Слухи как способ манипулирования политическим сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание

В современных условиях манипуляция электоральным поведением в ходе выборных кампаний приобрела открытый и целенаправленный характер. Политические борьба существовала во все времена, а вместе с ней и технологии, склоняющие выбор общественности в ту или иную сторону. Развитие науки, смена политического строя, изменение ценностей способствовали разработке все новых способов манипуляции человеческим сознанием и коснулись практически всех сфер жизни российского общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

Слухи как способ манипулирвоания ………………………….4

Заключение ……………………………………………………….9

Список литературы ……………………………………………..10

Кроссворд ………………………………………………………...11

Кроссворд (ответы) ……………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

политология контрольная.docx

— 43.29 Кб (Скачать документ)

В одной  и той же ситуации разные люди проявляют  различную склонность к участию  в распространении слухов, зависит  это от индивидуальных различий, прежде всего, в личностных качествах.

В условиях информационно-психологического противодействия  слухи умышленно фабрикуются, целенаправленно  распространяются и операционально поддерживаются. При этом, как показывает изучение практики такой деятельности, используется ограниченный арсенал технологий:6

  • Технология «Азазель» («Страдалец», «Наклеивание ярлыков»). Ее суть – формирование в общественном сознании прочных ассоциативных связей между образом главного героя слуха и значимыми для аудитории материальными или духовными объектами. Так, если при с помощи слуха необходимо поднять социальный статус человека, то в сообщаемой информации он представляется как лицо, пострадавшее от властей за народ. Если ставится цель снизить социальный статус объекта коммуникации, то в слухе он представляется как человек, виновный в неблагоприятном развитии тех или иных событий («Наклеивание ярлыков»).  
  • Технологии «Рояль в кустах». Данная технология выявляет те стороны и свойства объекта, о которых аудитория желает иметь представление и в зависимости от цели воздействия формирует эмоционально позитивно или негативно окрашенный слух. Так, если в массах особенно ценятся такие качества человека, как порядочность, воля, способность достигать цели, то в слухе главный персонаж должен быть наделен именно этими качествами, а противник – противоположными. Рассматриваемая технология предполагает также формирование в общественном сознании важности и ценности тех или иных качеств с последующим представлением аудитории кандидатуры, как бы случайно наделенной именно этими качествами. Какое-то время назад, в СМИ активно пропагандировалась мысль, что наиболее важной чертой личности «идеального» руководителя Санкт-Петербуга является способность эффективно решать социальные проблемы. Неудивительно, что вскоре свою кандидатуру на пост губернатора Санкт-Петербурга выдвинула Валентина Матвиенко.
  • Технологии «Перенос», «Авторитет». Если необходимо поднять престиж персонажа, то в слухе его личность, действия, принадлежащие ему объекты так или иначе ассоциативно показываются с качествами, свойствами, объектами авторитетно лица.  
  • Технология «Рэкет» состоит в беззастенчивом приписывании персонажу слуха действия, достижения, личностного качества другого, как правило, авторитетного, уважаемого человека.  
  • Технология «Блеф» предполагает сообщение информации о больших возможностях, способностях и поступках персонажа слуха. Здесь может быть задействован такой психологический механизм как утверждение, например, что Х победит на выборах, у части электората постепенно формируется привычка мыслить в данном направлении, которая в дальнейшем реализуется на выборах в акте голосования.  
  • Технология «Тест» применяется для проверки возможной реакции аудитории на те или иные события, нововведения, на конкретных людей. В этом случае запускается слух о возможности наступления события, отслеживается реакция аудитории и в соответствии с ней принимается решение о судьбе данного события.

В управлении слухами, помимо каналов «запуска», необходимо учитывать условия, в  которых передаются слухи. Отчасти, мы их в состоянии контролировать. Например, такие состояния людей, как беспокойство и неуверенность, способствуют скорости распространения  слухов. Причастность к событиям родственников, друзей и коллег повышают их достоверность. Более оперативной информации также  доверяют больше. Важную роль играет личность собеседника. Выше доверие слуху, если между источником информации и ее потребителем существует авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т. п.), присутствует элемент восхищения собеседником, а также, в том случае, если источник принадлежит к кругам, которые недоступны слушателю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В заключение, необходимо заметить, что слухи представляют значительный интерес специалистов по PR и избирательных технологов, поскольку они позволяют передавать самую разную по содержанию информацию, они являются универсальным средством  психологического воздействия. Например, в избирательной кампании, если конкуренты берут под свой контроль почти  все СМИ, слухи могут остаться одним из основных способов передачи информации избирателям. Нередко они  становятся наиболее сильными средствами коммуникации, поскольку распространяются быстрее, чем официальная информация и более влиятельны, чем обычные  СМИ.

