Средства массовой информации и политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание

Цель работы - изучить роль средств массовой информации в политическом процессе.

Основные задачи:

 Изучить сущность средств массовой информации;

 Определить роль средств массовой информации в политической жизни;

 Выявить пути доступа к средствам массовой информации и контроля над ней.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Средства массовой информации и политика

1.1. Информационная революция………………………………………….4

1.2. Формы средств массовой информации в современном мире……….5

1.3. Власть и контроль над средствами массовой информации………….8

2.Доступ к средствам массовой информации
2.1. Доступ правительства к средствам массовой информации………..10
2.2. Доступ граждан к средствам массовой информации……………….11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)


По дисциплине: «Политология»

На тему: «Средства массовой информации и политический процесс»

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Средства массовой информации и политика

1.1.           Информационная революция………………………………………….4

1.2.           Формы средств массовой информации в современном мире……….5

1.3.           Власть и контроль над средствами массовой информации………….8

2.Доступ к средствам массовой информации

2.1.           Доступ правительства к средствам массовой информации………..10

2.2.           Доступ граждан к средствам массовой информации……………….11

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Исходя из сказанного, актуальность темы очевидна.

Цель работы  - изучить роль средств массовой информации в политическом процессе.

Основные задачи:

      Изучить сущность средств массовой информации;

      Определить роль средств массовой информации в политической жизни;

      Выявить пути доступа к средствам массовой информации и контроля над ней.

 

 

 

 

 

1.         Средства массовой информации и политика

1.1.           Информационная революция

Сама возможность взаимодействия между средствами массовой информации и политикой (а также форма такого взаимодействия) в основном зависит от того, какие средства массовой информации имеются в наличии. Государства с длительной историей развития на заре своего образования технически не были способны обеспечить быстрое, непрерывное и массовое освещение политических событий; более молодые государства с помощью спутниковой связи могут организовать репортажи и трансляцию политических новостей изо всех уголков мира.

Однако, перед тем, как начать, мы должны определиться с терминами. Когда мы говорим «средства массовой информации», то обычно имеем в виду газеты, журналы, радио и телевидение. Книги, письма и другие формы печатного слова редко включаются в это понятие, так как, по всей видимости, каждая из таких форм имеет свой уникальный характер и не может считаться регулярным продуктом какой-либо конкретной индустрии. Кинофильмы и записи, особенно на кассетах и компакт-дисках, и, разумеется, те, которые распространяются наподобие периодических изданий, все больше относят к категории СМИ. Последние достижения в области применения телеграфных средств, телефона, радио и телевидения (которые объединены, в общем, в одну категорию «средства телекоммуникации») придали телеграфу и телефону новые возможности (и новый статус), что позволило их также отнести к средствам массовой информации.

 

 

 

1.2.           Формы средств массовой информации в современном мире

Не только способы использования, но привычки и отношение людей к средствам массовой информации отличаются в разных уголках планеты. Чернокожий школьник в Южной Африке обращает больше внимания рубрике политических событий как по радио, так и в газетах, чем его белый сверстник. Японцы считаются наиболее постоянными читателями своих газет, однако сами они полагают, что газеты часто предвзято относятся к органам власти, и заявляют, что им не нравится, что во всех газетах пишут одно и то же. Бедный португальский фермер вряд ли имеет телевизор, почти наверняка не читает газет и в любом случае не привык доверять средствам массовой информации. Французы, англичане, американцы более доверяют телевидению, как наиболее важному источнику политической информации, чем западные немцы (необычно большое количество (16%) немцев заявляют, что наиболее важный и надежный источник информации - это разговор с другом). Жители самых бедных бразильских кварталов имеют телевизоры и смотрят информационные программы, но только 10% бразильских граждан читают газеты независимо от того, насколько высок уровень их жизни.

Насколько доступна политическая информация в мировом масштабе? В настоящее время в мире издается более 8 000 ежедневных газет, в общей сложности каждый день покупается более 40 млн. экземпляров. В мире существует более 1 млрд. радиоприемников, что приблизительно составляет 1 радиоприемник на 4 человека. В 34 странах мира насчитывается более 1 млн. телевизионных ретрансляторов, а общее количество телевизоров превышает 400 млн. Однако, если мы рассмотрим соотношение между количеством средств массовой информации на душу населения, сразу же становится ясно, что в глобальном масштабе существует большая диспропорция в отношении доступа к современным средствам коммуникации (см. Табл. 2 и Рис. 1).

В настоящее время выражение «узнать новости» имеет самые разнообразные значения в зависимости от того, в каком районе мира оно употребляется. В то же время, с технологической точки зрения, так быть не должно. Не смотря на то, что радио и телевидение (включая кабельное телевидение) в некоторых районах мира, возможно, недостаточно хорошо развиты, новые спутниковые средства могут обеспечить надежную связь практически с каждым уголком земного шара, где проживают люди. Такие спутниковые станции используются для передачи информации и ведения переговоров, для трансляции вещательных программ

 

Таблица 1. Плотность средств массовой информации на душу населения.

