Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:31, реферат
Сущность и соотношение права и власти - это не только механизм политики, это и показатель положения личности в политической системе общества. Права, свободы и обязанности человека, составляющие правовой статус личности, - важная составляющая часть права, весьма существенная для оценки развитости и демократичности правовой системы и, следовательно, всей общественной системы. Поэтому и необходимо уделять особое внимание развитию и нормальному функционированию норм права. Без этого, построение в России демократического общества просто неосуществимо.
Цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение и анализ права и власти.
Введение
I. Общая характеристика права и власти
1. Свойства и особенности права
2. Понятие и признаки власти. Государственная власть
II. Разделение властей как соотношение права и власти
III. Право и власть с точки зрения философии права
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
I. Общая характеристика права и власти
1. Свойства и особенности права
2. Понятие и признаки власти. Государственная власть
II. Разделение властей как соотношение права и власти
III. Право и власть с точки зрения философии права
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Говоря о соотношении понятий права и власти, необходимо, прежде всего, определить, что мы вкладываем в эти понятия.
Вывести определение права, в принципе не представляет собой большого труда: право - это система общеобязательных социальных норм, которые охраняются государством. Другими словами это совокупность общественных норм (элементов системы), которые находятся в постоянной зависимости друг от друга. Нормы права можно определить как общеобязательное правило поведения, которое является мерой свободы и ответственности субъектов общественных отношений и которое обеспечивается силой государства.
Если внимательно проанализировать эти определения, то можно заметить, что в них употребляется понятие государство, которое довольно часто ассоциируется с понятием власти, и на основании этого сделать вывод, что право является подчиненным институтом государства.
На самом же деле, власть является центральным началом политики, средством осуществления политики. Государство же является одним из механизмов, с помощью которых осуществляется политика. Право, также как и государство - механизм политики, причем вполне самостоятельный, а не порожденный государством институт. Поэтому, наиболее правильно будет говорить не о соотношении права и власти, а права и государства, так как понятия права и власти это понятия несколько иного уровня.
Право и государство происходят своими корнями из общества. Они не независимы друг от друга, не существуют параллельно. Напротив, они постоянно пересекаются, образуя собой государственно-правовую систему. Государство участвует в реализации права. Право, в свою очередь, влияет на государство, превращает его субъекта правоотношения. Точнее даже будет сказать не система, а системы, поскольку и государство и право можно разложить на различные, взаимодействующие между собой элементы.
Сущность и соотношение права и власти - это не только механизм политики, это и показатель положения личности в политической системе общества. Права, свободы и обязанности человека, составляющие правовой статус личности, - важная составляющая часть права, весьма существенная для оценки развитости и демократичности правовой системы и, следовательно, всей общественной системы. Поэтому и необходимо уделять особое внимание развитию и нормальному функционированию норм права. Без этого, построение в России демократического общества просто неосуществимо.
Цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение и анализ права и власти. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. дать общую характеристику права и власти;
власти;
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА И ВЛАСТИ
1. Свойства и особенности права
История юридической науки на протяжении более двух тысячелетий подтвердила, что право - это одно из самых важных и сложных явлений.
Отечественное законодательство находится в постоянной динамике, оно развивается, корректируется, изменяется, совершенствуется с учетом особенностей текущего периода. Иногда нормы, излагаемые в законах, противоречивы, нестабильны, это затрудняет их изучение и понимание. Поэтому, особенно важно выработать широкий взгляд на изменения законодательства, уметь четко определить его тенденции и направления развития явлений жизни. Нормы права должны отражать конкретные потребности жизни. В них надо излагать такие положения, которые способствовали и стимулировали прогрессивные преобразования действительности. В то же время закон обязан в своих нормах пресекать, предупреждать негативные явления, которые сдерживают развитие прогрессивных поступательных явлений действительности, фундаментальных начал в политической, экономической и социальной ее сферах Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000. - с.13.
Следует отметить, что все представления о праве опираются на общую основу: право выступает как определенный порядок в обществе, как государственная воля всего общества выраженная в системе юридических норм сохраняемая государством.
В субъективном смысле право выступает как мера дозволенного, как мера свободы человека в его нравственных правовых поступках.
В Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Однако эти действия должны быть осознанными и не противоречить сформировавшимся действующим в обществе моральным и правовым принципам установления.
В обществе в качестве регулятора выступает объективное право как общеобязательная система правил поведения закрепленных в законодательных актах принятых высшими законодательными органами государства Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Теория государства и права. - М.: Проспект, 1996. - с.36.
Сущность права выражается в нормах и правилах поведения людей.
Нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, появились не в силу чьего-либо предписания, а возникли как потребность общения и развития. Чтобы упорядочить общественные отношения с учетом сложившихся правил поведения, органы государства должны придавать им характер общеобязательных норм поведения.
Правила поведения разрабатываются людьми с учетом того, какие они ставят перед собой цели и интересы.
Государство как политическая организация власти, должно выражать волю всех и все обязаны ее выполнять. Поэтому государство разрабатывает и принимает такой инструмент, как право, чтобы обеспечить выполнение воли граждан.
Право, как одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, сформулировано в юридических нормах, воплощенных в ряду существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений. Признаки права имеют отличительные черты, которые формулируют его определенный характер и выделяют его от других форм регулирования взаимоотношений.
К настоящему времени понятие права укоренилось как особая разновидность упрочения господствующего способа производства, органически связанного с фактическими отношениями производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Материалистическое проявление права выражается в признании его важнейшего свойства (общезначимость, нормативность, обязательность), содержится в правовой основе конкретного вида производственных отношений, которые в классовом и государственном организованном обществе рождают необходимую юридическую форму от сознания законодателя Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма - Инфра-М, 1998. - с.72.
Право как элемент социальной системы является не абстрактным пожеланием, а конкретной потребностью для регулирования общественных отношений. Это воплощение осознанного действия людей, направленного на существующие порядки. Будучи надстройкой, право может направлять эти действия как на укрепление экономического базиса, способствовать его развитию, упрочению, совершенствованию, либо тормозить развитие экономики, консервировать ее устаревшие формы и структуры.
Право носит волевой характер. Возникновение права и его развитие носят объективный закономерный процесс смены конкретных типов права. Право в истории отвечает на вопрос - какой экономический базис лежит в его основе и волю какого класса оно выражает. И хотя к области надстройки относится не только право, но и такие категории явлений, как политика, государство, мораль, идеология и т.п., право выступает во всех формациях в роли регулятора государственных и общественных отношений.
Исторический и классово-волевой характер права позволяет рассматривать всю историю его возникновения и развития как объективно необходимый и закономерный процесс смены определенных типов права.
2. Понятие и признаки власти. Государственная власть
Власть - явление социальное. Социальная власть присутствует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве, т. е. там, где имеются реальные возможности и способность оказывать воздействие на поведение людей с помощью каких-либо средств. Динамика развития любой организованной общности людей представляет борьбу между властью и хаосом.
В самом широком смысле власть -- всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности - политической, экономической, правовой Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма - Инфра-М, 1998. - с.78.
Сущностью власти являются волевые отношения (руководства - подчинения). Власть предполагает верховенство, монопольное право субъекта принимать решения, обязательные и значимые для объекта и способность обеспечивать исполнение принятых обязательств, т.е. контролировать объект.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал такими качествами Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000. - с.65:
* волей к власти, т.
е. желанием властвовать и
* компетентностью, т.е.
знанием сути дела, состояния
и настроения подчиненных,
Готовность к подчинению объекта властвования зависит от ряда факторов:
- от его качеств;
- от предъявляемых к нему требований;
- от ситуации и средств
воздействия, которыми
- от восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном - политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.
В разных обществах и государствах характер власти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в третьих - организацию и убеждение. Имеет место и сочетание разных средств осуществления государственной воли.
Признаки (черты) государственной власти см. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000. - с.67-68:
1) публичная власть - выступает
от имени всего общества (народа),
имеет «публичную» основу
2) аппаратная власть - концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется;
3) верховная власть - юридически олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и иных правовых актов;
4) универсальная власть
- распространяет властные
5) суверенная власть -
отделена от других видов
6) легитимная власть --
юридически (конституционно) обоснована
и признана народом страны, а
также мировым сообществом.
Нелегитимная власть считается узурпаторской. Узурпацией является нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Злоупотребление легитимной властью, означает использование ее в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышение властных полномочий, есть также узурпацией власти. Статья 5 Конституции Украины гласит: «Никто не может узурпировать государственную власть»;
7) легальная власть - узаконена в своей деятельности, в том числе в использовании силы в пределах государства. Легальность - это юридическое выражение легитимности: способность воплощаться в нормах права, функционировать в границах закона.
Понятия «государство» и «государственная власть» -- близкие и во многом совпадающие. В ряде случаев они употребляются как тождественные, взаимозаменяемые. Но между этими понятиями есть и различия. Понятие «государство» является более объемным: оно охватывает не только власть саму по себе, но и другие институты, органы власти. Государственная власть - это сами властеотношения (руководство /господство/ - подчинение).