Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политологии".
5) Демократические политические системы собрали в себе: правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.
6) Авторитарные политические системы представляют собой слияние следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в решении государственных проблем, опора на репрессивные органы, отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления в ущерб регионам.
Демократия ("democratia") с греческого - народовластие. Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она - явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим.
Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
В
демократическом государстве
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью, на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляции), а также контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется, как бы совпадением, объекта и субъекта управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
На
новый уровень поднимается
Нормативное
регулирование приобретает
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала, и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Кроме
того, демократический режим в
устройстве государств становится наиболее
адекватным тем новым проблемам,
которые ставит перед человечеством
современное состояние
Государство
не только провозглашает, но и фактически
обеспечивает, гарантирует
Таким образом, можно заключить, что демократический режим обладает следующими чертами:
1.
Источником власти в
2.
Политическая власть носит
3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
4.
Демократический режим
5.
Важной характеристикой
6.
Демократический политический
режим характеризуется высокой
степенью реализации прав
Эффективность
участия граждан в управлении
государственными делами предполагает
высокий образовательный и
В
качестве одной из важнейших задач,
связанной с формированием
Список использованной литературы
1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины. // Полис. –1997. - № 6.
2.Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка. В кн.: Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Под ред. Ф.М. Бородкина. М.: Прогресс. 1989.
3.Гаджиев К.С. Методологические принципы политологии. // Вестник Московского университета Сер. 12. 1994. № 3.
4. Дегтярев А.А. Методы политологических исследований. // Вестник МГУ. Сер. Политические науки, 1996, № 6.
5. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни. // Социально-политический журнал. –1997. - № 2.
6. Дегтярев А.А. Предмет и структура политической науки. // Вестник МГУ. Сер.12. – 1996. - № 4.
7. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998.
8. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Полис. 1996. № 4.
9. Ковалев А.М. Предмет, законы и категории политики как науки // Вестник Московского ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1998. № 5.
10. Кривогуз И. О предмете политологии // Общественные науки и современность. 1993. № 3.
11. Кулик А..Н. Тенденции развития политической науки в России. // Общественные науки и современность. 1996. N2.
12. Кулик А.Н. Политическая наука в России: кризис или переход на новую модель развития. // Вестник МГУ. Сер.12. –1997. - № 1.
13. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М.: Изд-во ПРИОР. 2000.
14. Общая и прикладная политология / Под общей ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: МГСУ. 1997. С. 59-97.
15. Пенто Р., Гравиту М. Методы социальных наук. М., 1972.
16. Политология. Опорные конспекты. Брянск: Курсив, 1999.
17. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
18. Политология: Учебное пособие. / Под общ. ред. Ю.А.Северова. – Тула, 1994. Ч. 1.
19. Пригожин А.Н. Что есть политика? // Общественные науки и современность. 1996. N4.
20. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов ВУЗ. – Москва, 1995.
21. Радугин А.А. Политология. М.: Центр, 1997.
22. Рудич М.Ф. Политология : теоретический и прикладной контекст. // Социально-политический журнал. 1996. № 5.
23. Соловьев А.И. Мозаичная парадигма российской политологии . // Полис. –1998. -№ 4.
24. Федоркин Н.С. Политика как социальный феномен и предмет политической жизни. // Вестник Московского университета. Сер. 18. 1995. N3.
25. Федун Л. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки, 1991, № 3.
26. Халипов В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М.: Республика. 1997.
27. Шутов А.Ю. Прикладная политология: попытка систематизации. // Вестник Московского университета. Сер. 12. 1994. № 3.
28. Ященко
К.Л. Политическая наука перед вызовом
новых политических реалий. // Социально-политический
журнал. 1996. N2.