Смешанные формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание

Целью моей работы является раскрытие темы: «Своеобразие президентских, парламентских и смешанных систем государственного правления. Специфика становления и развития государственной системы в современной России»
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть современные системы государственного правления;
2. Выявить такую систему государственного правления как президентская республика;
3. Пронаблюдать парламентскую республику;
4.Проанализировать смешанную систему государственного правления;
5. Выяснить специфику становления и развития государственной системы современной России

Содержание

Введение………………………………………………………………………....…3
1. Современные системы государственного правления………………….....….4
2. Президентская республика………………………………………………….....6
3. Парламентская республика…………………………………………….…..….9
4. Смешанная система государственного правления…………………………12
5. Специфика становления и развития государственной системы современной России……………………………………………………….…………….…….…15
Заключение……………………………………………………….…………….…18
Список использованной литературы……………………………………….…..20

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)


3

 

                                       

Содержание

Введение………………………………………………………………………....…3

1. Современные системы государственного правления………………….....….4

2. Президентская республика………………………………………………….....6

3. Парламентская республика…………………………………………….…..….9

4. Смешанная система государственного правления…………………………12

5. Специфика становления и развития государственной системы современной России……………………………………………………….…………….…….…15

Заключение……………………………………………………….…………….…18

Список использованной литературы……………………………………….…..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

В мире существует большое количество государств, которые имеют различные формы государственного правления, причем эти формы нередко совпадают. Большое влияние на форму государственного правления оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д.

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер, кроме этого существуют и «гибридные» формы правления.

Целью моей работы является раскрытие темы: «Своеобразие президентских, парламентских и смешанных систем государственного правления. Специфика становления и развития государственной системы в современной России»

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть современные системы государственного правления;

2. Выявить такую систему государственного правления как президентская республика;

3. Пронаблюдать парламентскую республику;

4.Проанализировать смешанную систему государственного правления;

5. Выяснить специфику становления и развития государственной системы современной России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современные системы государственного правления

 

 

Государства традиционно классифицируются по двум критериям — формам правления и формам территориального устройства.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные.

Республика (от лат.  res publica -  общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.[6,С.254.]

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Например, республиканская форма  правления  во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации  монархии.  Швейцария  и  миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же  современных  европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века,  связанных,  прежде всего с двумя мировыми войнами.

В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний  против  монархических метрополий также порождала республиканскую форму правления. 

Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной  системы  в  середине XX века привели, за единичными исключениями, к образованию республик. При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.

Юридическими признаками республики являются:

1)  Выборность высших органов государственной власти.

2)  Избрание органов верховной власти на определённый срок.

3)  Осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению.

4)  Юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения.

5)  Принцип разделения власти.

6)  Гарантированность прав человека и гражданина.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

 

 

 

 

 

2. Президентская республика

      

 

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.[6,С.255.]

Наиболее характерные черты президентской республики:

-  президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

-   внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

-  наиболее  последовательно  проведен принцип разделения  властей.

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.

- более широкие, чем в парламентарной республике полномочия главы государства.

Законодательная,  и  исполнительная  власть  в   президентской  республике  получают  свой мандат непосредственно от народа.

Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства.

Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных качеств. 

Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак  данной  формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за  проводимую политику. 

Парламент  не  может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем,  что  президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо  ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным путем устранить другую.

Сдержки и противовесы проявляются,  в частности,  в  том, что президент  может  тормозить  законодательную  деятельность парламента, налагая  на  принятые  им   законы   отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. Верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом  должностных  лиц,  а, кроме того, ратифицирует заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной,  так  и исполнительной властью.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в Латинской  Америке. Эта  форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.  В этих странах власть главы государства на  деле  выходит за конституционные рамки,  и,  в частности, латиноамериканские президентские республики  характеризовались исследователями    как   суперпрезидентские. В них почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями. А, например, в Заире, Малавии даже объявляется пожизненным главой государства. В последние 10-15 лет,  однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

       

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Парламентская республика

 

 

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. [7,С.164.]

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством.

В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации.

Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Обширные полномочия, которыми порой конституция, наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как  правило,  правительством. Показательно, что Конституции Республики Индия 1949 г. прямо  установила обязанность Президента следовать советам правительства. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Информация о работе Смешанные формы правления