Современные представления о гражданском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:43, реферат

Описание

Гражданское общество и государство уже как самостоятельные институты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество, семья) и всеобщий (государство). При столкновении интересов семьи и гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем самым семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, они базис государства.

Содержание

Введение 3
1. Содержание понятия "гражданское общество" 4
2. Специфика формирования гражданского общества в современной России 5
3. Перспективы развития гражданского общества 9
Заключение 14
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Реферат готовый.docx

— 34.71 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ») 
 

Кафедра МСР

Специальность  - 100103 «Социально-культурный сервис и  туризм» 
 

                                                                                        

   
 

РЕФЕРАТ 
 

по дисциплине «Политология»

на тему «Современные представления о гражданском обществе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель

студент группы    с-09а                    _____________                       

Руководитель

                                                             _____________                   С. А. Кичигин  
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск 2011 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение                                                                                                                   3

1. Содержание  понятия "гражданское общество"                                                4

2. Специфика  формирования гражданского общества  в современной России 5

3. Перспективы  развития гражданского общества                                               9

Заключение                                                                                                             14

Библиографический список                                                                                  15

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Проблема  гражданского общества принадлежит  к числу фундаментальных научных  проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную  сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении  власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся  причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится  в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах  мира и будут определять перспективы  развития мирового сообщества.

    “Взаимоотношения  государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма  в целом. Понимание комплекса  отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации  общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает  именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой  государственности, и становление  полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов  социального и политического  процессов”. Это и определяет актуальность данной темы работы 

    Гражданское общество и государство уже как  самостоятельные институты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество, семья) и всеобщий (государство). При  столкновении интересов семьи и  гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем  самым семья и гражданское  общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, они  базис государства.  

    1. Содержание  понятия «гражданское общество»
 

    Понятие “гражданское общество”, как правило, используется в сопоставлении с  понятием государства. По замечанию  И. Изензее, “государство существует в  виде того, что противостоит обществу”. Понятия “государство” и “гражданское общество” отражают различные стороны  жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных  лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействует свободные  индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению Ж. Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства”. Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и привыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

    Гражданское общество и государство взаимодополняют  друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать  наиболее рациональные формы человеческого  общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом  и централизованной государственной  волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства  достаточно условно, но в науке оно  необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

    Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных  отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных  и иных структур, которые развиваются  в обществе вне рамок и без  вмешательства государства. Система  независимых от государства и  межличностных отношений создает  условия для самореализации индивидов  и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

    1. Специфика формирования гражданского общества в современной России

    Начавшейся  с 1985 года преобразования имели целью  формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности  через приватизацию создало возможность  для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках  новой бюрократии уже как частая. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе, государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений  в президентские структуры и  тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля.

    Отношения между государством и обществом  развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с ругой  – неспособностью или нежеланием правящей элиты создавать новые  “правила игры” в качестве обязательных для всех групп, включая самих  себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению  и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.

    В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрению  творческой инициативе обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включенным в активную экономическую деятельность, так как не были своевременно приняты необходимые для этого решения правительства. Обеспечение денежных вкладов населения из-за инфляции, отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые друге негативные моменты не способствуют становления зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом трогают экономически, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. В первую очередь психологический дискомфорт порождает такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. В следствие ошибок и прочетов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных ценностей крайне затруднено.

    Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления  ее сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени  близости или удаленности их социальные позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает  свою политическую идентичность, осваивает  собственную политическую позицию. На основе этой позиции она взаимодействует  с обществом, государством. В российской обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за приделы  первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из убеждения, что любой незнакомый человек  для них – враг. Общество с  низким уровнем межличностного доверия  нельзя назвать современным, его устойчивость необеспеченна и проблематична. Сама возможность существования современных экономических и политических организаций решающим образом  зависит от предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми. Как отмечалось выше, данный феномен  Дж. Коулмен назвал "социальным капиталом". По его мнению, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах семейственность, клиентелизм, беззаконие, неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения и коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95% респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять" (исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%), то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных.

    Значительный  отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает  форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки  одновременно решаются задачи, доставшиеся  от разных исторических этапов. Изменения  материального положения различных  групп населения приводит к слишком  быстрой и радикальной трансформации  прежней социальной структуры. Это  обстоятельство порождает конфликты  государства с различными профессиональными  и социальными группами, что находит  выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений  и переход от тоталитаризма к  демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения  этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.

    В реальной жизни противоречиво переплетаются  различные, порой противоположные  по своей направленности интересы и  потребности социальных групп. Это  обстоятельство снижает возможности  управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции  государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом  с ней, и большинством бедного  населения. Вновь воспроизводится  биполярная социальная структура.

    Экономисты  пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот  момент, когда беднейшие 40% населения  получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низко доходной группе оказалось подавляющее большинство  работников сферы образования, здравоохранения  и культуры. В 2007 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 280% от среднего общероссийского уровня, органов управления – 123%, тогда как  заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому  уровню, образования – 63%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 76%. Неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

    В этих условиях только сильные государство  могло бы стать инициатором и  гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все  больше приобретать признаки правового  конституционального государства.

Информация о работе Современные представления о гражданском обществе