Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:15, доклад
Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ФГБОУ ВПО
«Национальный исследовательский институт» в г. Кыштыме
Кафедра «Гуманитарные науки»
Доклад
по дисциплине «Политология»
на тему: «СМИ и её роль в России»?
Выполнил
________________Д.В.Шарабрин
______________________2012 г.
______________________2012 г.
Кыштым
2012г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.
Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.
Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения. СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
Огромная роль, которую СМИ играют в общественной и политической жизни страны, делает их предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов.
Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощрённее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.
Глава I. Пути становления и
развития СМИ в России.
1.2. Проблемы
СМИ в России в условиях
построения демократического
России журналов не изменилось, а газет даже увеличилось. Неожиданно наступившая свобода слова привела к тому, что слишком много людей решило поработать на рынке прессы. В результате в России оказалось слишком много печатных СМИ.
Очевидно, что, когда такое количество СМИ начинает делить скудный читательский доход российского читателя и небольшой рекламный рынок, всем достается очень мало.
Другой проблемой СМИ в России является отсутствие во многих регионах страны свободы доступа информации. Исследованием этой проблемы занимались организаторы проекта «Общественная экспертиза», проводимого в 87 субъектах Российской Федерации. Как выяснилось, на пути получения и распространения информации встают несколько преград: блокирование или ограничение самого доступа журналистов к информации, установление контроля над сферой производства информационного продукта, давление через посредников-полиграфистов и распространителей.
В ходе своих исследований «Общественная экспертиза» выясняла: насколько свободно движется информация в каждом из регионов России, насколько в том или ином регионе для журналистов свободен доступ к информации, насколько свободен там издатель или вещатель.
Глава II. Роль СМИ в политической борьбе в России.
2.1. Место и роль СМИ в политике.
В течение длительного времени в России главным источником информации для широкой публики служила пресса-газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать себя частью более широкого мира и реагировать на происходящие в нем события.
В настоящее время телевидение обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
Пресса, радио и телевидение являются своеобразными «глазами и ушами
общества». Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте
наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут
пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание
общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.
СМИ способны организовать поддержку
значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов либо
отдельных заинтересованных
групп. Эта особенность
отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных
кампаний.
Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями,
конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому
потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто
взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов.
Рассмотрим подробнее эту черту СМИ на примере последней избирательной
кампании по выборам в мэры г. Екатеринбурга.
Местные газеты публиковали самые противоречивые факты об одном из кандидатов на
пост мэра - директоре сети супермаркетов «Кировский» Игоре Ковпаке. В одной из
них, на первой странице, украшенной карикатурой кандидата, громогласно
заявлялось: «Игорь Ковпак в марте этого года обзавелся так называемой «Грин
кард» (зеленой карточкой США)1. И далее в передовице делались
уверенные выводы о стремлении И. Ковпака улизнуть на проживание в Америку,
сорвав в России порядочный куш на должности мэра.
Несколькими днями позже, другая местная газета опубликовала интервью, где И.
Ковпак категорически отрицал факт покупки им американской Грин карты 2
.
Конечно, решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного
кандидата, определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная
структура и форма политической системы; политическая культура и система
ценностей, ориентацией; состояние общественного мнения и т.д., но роль
информации, преподносимой в прессе, бесспорно, оказывает на избирателя
большое влияние.
1 «Солнечный город», 1999, 15 ноября
2 «Вечерние ведомости», 1999, 26 ноября