Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:16, контрольная работа
Цель исследования - изучить социальные институты в сфере политики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
·Исследовать понятие политического института;
·Изучить понятие института власти;
·Изучить понятие института государства;
·Изучить понятие института политических движений и партий.
1.Введение………………………………………………………………….3
2. Понятие политического института…………………………………….5
3. Институт власти…………………………………………………………7
4. Институт государства………………………………………………….10
5. Институт политических движений и партий………………………….13
6. Понятие гражданского права…………………………………………..16
7. Субъекты гражданского права…………………………………………19
8.Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы………………………………………………………..41
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2. Понятие политического института…………………………………….5
3. Институт власти…………………………………………………………7
4. Институт государства…………………………………………………
5. Институт политических движений и партий………………………….13
6. Понятие гражданского права…………………………………………..16
7. Субъекты гражданского права…………………………………………19
8.Заключение………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
1.Введение
Сфера политики представляет собой
важнейший структурный элемент
общественной жизни. Роль этой сферы
определяется прежде всего тем, что
в ней создается основное «организационное»
начало общества, направляющее жизнь
людей, социальных общностей в то
или иное русло. В политической сфере
принимаются решения и
От политических решений
зависят развитие тех или иных
общественных явлений, процессов, их перспективы
и возможности. Об отношении в
обществе ко многим из них часто
судят по характеру политических
действий. Если сегодня образование,
наука, культура в России пребывают
в плачевном состоянии, то это
прежде всего следствие
Однако с политикой как важной сферой общественной жизни связан один чрезвычайно любопытный парадокс. Чем более значимой представляется эта сфера с точки зрения социальной, тем менее привлекательной она оказывается для подавляющего большинства членов общества. Интересными в этом плане являются размышления А.И. Солженицына относительно места политики в жизни людей: «Политическая жизнь совсем не главный вид жизни человека, политика совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идет в стране политическая жизнь - тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме нрав человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств».
Важно отметить, что осознание
связи между политикой как
«не главным видом жизни
Объектом данного исследования является социальный институт, а предметом - социальный институт в сфере политики.
Цель исследования - изучить социальные институты в сфере политики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
·Исследовать понятие политического института;
·Изучить понятие института власти;
·Изучить понятие института государства;
·Изучить понятие института политических движений и партий.
2. Понятие политического института
Проблемы отношения к
Помимо общей концепции
С. Липсета, наиболее распространены две
концепции политического
В соответствии с концепцией
Снайдермана политическая активность
определяется другими факторами, прежде
всего личностными
Вряд ли имеет смысл противопоставлять друг другу концепции Лас-суэлла и Снайдермана, учитывая, что они основаны на конкретном материале, полученном в разных условиях. Скорее всего, они обе могут быть приняты как взаимодополняющие, но «работающие» каждая в своей среде и в определенное время.
Политическое поведение связано со следующими видами политической деятельности: регулярное участие в голосовании на президентских выборах; постоянное участие в местных выборах; активное участие в деятельности по крайней мере одной организации, занятой проблемами какой-либо социальной общности; активная деятель-нос гь, наряду с другими, в решении некоторых проблем данной общности; работа когда-либо в пользу партии или кандидата на выборах; контакт с представителями местного руководства по поводу какого-либо вопроса; присутствие хотя бы на одном политическом собрании или съезде за последние три года; контакт с руководителями местных органов власти или страны по поводу какого-либо вопроса; членство в политической организации или клубе; вручение денег партии или кандидату во время выборной компании; участие в создании группы или организации для решения проблем местного значения.
Этот перечень составлен
на основании материалов ряда исследований
в области политической деятельности
и поведения у нас и за рубежом.
Представление о такой
Институциональный подход к сфере политики оказывается самым заметным, ярко выраженным в сравнении с аналогичным подходом к другим сферам. Здесь более всего «работают» основные признаки социального института: нормативность, использование властных полномочий и санкций, социальные роли и функции, социальный контроль, наличие специализированных учреждений и организаций, материальные ресурсы. Когда мы говорим, что эти признаки «работают», то имеем в виду прежде всего их очевидность, возможность четкого определения направления деятельности, конкретность, наглядность. Это позволяет лучше увидеть и понять деятельность отдельных политических институтов, таких, как государство, партии, общественно-политические движения.
Анализ названных институтов
входит в «прерогативу» политической
социологии, однако он не сводится только
к этому. Так же как рассмотрение
экономических институтов составляет
лишь часть объекта экономической
социологии, изучение политических институтов
не совпадает целиком и полностью
с гораздо более широким
3. Институт власти
Наряду с конкретными
Обратим внимание на то, что понятием власти широко оперируют и в других науках, например в психологии, где под ней понимают особый тип поведения, позволяющий изменять поведение других людей. Уже из этой трактовки становится понятно, что власть может быть не только политической. Это обстоятельство нужно вообще иметь в виду с учетом того, чго в широком плане власть есть способ достижения цели.
Власть - это функция любой
деятельности, любого социального субъекта.
При этом можно говорить по меньшей
мере о двух ее разновидностях: а) естественной
власти в семье, в конкретных социальных
группах, которая зачастую понимается
как неформальное лидерство; б) «навязываемой»
власти, власти как внешней силе,
осуществляемой через особые институты,
чаще всего государственно-
Власть и политика
Именно ко второй разновидности относится политическая власть. Ее универсальное начало - отношение господства и подчинения, управления и исполнения. М. Вебер, который внес большой вклад в разработку проблем власти в целом и политической в частности, писал о связи между политикой и властью: «...»политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает <...> Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает»1.
Анализируя власть и властный авторитет как ее атрибут, имеющий легитимный (законный, признанный обществом) и институциональный характер, Вебер выделяет три ее типа: 1) харизматический (основанный на преданности лидеру, якобы наделенному некоей высшей, почти мистической силой); 2) традиционный (основанный на традициях и обычаях); 3) рационально-легитимный (основанный на вере в правильность и неформальность соблюдения всеми членами общества усыновленных формальных правил и норм поведения). Разработанная Вебером типология власти является одной из наиболее принятых в социологии.
В современной западной социологии
проблема власти остается по-прежнему
актуальной, поскольку власть продолжает
быть главным средством решения
наиболее важных общественных проблем,
таких, как регулирование различных
видов общественных отношений (экономических,
социальных, семейных и др.), обеспечение
норм человеческого взаимодействия,
контроль за их соблюдением и т.д.
Т. Парсонс характеризует власть
как «способность общества мобилизовать
свои ресурсы ради достижения поставленных
целей, ...принимать решения и
Есть смысл разграничивать политическую и государственную власть. Последняя, конечно, имеет политический характер, но она осуществляется специальным обособленным аппаратом, действующим в определенных территориальных рамках и использующим насилие, право на которое закреплено законом. Чго касается политической власти, то ей свойственна реальная деят ельность особых социальных групп и индивидов в их составе по проведению собственной воли посредством политики и правовых норм. Социологию здесь волнует вопрос о «властвующей элите» (этот термин передает соответствующее название книги американскот о социолога Р. Миллса, который одним из первых дал глубокий анализ управляющего слоя в США), содержании и особенно направленности ее политической деятельности.
4. Институт государства
Главный носитель политической власти
в обществе - государство. Опираясь
на право и закон, оно осуществляет
принудительное регулирование и
контроль над социальными процессами
с целью обеспечения