Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:13, контрольная работа
Общество - сложная система, которая состоит из мно¬жества элементов - групп, слоев, классов и т.д. Эти эле¬менты можно объединить понятием "общность".
В социологии нет единого подхода к вопросу о том, что такое социальная общность. Определений существует множество. «Социологическая энциклопедия» даёт определение общности социальной как: «объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение короткого периода, социальная связь, т.е. все относительно устойчивые формы совместной деятельности людей»
1. Понятие социальной общности. ……………………………………………...2-4
1.1. Виды социальных общностей. Этнокультурные общности.
Территориальные общности. Общности по сходству поведения.
Социально-демографические общности……………………………5-9
1.2. Лидерство в социальных группах…………………………………...9-11
3. Политическая культура: сущность, структура и функции. Уровни
политической культуры: знания, чувства, оценки. Основные типы
политической культуры……………………………………………………..11-15
Список используемой литературы……………………………………………......15
Социология и политология
Содержание:
1. Понятие социальной общности. ……………………………………………...2-4
1.1. Виды социальных общностей. Этнокультурные общности.
Территориальные общности. Общности по сходству поведения.
Социально-демографические общности……………………………5-9
1.2. Лидерство в социальных группах…………………………………...9-11
3. Политическая культура: сущность, структура и функции. Уровни
политической культуры: знания, чувства, оценки. Основные типы
политической культуры……………………………………………………..
Список используемой
литературы……………………………………………...
1. Понятие социальной общности.
Общество - сложная система, которая состоит из множества элементов - групп, слоев, классов и т.д. Эти элементы можно объединить понятием "общность".
В социологии нет единого подхода к вопросу о том, что такое социальная общность. Определений существует множество. «Социологическая энциклопедия» даёт определение общности социальной как: «объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение короткого периода, социальная связь, т.е. все относительно устойчивые формы совместной деятельности людей» [Ист. № 5, с. 237].
Поэтому социологи стремятся выделить ряд признаков, которые характеризуют это понятие:
Перечисленные признаки позволяют дать следующее определение: социальная общность - это объединение людей, характеризующееся наличием общего признака, социальных связей, сходством интересов и поведения [Ист. № 1, с.153].
Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся
во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на
экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни).
По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются: демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.
Люди постоянно соединены к общности, являются членами групп — больших и малых, профессиональных и любительских, возрастных и половых, формальных и неформальных. Любое действие индивида, если оно социальное, всегда ориентировано на группу, на достижение целей, совпадающих или не совпадающих с групповыми. Каждый из нас входит в несколько групп или касается некоторых из них в своей деятельности. Эту ситуацию можно осознавать или нет (последнее характерно для большей части людей), предпринимать собственные действия с учетом данного обстоятельства или без него, но факт остается фактом: мы действительно причастны ко многим социальным группам, равно как и они — к каждому из нас [Ист. № 3, с. 267].
Американский социолог Р. Мертон утверждал: социальная группа — это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других
Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:
Когда мы говорим о социальных группах, мы рассматриваем микромир социологии. Социальные общности представляют ее макромир. Они, как и группы, могут быть номинальными, т. е. выделенными по статистическому признаку, и реальными, базирующимися на основании социально значимых критериев. Реальные общности имеют свою классификацию, разобраться в которой поможет следующая схема [Ист. № 1, с. 160]:
Рассмотрим некоторые из них.
Этнокультурные общности. Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.
Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).
Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяйте в кланы.
Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохраняет общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходит до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.
Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Этнос (от греч. – общество, группа, племя, народ) устойчивая культурно-историческая общность людей, члены которой вначале объединялись единством происхождения, языка, территории, экономики, а со временем и духовно на почве общей культуры.
Виды этноса – нации, народности, этнические и этнографические группы. Они могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распылены среди других народов.
Национальные процессы играют значительную роль в современном обществе. Многие наши сограждане родились в одного государстве, а живут совсем в другом. При этом они даже не меняли места жительства. Национальный фактор явился одной из основных причин распада СССР.
