. С-му как развивающийся саморегулирующийся механизм,активно реагирующий на поступающие требования-команды.
1вид импульса-требования:
2вид-поддержка:материальная(
ТАБЛИЦА(В КОНСПЕКТЕ)
К функциям на "входе" в политическую систему относятся:
- политическая социализация и рекрутирование;
- артикуляция интересов;
- агрегирование интересов;
- политическая коммуникация.
На “входе” политическая
система выполняет функцию
Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования.
Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам.
Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов.
Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой.
Сигналы на «входе» должны быть постоянными.
На "выходе" политическая система выполняет функции:
- нормотворчества;
- применения правил и норм;
- контроля за соблюдением правил и норм.
Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами.
Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций.
Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти.
СТРУКТУРНО-функциональный подход-Г.Алмонд.
Политич.с-ма-это сов-ть политич.институтов(гос-венных и негос-венных)и отношений посредством которых в об-ве осуществляется политич.власть.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧ.С-МЫ:
Политич.с-ма-это сложное образование,кот.состоит из взаимосвязанных элементов(подсистем):
1.Институциональная-сов-ть
основных институтов и
2.нормативная-включает
как формальную-закрепленную в
законодательных актах(законы,
3.функциональная-сов-ть
методов и способов
4.коммуникативная-сов-ть
каналов политич.
5.идеологическая-сов-ть различных политич.идей и представлений субъектов политики.
6.культурная-комплекс
типичных для конкретного об-ва
политич.ориентаций,установок,
10 вопр. Функции политической системы общества. Типы современных политических систем.
Ф-ЦИИ ПОЛИТИЧ.С-МЫ:
1.Организаторская(
2.интегративная-консалидация об-ва,обеспечение функционирования об-ва как единого целого.
3.регулятивная-отвечает
за упорядочение и за
4.мобилизационная-отвечает за концетрацию об-енных ресурсов на важнейших направлениях развития об-ва.
5.распределительная-означает наличие пр-сов распределения произведенных об-вом матер.благ.
6.легитимации.
ТИПЫ ПОЛИТИЧ.С-М:
Алмонд выделил -Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты.В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы.
-континентально-европейского
тип наличие менее однородных
политических культур,
Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти.
Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества.
Авторитарная политическая система.Эта система характеризуется властвованием сравнительно небольших элитарных и иных груш при опоре на силовые средства власти и минимальном участием граждан в решении политических задач властвования.
Демократическая
политическая система.
Смешанные политические системы.
Для таких систем характерно непоследовательное разделение властей или оно вовсе отсутствует. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебную деятельность. Политическое участие граждан в таких системах проявляется периодически или ограничено местным самоуправлением
11 вопр. Политическая система РБ.
Существует множество моделей политической системы, но все они направлены на то, чтобы показать, как властные органы взаимодействуют с гражданами, или как часто говорят с народом. Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом:
Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. «Государственное управление – это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений». Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов.
Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д.
На развитие политической
системы Беларуси большое влияние
оказали республиканские
12 вопр. Тоталитаризм: сущность, характерные признаки.
ТОТАЛИТАРНЫЙ политич.режим-
ФАКТОРЫ формирования:
1.резкая ломка устоявшихся соц.стр-р,маргинализация различных соц.групп.
2.разрушение или отсутствие сфер деятельности элементов гражданского об-ва
3.появление современных СМИ.
4.деформация политич.сознания.
5.отсутствие демократич.
6.наличие возможностей для создания разветвленного гос.аппарата репрессий и подавления
7.накопление гос.опыта,
ХАР-НЫЕ ЧЕРТЫ:
-высокая степень концентрации,
-формирование власти,
-существует единственная
правящая партия с
-партийные ячейки пронизывают все организационные стр-ры об-ва
-демократич.права и свободы носят декларативный хар-р.
-господствует одна идеология
-полное подчинение власти СМИ,информация используется для манипулирования
-власть имеет особые полномочия для осуществления соц.контроля,принуждения и запугивания населения
-власть осуществляет
жесткий контроль над эк-кой,
-территориально-гос-венное устройство стремится к унитарной форме.
13 вопр. Авторитаризм : сущность и особенности проявления.
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.
Характер и мера осуществления власти.
Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.
Формирование власти.
Как и тоталитарный, авторитарный
режим не имеет механизма
Отношение людей к власти.
Также, как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.
Роль идеологии в обществе.
Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.
Характер лидерства.
Складывается режим личной власти. Роль лидера высока.На него распространяется представление об отчуждении от власти.
Сфера допустимого и запретного.
Разрешено все, кроме политики.
Положение средств массовой информации.
Частичный контроль над средствами массовой информации.
Наличие демократических прав и свобод.
Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.
Изменения в социальной структуре общества.