Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа
В каждой стране социальная политика является одним из приоритетных государственных направлений. И Россия не является исключением. На протяжении долгого времени проводятся многие реформы, вводятся новые законопроекты и проводятся про граммы в данной сфере. Социальная сфера состоит из многих направлений, и каждое из них очень важно, но остановиться подробно на каждой довольно сложно, поэтому в данной работе предоставлены общие характеристики и тенденции в социальной политике современной России, а так же подробно изложена одна из основных сфер – сфера труда и занятости.
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретико - методологические основы изучения социальной политики государства…………………………………………………………………5
Понятие и сущность социальной политики государства…..…….5
Функции социальной политики государства……………………..8
Типы социальной политики государства……………………..…11
Приоритетные направления современной социальной политики в России………………………………………………………………….….14
2.1. Социальные проблемы и направления в современной России…..14
2.2. Современная политика в сфере занятости населения в современной России………………………………………………………………….…17
2.3. Обеспечений прав и социальных гарантий для безработных граждан страны……………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список литературы………………………………………………………………24
Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Степень социальной поддержки населения,
в первую очередь это касается
бесплатного или льготного
Существует прямая
Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу – степени вмешательства государства в социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.
Выделяются так же основные направления социальной политики, которые реализует государство по отношению к гражданам страны:
1) здравоохранение и
2) поддержку семьи, детства,
3)жилищную политику, коммунальное,
бытовое обслуживание
4) поддержку престарелых и
5) социальное обслуживание
6) охрану окружающей природной среды;
7) федеральное и местное (
Основными целями социальной политики на современном этапе являются:
- максимальное сохранение
- формирование прочного пласта
трудовой мотивации,
- создание институциональных и
социально-экономических
Итак, в границы социальной политики
включается достаточно обширный круг
вопросов жизнедеятельности индивидов
и общества. Поле социальной политики,
таким образом, имеет протяженность
от политики, направленной на обеспечение
выживания и поддержание
2.1. Социальные проблемы и направления в современной России
Социальная политика в России является основным направлением в деятельности государства, это связанно, прежде всего, со сложным периодом 90-х годов, после которого необходимо выводить на новый уровень качество и продолжительность жизни людей, а так же обеспечить их достойное существование.
В России накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются:
Исходя из этого, исследователи выделяют различные направления социальной политики, используя для этого разные основания и степень их дифференциации. Одни, ссылаясь на международную практику, называют социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилье и занятость.
Анализируя же современную социальную политику, предлагаю тзначительно более емкий перечень направлений социальной политики: жизненный уровень, благосостояние, доходы населения; сферу труда и трудовых отношений, проблемы занятости населения; экологическую политику; отдельные направления развития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта; современную инфраструктуру, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание; миграционную политику, а также политику в отношении отдельных адресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения3. Существует мнение, что социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей. Третьи предлагают в
качестве направлений социальной политики следующие: здравоохранение и обязательное медицинское страхование; поддержку семьи, детства, материнства и отцовства; жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; поддержку престарелых и инвалидов; социальное обслуживание населения; охрану окружающей природной среды; федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев. Четвертые выделяют такие направления, как налоговая система, сфера занятости, доходы населения, социально-классовая дифференциация и т. д.4
Необходимо выделить два основных критерия для дифференциации направлении социальной политики - сферный и объектный. В соответствии с первым можно выделить социальную политику в сфере социально-трудовых
отношений; в сфере охраны здоровья; в сфере образования; в сфере культуры и досуга; жилищную политику; социоэкологическую политику. В предложенный перечень следует добавить политику в сфере правоохранительной деятельности, в том числе в области обеспечения политических прав и свобод (свобода совести и вероисповедания, право участвовать в выборах, свобода слова и печати, право на информацию и т.
п.), а также в сфере потребления и бытового обслуживания (включая развитие всей социальной инфраструктуры). Второй (объектный) подход выделения направлений социальной политики предполагает ориентацию на социально-демографические группы населения: социальная политика в отношении детей и подростков, в отношении молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов, работающих и т. д. Такой подход «позволяет сосредоточить в едином содержательном (а затем и организационном) блоке все проблемы, касающиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся. Не смотря на широкий спектр социальных проблем и направлений, одним из основных можно считать улучшение качества жизни населения по средствам реформ и социальной работы в сфере занятости. Этой проблеме и будет посвящена следующая глава, так как это затрагивает каждого человека и решает многие его проблемы и удовлетворяет потребности.
2.2. Современная политика в сфере занятости населения в современной России
Направление социальной политики в сфере занятости – одно из самых важных. Проводится огромное количество реформ в данной сфере, что улучшает качество жизни граждан.
Необходимо отметить, что социальна политика в сфере занятости реализуется на законодательном уровне, не только в российском законодательстве, но и в международной практике. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:
-развитие трудовых ресурсов,
повышение их мобильности,
-обеспечение равных
-создание условий,
-поддержка трудовой и
предпринимательской
-осуществление мероприятий,
способствующих занятости
-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
-поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и
-объединение усилий
-координация деятельности
государственных органов,
-международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая вопросы,
Все вышеперечисленное
Занятость надо рассматривать в числе важнейших социальных явлений, а происходящие в ней процессы - в числе фундаментальных, т.к. эти проблемы касаются самой материальной основы всех явлений и процессов общественной жизни - производства. Занятость - это не только социальная, но и важнейшая производственная категория, поскольку она отражает экономические и правовые условия, в которых осуществляется труд как важнейший фактор всякого производства.
Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ.
Из этого следует, что в ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место. И намечая меры социальной политики в сфере занятости в первую очередь следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения ее продуктивности, эффективности. Но как раз с этой стороны проблемы занятости почти не решаются. Как показывают данные научных исследований мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития. Существуют сферы деятельности, где из-за чрезмерно низкой заработной платы сохраняются незаполненные рабочие места. И это положение усугубляется задержками выплаты зарплаты5.
Важным направлением политики
занятости на современном этапе
должно стать решительное сокращение
излишних масс труда (скрытой безработицы).
Контроль уровня безработицы
в обществе следует осуществлять
главным образом путем
Попытки добиться устойчивой минимизации безработицы, оперируя только методами так называемой "активной политики занятости" (общественные работы и другие формы временной занятости, переподготовка кадров и т.п.) по сути своей паллиативны и не могут обеспечить сколько-нибудь устойчивого результата. Между тем вступление страны в полосу интенсивного пополнения численности трудоспособного населения и также неизбежная структурная перестройка экономики с целью коренного повышения ее эффективности делает эту проблему более чем актуальной.
Реализация перспектив развития занятости, основанная на идее вторичности рынка труда и зависимости его от рынка товаров и услуг предполагает и проведение соответствующей экономической политики, важнейшими направлениями которой видятся следующие: