Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

В каждой стране социальная политика является одним из приоритетных государственных направлений. И Россия не является исключением. На протяжении долгого времени проводятся многие реформы, вводятся новые законопроекты и проводятся про граммы в данной сфере. Социальная сфера состоит из многих направлений, и каждое из них очень важно, но остановиться подробно на каждой довольно сложно, поэтому в данной работе предоставлены общие характеристики и тенденции в социальной политике современной России, а так же подробно изложена одна из основных сфер – сфера труда и занятости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретико - методологические основы изучения социальной политики государства…………………………………………………………………5
Понятие и сущность социальной политики государства…..…….5
Функции социальной политики государства……………………..8
Типы социальной политики государства……………………..…11
Приоритетные направления современной социальной политики в России………………………………………………………………….….14
2.1. Социальные проблемы и направления в современной России…..14
2.2. Современная политика в сфере занятости населения в современной России………………………………………………………………….…17
2.3. Обеспечений прав и социальных гарантий для безработных граждан страны……………………………………………………….…21
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список литературы………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

социальная политика государства.docx

— 47.55 Кб (Скачать документ)

Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой  не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг  (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

 Существует прямая зависимость  между уровнем многих социальных  индикаторов развития нации и  масштабами перераспределительной деятельности государства – это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций.

  Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению  к центральному вопросу – степени  вмешательства государства в  социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических  возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие  его интересы.

Выделяются так же основные направления  социальной политики, которые реализует  государство по отношению к гражданам  страны:

1) здравоохранение и обязательное  медицинское страхование; 

2) поддержку семьи, детства, материнства  и отцовства; 

3)жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 

4) поддержку престарелых и инвалидов; 

5) социальное обслуживание населения; 

6) охрану окружающей природной  среды; 

7) федеральное и местное (муниципальное)  обустройство мигрантов, особенно  беженцев и вынужденных переселенцев.

Основными целями социальной политики на современном этапе являются:

- максимальное сохранение физического,  интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

- формирование прочного пласта  трудовой мотивации, отвечающего  требованиям легального рынка,  ориентированного на позитивное  расширенное воспроизводство «человеческого  капитала» России, ибо без этого  не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики,  полноценного рынка;

- создание институциональных и  социально-экономических предпосылок  для реализации гражданами, различными  общественными слоями и группами  населения своих потребностей  и интересов, проявления своей  активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок  гражданского общества, личной свободы,  реальной демократии.

Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов  и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность  от политики, направленной на обеспечение  выживания и поддержание жизнедеятельности  слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., —  до обеспечения функционирования и  развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного  развития, находят выражение в  этих разнообразных областях. Целью  же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т. е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

 

 

  1. Приоритетные направления современной социальной политики в России

2.1. Социальные проблемы  и направления в современной  России

Социальная политика в  России является основным направлением в деятельности государства, это  связанно, прежде всего, со сложным  периодом 90-х годов, после которого необходимо выводить на новый уровень  качество и продолжительность жизни  людей, а так же  обеспечить их достойное существование.

 В России накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются:

    1. значительная дифференциация населения по доходам;
    2. низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводстве человеческого потенциала;
    3. неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов; высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при недостаточных инвестициях и т.д.

Исходя из этого, исследователи  выделяют различные направления  социальной политики, используя для  этого разные основания и степень  их дифференциации. Одни, ссылаясь на международную  практику, называют социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилье  и занятость.

Анализируя же современную  социальную политику, предлагаю тзначительно более емкий перечень направлений социальной политики: жизненный уровень, благосостояние, доходы населения; сферу труда и трудовых отношений, проблемы занятости населения; экологическую политику; отдельные направления развития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта; современную инфраструктуру, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание; миграционную политику, а также политику в отношении отдельных адресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения3. Существует мнение, что социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей. Третьи предлагают в

качестве направлений  социальной политики следующие: здравоохранение  и обязательное медицинское страхование; поддержку семьи, детства, материнства  и отцовства; жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; поддержку  престарелых и инвалидов; социальное обслуживание населения; охрану окружающей природной среды; федеральное и  местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных  переселенцев. Четвертые выделяют такие направления, как налоговая система, сфера занятости, доходы населения, социально-классовая дифференциация и т. д.4

Необходимо выделить два  основных критерия для дифференциации направлении социальной политики - сферный и объектный. В соответствии с первым можно выделить социальную политику в сфере социально-трудовых

отношений; в сфере охраны здоровья; в сфере образования; в  сфере культуры и досуга; жилищную политику; социоэкологическую политику. В предложенный перечень следует добавить политику в сфере правоохранительной деятельности, в том числе в области обеспечения политических прав и свобод (свобода совести и вероисповедания, право участвовать в выборах, свобода слова и печати, право на информацию и т.

