Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 07:23, курсовая работа
Человек, считает он, должен в своем поведении руководствоваться велениями нравственного закона. Свобода имманентна каждой личности, но она часто перерастает в произвол одного человека по отношению к другому. Чтобы ограничить такой произвол, необходимо право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства, благо и назначение которого Кант видит в максимальном соответствии его устройства и деятельности принципам права (концепция правового государства). Идеал Канта - верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве при ограничении избирательных прав трудящ
Вслед за приведенной характеристикой идеологии неоконсерватизма возникает вопрос: является ли консерватизм идеологией прогресса? Ответ на этот вопрос, скорее всего, не однозначен.
Неоконсерватизм как идейно-политическое течение представляют две научные школы: "монетаризма" и политической футурологии. Первая, как известно, выступает под вывеской "чикагской школы". В центре ее исследований и пропаганды идеи свободного рынка и оппозиция учению Дж. М. Кейнса. Представители этой школы лауреаты Нобелевской премии, монетаристы М. Фридмен и Ф. Хайек, сторонники "количественной теории денег". В соответствии с этой теорией, денежное обращение и его законы составляют центральный элемент хозяйственной системы любого общества, состояния экономической конъюнктуры.
Общеизвестно, что все
современные идейно-
Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются футурологи Даниэл Белл и Джон Нейсбит. В книге «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл делит развитие общества на три стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В целом, в концепциях постиндустриализма неоконсервативных авторов преобладает мажорная тональность. И это не случайно, так как они представляют себе США как мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса.
Что касается других проявлений неоконсерватизма как одного из ведущих течений современной западной общественной мысли, то следует учитывать, что американский неоконсерватизм в сфере политики неразрывно связан с деятельностью республиканской партии. Это проявляется и в области внешней политики. Так, 80-е годы годы правления в США республиканской партии ознаменовались резким поворотом в области прежде всего американо-советских отношений. Суть этого поворота в отходе от политики "силового глобализма", вытекающей из представлений о Советском Союзе как об "империи зла-^-', в отказе от политики "холодной войны" и переходе к добрососедским отношениям с нашей страной. (Однако это не означает, что американское руководство после ухода неоконсерваторов оставило мечту о лидерстве США в современном мире).
С победой демократической партии США на президентских выборах 1991 г. неоконсерватизм как идейно-политическое течение не перестал доминировать в США и других развитых странах. Неоконсерватизм явление международное. Наиболее широко он представлен (кроме США) в таких странах Западной Европы, как Франция и ФРГ. Было бы ошибочным предполагать, что неоконсерватизм не имеет никакого отношения к нашей российской политической практике. Речь идет прежде всего о всеобщности ряда черт консервативного мышления в нашей стране, в том числе о сохранении старого мышления, духовности общественного сознания, зависимости от стереотипов прошлого.
Диапазон взаимодействия
неоконсерватизма с другими идейно-
Социализм как идейно-политическое течение и одно из направлений общественно-политической мысли и сегодня остается достаточно популярным в мире. Однако это течение отнюдь не является однородным. Единое социалистическое движение перестало существовать с августа 1914 г., т.е. с начала первой мировой войны. В нем сегодня просматриваются три направления: умеренное (центристское), олицетворением которого является социал-демократизм; лево-радикальное, представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма" "теологией освобождения". Третья ветвь социалистической мысли Запада "неомарксизм". Следует сказать, что понятие "кризис марксизма" относится преимущественно к марксизму как идеологической системе. Теория и методология его сегодня и впредь будут находиться в русле мировой общественно-политической мысли. В США в середине 80-х годов оформилось теоретическое направление, названное "аналитическим марксизмом", выпускается сборник с аналогичным названием. В Италии на рубеже 7080-х годов вышел в свет четырехтомный труд «История марксизма», последний том которого назван «Марксизм сегодня». Во Франции с конца 80-х годов выходит журнал «Актуальный Маркс», в котором регулярно даются обзоры состояния марксистской мысли на Западе.
Современные социал-демократы
как представители
К началу 90-х годов в мире насчитывалось более 300 социал-демократических партий, из которых 30 являются правящими, 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации Социнтерн. (Социал-демократическое идеи не получили распространение только на американском и африканском континентах).
