Средства массовой информации в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:12, контрольная работа

Описание

Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, самую ведущую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие политической коммуникации…………………………………... 4
2. Средства массовой информации………………………………………….. 7
2.1. Понятие средства массовой информации……………………………… 7
2.2. Роль средств массовой информации в политике………………………. 9
2.3. Средства массовой информации в демократическом государстве…… 14
3. Политический маркетинг………………………………………………….. 19
4. «Четвертая власть», ее роль в реформировании России………………… 24
5. Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации……………………………………………………………………. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Список литературы…………….…………………………………………….... 29

Работа состоит из  1 файл

КР политология.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ 

КАФЕДРА ГУММАНИТАРНЫХ НАУК 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине «Политология» 

Тема  №19:

  «Средства массовой информации в политической системе» 
 
 
 
 

Выполнила:

 студентка  группы Б09

ОЗОСОП

Шубенкина В. А.

Проверил: __________

___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЕМЕРОВО 2010 
 
 

Содержание

  

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие политической коммуникации…………………………………... 4
2. Средства массовой информации………………………………………….. 7
2.1. Понятие средства массовой информации……………………………… 7
2.2. Роль средств массовой информации в политике………………………. 9
2.3. Средства массовой информации в демократическом государстве…… 14
3. Политический маркетинг………………………………………………….. 19
4. «Четвертая власть», ее роль в реформировании России………………… 24

5. Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации…………………………………………………………………….

26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Список  литературы…………….…………………………………………….... 29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Средства  массовой информации (СМИ) являются одним  из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные  функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

     Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения. СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

     Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, самую ведущую роль.

 
 
 
 
  1. Понятие политической коммуникации
 

     Политическая  коммуникация - это процесс передачи политической информации, которая циркулирует  между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин «политическая коммуникация» был использован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким основополагающим факторам в этой сфере:1

     - собственно коммуникативные аспекты;

     - функционирование и роль средств  массовой информации;

     - избирательный процесс;

     - коммуникация власти с общественностью.

     Большинство исследователей принципиально возражают  абсолютную тождественность политической коммуникации с пропагандой, которая приобрела однозначно оттенок негативной коннотации. Вместе с тем непредубежденный подход к этой проблеме свидетельствует, что как сам процесс убеждения, который лежит в основе политической коммуникации, так и инструментарий, который для этого применяют, имеет немало общего с методами пропаганды. Но в отличие от убеждения, пропаганда является односторонним коммуникативным процессом. Принципиальным отличием политической коммуникации от пропаганды являются ее функции, как распространение информации, обеспечение равного доступа к информации, побуждению граждан через информирование к участию в политической и общественной деятельности. Краеугольным камнем функционирования политической коммуникации является средств массовой информации - СМИ.2 СМИ есть не только основным каналом распространения политической информации, ее интерпретатором, но и активным участником этого процесса, частью политической и общественной систем. Ограничение деятельности СМИ или сознательное ограничение информационного потока самыми СМИ приводит к деформации и сбоям в коммуникативном политическом и общественном процессе. Подобные проблемы влияют на функционирование всей политической и общественной системы, ведут к разрушению демократических основ общества, ограничивают права и свободы граждан.

     Особое  место в политической коммуникации занимает обмен информацией между  правителями и управляемыми с  целью добиться их согласия. Действительно, любой правитель стремится добиться согласия с его решениями, а каждый управляемый старается выразить свои нужды и добиться, чтобы о них узнали. Согласие между этими двумя сторонами может создаться только с помощью коммуникации, обмена.

Политическая  коммуникация отвечает фундаментальной  потребности политической системы: для политической системы она то же, что кровообращение для организма человека.

     Коммуникация  в широком смысле слова — все  виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов. Язык жестов, дорожные знаки, государственная и политическая символика, правила этикета и пр. — все это несет необходимую для социализации индивида информацию.

     Понятия «массовая коммуникация», «массовая  информация» активно вошли в  язык XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

     Многие  поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации — устным словом.

     В политической системе функции информирования, взаимосвязи между людьми, организациями  выполняет информационно-коммуникативная  система.

     В определенном смысле информация правит миром Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентации. Какими средствами распространяется, передается информация?

Можно выделить три способа коммуникации.

  1. Коммуникация через средства массовой информации. Речь идет о печатных (пресса, книги, плакаты и т. д.) и электронных средствах (радио, телевидение и т. д.) массовой информации.
  2. Коммуникация через организации. Политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми. В настоящее время с полным основанием сюда следует включить разветвленную сеть научных и научно-информационных учреждений, объектом деятельности которых выступает изучение политики и накопление политической информации. Научно-информационная инфраструктура широко развита и представлена научными институтами, центрами, консультационными службами.
  3. Коммуникация через неформальные контакты. Этот способ коммуникации через личные связи важен в примитивных, или традиционалистских, обществах. Но он сохраняет значение и в развитых обществах, даже в условиях расцвета средств массовой информации.
 
 
 
  1. Средства  массовой информации

    2.1. Понятие средства массовой информации

     Средство  массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

     К СМИ относятся:

  • Печатные издания (пресса): газеты, журналы
  • Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

     С течением времени рассмотрение СМИ  как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

      СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т. д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т. д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

     Знаменательно, что в современной политологии  СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают; тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.

     Особенность СМИ состоит в том, что они  обладают способностью прямо обратиться к общественности, минуя такие  традиционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и  организации и т. д. Эта их способность  используется политическими деятелями, политическими партиями и т. д. СМИ выступают активным субъектом политической жизни и в такой роли могут многое.

     В течение долгого времени главным  источником информации для широкой  аудитории служила пресса — газеты и журналы. Многие из них и возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс.

Информация о работе Средства массовой информации в политической системе