Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:46, контрольная работа
Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой. С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры.
Введение
1. Специфика российской политической мысли
2. Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России
2.1. Влияние французского просвещения на развитие Российской политической мысли
2.2 Либеральна политическая мысль
2.3 Русский консерватизм
2.4 Политический радикализм
3. Особенности и основные направления русской политической мысли в период XIX – начала XX в
Заключение
Список литературы
Политическое развитие России
запоздало по сравнению с
На Западе издавна частная собственность была незыблемым правом господствующих слоев. Феодалы владели землей, но не людьми: крепостное право там рухнуло при переходе к Новому времени, Реформация и «дух протестантизма» способствовали развитию свободно-предпринимательского капитализма, политической активности буржуазии, а позже — пролетариата. В России не было «классического феодализма»: помещики владели не землей, а людьми, получая поместья «за службу» государю, а сам государь «служил» государству. В сознании народа веками земля принадлежала Богу, князю, всем, но не каждому человеку. Роль «третьего сословия» в политической истории России была незначительной вплоть до конца XIX — начала XX в. Только при Екатерине II началось формирование гражданского общества, продолженное в XIX в. реформами Александра II, а в начале XX в. — радикальными либерально-буржуазными реформами П.А. Столыпина.
Жизнь большинства населения
России — крестьян в течение многих
столетий и поколений — вплоть
до начала XX в. — проходила в сельской
общине, где поведение каждого
ее члена определялось коллективистскими
традициями и системой контроля со
стороны собрания сельского «мира».
Община укореняла привычку крестьян
к подневольному труду и
Традиции общины развивали такие противоречивые, по выражению Н.А. Бердяева, «антиномичные» черты политического сознания и поведения русского народа, с одной стороны, терпение, чинопочитание, рабское смирение, религиозность, безличный коллективизм, «коммюнотарность», а с другой — анархизм, свободолюбие, воинствующее безбожие и бунт.
Вот почему в русской политической
мысли XIX в. широко представлен консерватизм,
суть которого, согласно П.Б. Струве, «состоит
в сознательном утверждении исторически
данного порядка вещей как
драгоценного наследия и предания».
В типологии русского консерватизма
«условно» можно выделить: «идеологию
самодержавия» Н.М. Карамзина; консервативно-романтический
социально-политический идеал славянофилов,
отстаивавших верность национальной «идентичности»
России, ее монархически-патриархально-
Символом русского консерватизма
стали надындивидуальные
В отличие от западноевропейского, русский консерватизм не требовал восстановления политических прав «уходящего» дворянства, а призывал к политическому единению народа на принципах нации, отечества, патриотизма, «государственности как всенародного единства, или соборной личности народа». Консервативная реакция в России в начале XX в. вызвала волну национализма и черносотенного движения.
До 1861 г. в России существовало
крепостное право, поэтому практически
все направления русской
Если на Западе радикальная
идея политической революции стала
терять свое значение во второй половине
XIX в., то в монархически-
Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале XX в. были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции как самодовлеющей цели, тотальным перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партией, теория Л.Д. Троцкого о «перманентной» мировой революции. Для большинства течений русского революционного радикализма была характерна недооценка эволюционных факторов социального прогресса, разрыв с прошлым.
Политико-правовая идеология
и практика ленинизма и сталинизма
абсолютизировала классовый подход,
роль и место коммунистической (большевистской)
партии в системе диктатуры
Специфику развития государственности,
политических традиций и учений России
во многом определяло ее «срединное»
положение между двумя
В результате исторически
сложившегося промежуточного положения
России как страны, находящейся между
двумя цивилизациями, ее характеризует
«раскол» — как длительно существующее
состояние незавершенности
Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии занимали в русской политико-социальной мысли важное место и постоянно «питали» русскую идею. К ней в XIX в. обращались славянофилы и западники, консерваторы и либералы, а в 20— 30-е гг. XX в. в эмиграции — евразийцы, пытавшиеся обосновать развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «место развитии» России. В основе учения евразийцев (экономиста П.Н. Савицкого, культуролога Н.С. Трубецкого, философа Л.П. Карсавина и др.) лежали следующие идеи: утверждение особых путей развития России как Евразии, органически соединяющей элементы Востока и Запада; обоснование идеалов на началах православной веры; учение об идеократическом государстве, с «единой культурно-государственной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа; акцент на восточном, «туранском» элементе в русской культуре.