Суть концепции "демократического социализма" состоит в приоритете государственного регулирования экономической жизни в сочетании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национализацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль государства за деятельностью транснациональных компаний, обеспечение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласованного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире.
Социализм в понимании социал-демократов это не общест-* венный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный и бесконечный.
В современных условиях теория социализма совершенствуется, особый акцент при этом социал-демократы делают на поиске баланса между индустриальным и коллективным началами в жизни общества.
В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-летний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих партий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь нашего общества пока незначительно.
Еще одним направлением современной политической мысли является этнополитическое. Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся: осуществление права на самоопределение и независимое развитие каждой нации, народности, племени, любой социальной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами; приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в решении всех общественных проблем.
Получается, что самым надежным способом обеспечения интересов даже малых этносов является государственная самостоятельность, несмотря на мощные интеграционные процессы, существующие в мире. Именно эта тенденция привела к возникновению острейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, между Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем. До сих пор эти проблемы не разрешены в Таджикистане. Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации.
Современные этнополитические идеи, теории повсеместно оказывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить прогресс человечества.
Можно предположить и с
определенной степенью уверенности
утверждать, что обострение этнических
проблем, крушение многих традиционных
светских представлений об окружающем
мире, а также разрушение прежних
устоявшихся материальных и моральных
устоев существенно увеличило
В мире насчитывается свыше 1 млрд христиан, в том числе около 600 млн католиков, более 1 млрд мусульман, подавляющее большинство которых составляют сунниты, к 1 млрд приближается количество последователей индуизма и буддизма. Более 100 млн человек придерживаются разнообразных местных верований. Разумеется, далеко не все верующие вовлечены в политику. Но значительная их часть ориентирована на определенные религиозно-политические концепции. Политическое содержание и общественная роль религиозно-политических течений (доктрин) определяется отнюдь не их базовыми конфессиями, а политическими устремлениями групп, формирующих эти течения, и интересами их последователей. Общим почти для всех религиозно-политических течений является религиозно-этическое обоснование политических целей и поиск религиозно-этических путей решения общественных проблем.
Наиболее активными и влиятельными являются поборники создания "исламских государств" в Иране, Пакистане, Афганистане, Алжире. Усиливается влияние фундаменталистов ислама в странах Средней Азии бывших республиках СССР.
Влияние религиозных идейно-
В 60-e 70-е годы появилось еще одно направление общественно-политической мысли эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, нанесшего колоссальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида.
При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.
Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического характера, приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений такого переустройства общества, которое обеспечит гармонизацию его отношений с природой.
Следует признать, что подавляющее
большинство эколого-
Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в обществе весьма активного экстремизма. Экстремистскими называют разные идейно-политические течения:
неофашистские и троцкистские,
радикальный исламский
Экстремистские концепции апеллируют к не самым лучшим чувствам людей зависти, злобе, шовинизму и находят своих приверженцев в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма.
Наиболее активными в 80-e 90-е годы оказались троцкистские и неофашистские концепции. Различные троцкистские концепции, получившие распространение во всем мире, сводятся к идее продолжения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудящихся. Есть даже случаи, когда они призывают к вооруженному насилию.
Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Италии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Муссолини. Ноу всех этих концепций и их предшественников есть объединяющий их показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталитаризма, насилия, стремятся опереться на национализм.
В некоторых странах остаются популярными идеи анархизма, проповедующие индивидуальную свободу в обществе без государства. Известно, что экстремистские идеи способны толкнуть людей на авантюры, на разрушительные и кровавые, но в конечном счете бесплодные действия.
Все направления и течения
общественно-политической мысли в
большей или меньшей мере поворачиваются
к проблемам кризиса
Заключение
Политическая мысль XIX-ХХ веков характеризуется ярко выраженной тенденцией к демократизации, гуманизации и рационализации. Эпоха буржуазных революций и процесс становления капитализма накладывают свой отпечаток на содержание политических теорий и деятельность научных сообществ. Со второй половины ХХ века начинается новая эпоха развития общества и соответственно наблюдается взлет политической мысли, призванный проанализировать и обобщить глобальные изменения и новые реалии. С 1994 года начинается развитие политической науки в новой России. Активно формируется отечественная политическая школа и новые научные направления, отражающие демократические тенденции развития современного российского общества и государства.
Информация о работе Становление политологии на рубеже ХIХ - ХХвв