п.), а также в сфере  потребления и бытового обслуживания (включая развитие всей социальной инфраструктуры). Второй (объектный) подход выделения направлений социальной политики предполагает ориентацию на социально-демографические группы населения: социальная политика в отношении детей и подростков, в отношении молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов, работающих и т. д. Такой подход «позволяет сосредоточить в едином содержательном (а затем и организационном) блоке все проблемы, касающиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся.   Не смотря на широкий спектр социальных проблем и направлений, одним из основных можно считать улучшение качества жизни населения по средствам реформ и социальной работы в сфере занятости. Этой проблеме и будет посвящена следующая глава, так как это затрагивает каждого человека и решает многие его проблемы и удовлетворяет потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Современная политика  в сфере занятости населения  в современной России

Направление социальной политики в  сфере занятости – одно из самых важных. Проводится огромное количество реформ в данной сфере, что  улучшает качество жизни граждан.

Необходимо отметить, что  социальна политика в сфере занятости  реализуется на законодательном  уровне, не только в российском законодательстве, но и в международной практике. Основные направления политики российского  государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость  закреплены в ст. 5 Закона о занятости  среди которых, частности, следующие:

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита  национального рынка труда;

-обеспечение равных возможностей  всем гражданам РФ независимо  от национальности, пола, возраста, социального положения, политических  убеждений и отношения к религии  в реализации права на добровольный  труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

-поддержка трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

-осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

-предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

-поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координация деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации  и иностранных граждан на территории  Российской Федерации, соблюдение  международных трудовых норм.

Все вышеперечисленное подтверждает, что работа в сфере занятости  ведется и активно поощряется всяческая трудовая деятельность.

Занятость надо  рассматривать  в числе важнейших социальных явлений, а происходящие в ней  процессы - в числе фундаментальных, т.к. эти проблемы касаются  самой  материальной основы всех явлений и  процессов общественной жизни - производства.  Занятость - это не только социальная, но и важнейшая производственная категория, поскольку она отражает экономические и правовые условия,  в которых осуществляется  труд  как важнейший фактор всякого  производства.

Только эффективная,  продуктивная занятость создает  материальную основу для реализации любых социальных программ.

Из этого следует, что  в ряду социальных явлений, которые  в основной своей  массе имеют  потребительский характер, занятости  как категории, имеющей производственную сторону,  принадлежит базовое  место. И намечая меры  социальной  политики  в сфере занятости в первую очередь следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения ее  продуктивности, эффективности.  Но  как раз с этой стороны проблемы занятости почти не решаются.  Как показывают данные научных исследований мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития. Существуют сферы деятельности,  где из-за чрезмерно низкой  заработной  платы сохраняются незаполненные рабочие места.  И это положение усугубляется задержками выплаты зарплаты5.

Важным направлением политики занятости на современном этапе  должно стать решительное сокращение излишних масс труда (скрытой  безработицы). Контроль  уровня  безработицы  в  обществе следует осуществлять главным образом путем сохранения и прироста рабочих мест.

Попытки добиться  устойчивой  минимизации  безработицы,  оперируя только методами так называемой "активной политики занятости"  (общественные работы и другие формы временной  занятости,  переподготовка кадров и т.п.) по сути своей паллиативны и не  могут обеспечить  сколько-нибудь устойчивого результата. Между тем вступление страны в полосу интенсивного пополнения численности трудоспособного населения и также неизбежная структурная перестройка экономики с целью коренного повышения ее эффективности делает эту проблему более чем актуальной.

Реализация перспектив развития занятости, основанная на идее вторичности  рынка труда и зависимости  его от рынка товаров и услуг  предполагает и проведение соответствующей  экономической политики,  важнейшими направлениями которой видятся  следующие:

Информация о работе Социальное государство