Идеализация общинного коллективизма,
прочная традиция слияния юридических,
нравственных и религиозных категорий
обусловили «правовой нигилизм»
русской политической мысли. Славянофилы
и почвенники, народники и анархисты
были склонны видеть в патриархальной
крестьянской общине воплощение духа
братской общности, которая может
обойтись без писаных законов
и не допустить развития индивидуализма.
В России всегда искали правду, понимая
ее не как юридическую регламентацию
поведения, а как стремление к
справедливости, к добру и совершенству
в общественных и человеческих отношениях.
Уже в первом памятнике отечественного
любомудрия — политическом трактате
середины XI в. «Слово о законе и благодати»
киевского митрополита
Политическая идеология либерализма есть продукт западной цивилизации. В России либерализм не имел глубоких исторических корней, однако является одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли, имеет свои национальные особенности и оригинальные идеи (прежде всего — консервативный либерализм), отсутствующие в классическом западноевропейском либерализме.
Социальный идеал буржуазного
общества, правовой идеал и осознание
необходимости введения конституционных
порядков были характерны для всех
течений русского либерализма. Его
теоретики рассматривали
Особенностью русской политической мысли, продолжающей традицию русской философии, является ее антропологическая ориентация, «идея личности как носителя и творца духовных ценностей» (С.Л. Франк), осмысление проблем сущности и существования человека, смысла его жизни. О чем бы ни шла речь — о православном сознании, русской идее, преобразовании общества и государства, осмыслении бытия, власти, свободы — отечественные мыслители пытались раскрыть феномен человека и указать ему пути его собственного жизнеустроения. По мнению А. Валицкого, русская мысль была менее академичной, более «экзистенциальной», чем западная, и более близкой современности.
Русских мыслителей начала XX в. не удовлетворял марксизм, абсолютизирующий классовый подход и «пролетарский мессианизм» вплоть до диктатуры пролетариата, сводящий нравственность к «революционной целесообразности», игнорирующий проблемы духовности и психологии человека.
Особенностью русской политической мысли является ее этический пафос. Теоретики различных течений русской мысли пытались разрешить проблему: как усовершенствовать себя — либо путем аскетического монашеского подвига, либо путем социального активизма, социальных преобразований, так или иначе, решая толстовский вопрос: «Как человеку самому быть лучше и как ему жить лучше?» Для представителей практически всех направлений отечественной политологии (за исключением русского бланкизма, представленного П.Н. Ткачевым, идеологии большевизма и сталинизма) анализ политических институтов, процессов и отношений был немыслим вне нравственности. Нравственные нормы служили критерием оценки политического поведения властвующих и подвластных, содержания, целей и задач самой политики и даже познания. И. Киреевский отмечал, что истина не дается нравственно ущербному человеку. Отправной точкой здесь была прочная традиция русской философии — этика христианства, православие. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия, которая в течение многих столетий определяла духовную жизнь России. Даже проблема социализма, широко дискутировавшаяся на рубеже веков, была для многих теоретиков «легального марксизма» и «христианского социализма» проблемой этической.
Односторонний подход некоторых
западных ученых (например, А. Янова, Т.
Самуэли и др.), которые рассматривают
прошлое России и историю ее политической
мысли исключительно как «
Эволюция и основные направления отечественной политической мысли XIX — начала XX в. убеждают нас в ее чрезвычайном многообразии, богатстве, оригинальности и противоречивости, о наличии самых различных теорий, идей и концепций.
Особенности русской политической
мысли были обусловлены «промежуточным»
положением России между западной и
традиционной цивилизациями, запоздалостью
ее политического развития, экономическим
и «культурным» отставанием, духовно-нравственными
и православно-религиозными ценностями
и общинно-коллективистскими
Расцвет русской политической
мыли приходится на XIX — начало XX в.,
когда проявилось наибольшее разнообразие
ее основных направлений и течений.
«Типологически» — это