Район

% населения от общего количества мирового населения

Кол-во продаваемых ежедневных газет на душу населения

Кол-во радио-
приемников на душу населения

Кол-во названий публикуемых книг на душу населения

Расход писчей и печатной бумаги на 1000 чел., кг/год

Кол-во мест
в кино-
залах на 1000 чел

Тираж - ежеднев-
ных периоди-
ческих изданий
на 1000 жителей

Африка (исключая арабские государства)

9,9

1,0

1.9

1,4

900

4,0

13

Северная Америка

7,5

16,2

44,9

15,4

66,900

52,0

281

Латинская Америка

10,5

5,6

8,8

5,2

4,300

22,0

70

Азия (исключая арабские государства)

43,8

21,8

11,2

16.4

2,600

8,6

65

Арабские государства

4,5

0.7

1,9

1,0

1,500

7,4

20

Европа

4,5

28,2

16,5

45,6

23,200

39,0

243

Океания

8,1

1,7

1,5

0,8

11,000

30,0

305

Россия

8,1

24,8

13,3

14,2

4,900

98,0

396

Источник: Международная комиссия по изучению проблем коммуникаций, Many Voices, One World (Много голосов, один мир)(Париж, ЮНЕСКО, 2009г), стр. 125.

Даже такая простая форма средств телекоммуникаций, как телефон, имеется далеко не во всех слаборазвитых странах. Во многих государствах этой категории на 1000 жителей приходится не более 1 телефонного аппарата. Самый высокий уровень пользования телефоном в 34 слаборазвитых государствах составляет 7 из 1000. Доступ к другим формам коммуникационных средств также ограничен в развивающихся государствах. Единственное исключение составляет радио, о котором с уверенностью можно сказать, что ни одно другое средство массовой информации не способно охватить такое большое количество потребителей информационными, образовательным, культурными и развлекательными программами.

Проблемы, с которыми слаборазвитые страны сталкиваются при приобретении всех форм средств массовой информации, имеют политические последствия, далеко выходящие за рамки простого политического информирования. В странах с недостаточно развитыми средствами коммуникации в значительной степени сдерживается развитие сельского хозяйства, промышленности, судоходства, образования, здравоохранения и сферы социальных услуг. Это значительно осложняет задачу правительства в этих важных областях, усиливает политическую напряженность и нестабильность. В международном масштабе недостаточное развитие телекоммуникационных средств сдерживает культурное сближение наций, обмен новыми технологическими открытиями, мешает бороться с эпидемическими и другими болезнями, осложняет передачу призывов о помощи во время стихийных бедствий или политических катаклизмов.

 

 

 

1.3.           Власть и контроль над средствами массовой информации

Часто можно слышать, что демократические правительства осуществляют контроль над средствами массовой информации иначе, нежели власти в авторитарных и тоталитарных государствах. Правительственное регулирование в этой сфере может осуществляться от имени граждан, имеющих право слышать различные мнения, а также от имени властных структур, имеющих право ограничивать эти мнения в сфере их выражения в средствах массовой информации.

Первое, как правило все властные структуры, даже в неавторитарных государствах, склонны ограничить количество радио- и телевизионных станций, ссылаясь на ограниченное количество свободных частот. Выдачей подобных разрешительных лицензий занимается обычно правительственное учреждение. Последние достижения в сфере кабельного телевидения и спутниковой связи делают задачу ограничения количества станций менее острой, и это особенно характерно для телевизионного вещания, однако лицензирование, которое позволяет властям осуществлять контрольную роль над средствами массовой информации, особенно, когда речь идет о том, кому выдать новые лицензии или чьи просроченные лицензии должны быть возобновлены, представляет собой то полномочие, от которого правительства не хотят так легко отказаться. И можно даже сегодня слышать голоса, утверждающие, что в то время как в силу экономических факторов количество газет сократилось, было бы вполне разумным для властных структур взять на себя задачу лицензирования печатных органов.

Существует целый ряд положений и правил предписывающего характера, которые имеют целью обеспечить освещение широкого спектра общественного мнения в средствах массовой информации.

Важным также представляется государственное регулирование в отношении прав журналистов. Вопросы государственного регулирования в этой сфере весьма непросты, и ответы на них можно найти только вникнув в тонкости правительственного процесса. В политических системах с укоренившейся традицией уважения прав и свобод личности, в частности такой свободы как свобода слова, и там, где судебная власть отделена от исполнительной и законодательной власти, журналисты могут обратиться за защитой своих конституционных прав и требовать отмены правительственных ограничений на свою деятельность. В авторитарных политических системах журналисты находятся под значительно меньшей защитой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.         Доступ к средствам массовой информации

2.1.           Доступ правительства к средствам массовой информации

Политические кампании настолько зависят от освещения в средствах массовой информации, что взаимодействие между кандидатами и СМИ само по себе является новостью. Все более обычным для средств массовой информации становится собственное освещение чьей-либо кампании в рамках материалов о выборах. Государственные чиновники также используют СМИ для информирования общественности, дабы убедить ее в важности своих действий и политики, а выборные должностные лица - дабы оставаться на виду у публики, готовясь к следующим выборам.

Глава исполнительной власти любой страны всегда может рассчитывать на доступ к средствам массовой информации, хотя он не всегда может обеспечить, чтобы этот доступ работал на него или в его интересах. Современные президенты и премьер-министры уделяют значительное внимание отношениям со средствами массовой информации, содержат значительный штат, в обязанности которого входит не только подготовка пресс-релизов и ответов на вопросы, но также отслеживание освещения их деятельности в СМИ и поиск способов расширить его охват и улучшить тон, когда это кажется необходимым.

Попытки не допустить публикации либо исказить содержание информационных сообщений часто имеют обратный эффект, а пресса становится враждебной и еще более настойчивой в своей попытке добраться до правды. Более успешной тактикой является такой контроль за новостями, когда политик сам объявляет их на пресс-конференции, специальном брифинге для прессы или в пресс-релизе. Такая тактика позволяет руководителю государства казаться открытым и доступным, а также держать все под контролем. Отдельные выступления по телевидению также представляют собой хороший способ улучшения имиджа.

Информация о работе Средства массовой информации и политический процесс