В современной политической практике употребляется термин «народ». В любой стране проживают представители различных этносов. Республику Беларусь населяют белорусы, русские, украинцы, поляки и представители других национальностей. Поэтому следует различать понятия «белорусы» и «белорусский народ». Под народом обычно понимают население всей страны. Народ объединяет всю совокупность социальных групп, страт, этносов данного общества и при этом представляет собой единое социальное целое. Народ имеет общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, общие социально-психологические черты [Ист.1, с. 162].
Территориальные общности. Их составляют люди, проживающие в одной местности. В Беларуси это могут быть жители разных областей, население западных и восточных регионов республики. Но мы остановимся на горожанах и сельских жителях. Каждый из вас скажет, что между ними существуют различия. Благосостояние городских жителей выше, чем сельских. В этом сказались такие факторы, как эксперименты с сельским хозяйством в советское время, низкие закупочные цены, разница в оплате труда. Молодежь стремится в город, куда ее привлекают более благоприятные экономические и культурные возможности, перспективы социального роста. В самом деле, у городских жителей выше социальная мобильность, т. е. возможность сделать карьеру, получить образование, повысить благосостояние, а значит, изменить свой статус. Выходцы из деревни чаще попадают на низшие ступени социальной лестницы, т. е. занимаются неквалифицированным трудом. В связи с миграцией населения в сельской местности встают проблемы старения деревни, умирания отдельных населенных пунктов, нехватки рабочих рук. Приток новых жителей создает определенные трудности для города, связанные с жилищным строительством, транспортом, развитием сферы услуг, структурой трудовых ресурсов, организацией отдыха населения.
Приехав в город, человек попадает в иную социальную среду и с трудом к ней приспосабливается. Для деревни характерны тесные связи между людьми, там каждый знает своих односельчан и многочисленных родственников. Отношения носят личностный характер, люди на самом деле сопереживают, интересуются жизнью своих соседей. У городских жителей доверительность соседских отношений утрачивается, они заменяются формальными. Мощные миграционные потоки привели к росту в городском населении выходцев из села. Поэтому труд на дачных участках или работа в родительской усадьбе – явление типичное. Такая черта, как установление тесных личностных связей, продолжает доминировать в поведении «новых» горожан. Они хорошо знают своих соседей, коллег по работе и интересуются событиями в родной деревне. Замечено, что после аварии на ЧАЭС переселенцы из загрязненной зоны, попав в крупные города, сохраняли свои традиционные связи друг с другом, особенно если их селили компактно.
Общности по сходству поведения:
Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями [Ист.1, с. 162-163].
Демографические общности. Определяются половозрастными признаками (мужчины и женщины; дети, подростки -, молодежь, взрослые, старики). Разница между мужчинами и женщинами определяется не только биологическими особенностями, но и социальными причинами.
По продолжительности жизни мужчины уступают женщинам, в среднем они живут на 10 лет меньше. Это сказывается на возрастной структуре: чем старше возрастная категория, тем больше в ней женщин. Мужчины обычно ориентированы на повышение статуса, это для них является важной жизненной ценностью. Женщин карьерные соображения интересуют меньше, они чаще озабочены поиском спутника жизни, для них роль женщины и матери имеет важное значение. Уровень образования в республике примерно одинаков, число женщин с дипломом вуза лишь немного превышает количество мужчин. В профессиональной структуре удельный вес женщин значительно больше среди врачей, учителей. Мужчины идут в силовые структуры (армия, милиция).
Важным вопросом исследования является проблема равноправия полов, которой занимается тендерная социология. В условиях резкого ухудшения социально-экономического положения страны особую актуальность приобретают проблемы женской безработицы и бедности. Социологические исследования показывают, что число бедных среди мужчин и женщин практически не отличается. Зато среди безработных почти 2/3 – женщины. Их первыми увольняют и последними принимают на работу. Мы рассмотрели в общем виде демографические общности мужчин и женщин. В специальных исследованиях можно найти более детальное сравнение и описание их особенностей по широкому спектру показателей.