 
Анализ общественно – политической ситуации в России за последнее десятилетие, а так же научной литературы и  мнений ведущих политтехнологов, позволяет выделить следующие отличительные черты слухов:  
- часто содержит информацию, принципиально умалчиваемую средствами массовой коммуникации.  
- может иметь ряд позитивных, негативных и нейтральных последствий, предугадать которые затруднительно.  
- подается как информация, соответствующая действительности.  
- указывают на пробелы коллективного сознания, которые остались вне сферы влияния СМИ.
 

Таким образом, можно сделать вывод, что  слухи являются актуальной в определенный момент информацией, скрываемой СМИ, возникающая  в ситуации неопределенности, однократно воспроизводимая и распространяющаяся устным путем.  
Слухи представляют значительный интерес для специалистов по PR и избирательных технологов, поскольку они позволяют передавать самую разную по содержанию информацию. Например, в избирательной кампании, когда конкуренты берут под свой контроль почти все СМИ, для политтехнологов слухи остаются одним из основных способов передачи информации избирателям, и многие успешно используют этот канал.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Головин С. Ю. сост. Словарь практического психолога. Минск, 1998 , стр. 200
  2. Караяни А.Г. «Слухи как средство информационно-психологического противодействия», Психологический журнал, 2003, Т. 24, №6, стр. 52
  3. Назаретян А.П. «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной политической психологии». СПб., 2003, стр. 90.
  4. Ольшанский Д. В. Политическая психология. СПб., 2002, стр. 93
  5. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984, стр.
  6. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникация. М., 1998, стр. 190
  7. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999, стр. 178
  8. Узнародов И.М. «Отечественная история (с 1917г. до наших дней)». М., 2004, стр. 68
  9. Юнг К.Г. «О современных мифах». М., 2003, стр. 50-75  
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1       2            
         
      3                  
         
  4             5                  
           
       
      7   8        
          10  
  6                              
                 
      9                            
         
             
             
    11    12                  
         
     
    13                          
         
     
     
     
   

По горизонтали:

1. Политическая  …. — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память  о социальных и политических  событиях, политические ценности, ориентации  и навыки, непосредственно влияющие  на политическое поведение. 3. Политическое……… - наиболее общая категория, отражающая всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами (сознание).

4. Функция политического сознания, которая обеспечивает осознанние взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти; 6. Подход, который рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которые он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти; 8. Некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными способами, коллективная попытка найти ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации». 9. Подход  к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. Способность и умение людей вычленять их групповые интересы, сопоставлять с потребностями других групп, а также видеть пути и способы использования государственной власти для решения задач по реализации собственных интересов составляет, по их мнению, суть политического сознания. 11. Один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. 13. Это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

По вертикали:

1. Функция политического сознания, которая отражает потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов; 2. Совокупность теорий и основанных на них методов толкования и решения политических проблем, исходящих из уверенности, что именно техника и ее эволюция оказывает решающее воздействие на определение конкретного облика политических систем. 3. Средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе. (сокращенное) 5. Идейно-политическое учение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности.7. Круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. 10. Функция политического сознания , которая дает осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира.12. политическая...– это разновидность корпоративного сознания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1к у л ь 2т у р а      
о     е  
г х   3с о з н а н и е    
н н   м  
и 4к о м м у н и 5к а ц и о н н а я  
т к   о  
и р н  
в а   7э   8с л у х  
н т л е   10и  
а 6б и х е в и о р а л ь н ы й   д
я   з   к   в   е
  м т 9а к с и о л о г и ч е с к и й
  о т   н
р   и   а    
а   з   я    
т   11м а н 12и п у л я ц и я    
      д    
  е  
    13к о м м у н и к а ц и я    
    л    
  о  
  г  
  и  
  я  

Информация о работе Слухи как способ манипулирования политическим сознанием